Найти в Дзене
Журнал ПРИГОРОД

Эка, форест!

Оглавление

Начались продажи в коттеджном поселке «ЭКО Форест», на северном берегу озера Воякоярви. К проекту есть серьезные вопросы.

Девелопер проекта – компания «Северная Долина». Участок площадью 31,5 га находится в частной собственности. Категория – сельхозка, вид использования – для ведения садоводства. Он поделен на 316 домовладений, от 6 до 13 соток. Цена – от 1,2 до 4,8 млн рублей. В пакете коммуникаций – дороги и уличное освещение.

Как сообщается на сайте проекта, «можно подключить» 15 квт электричества и водопровод. С учетом недавнего повышения тарифов на подключение, 15 квт могут обойтись владельцу в 130,5 тысяч рублей. В какую сумму обойдется водопровод – не указано.

Но проблема даже не в этом. К поселку нет официальной дороги. И нет зарегистрированного выезда на трассу. Неофициальный проезд – через скандально известную дорогу, ведущую от 25 километра шоссе «Петербург-Матокса» к СНТ «Защита».

Она проходит отчасти через муниципальные земли, и по этому поводу сейчас как раз идут суды. Отчасти – через оборонные. На кадастровой карте указано: «Обеспечение вооруженных сил».

Альтернативные варианты тоже сомнительны – по тем же причинам. Теоретически возможен окружной въезд-выезд через земли СНТ «Защита». Но через это садоводство уже путешествуют грузовики и авто от СНТ «Новое Токсово», что даже лояльных по отношению к председателю Сергею Атаманчуку садоводов вовсе не радует. А в случае смены начальства (например, в рамках уголовного дела) проезд и вовсе может быть перекрыт.

Кроме того, на территории к северу от Воякоярви, судя по спутниковым снимкам и по отзывам активистов – лес. И он находится в ведении Морозовского лесничества. В 2019 года арбитражный суд рассматривал довольно скандальное дело.

Индивидуальный предприниматель Андрей Алексеев (по данным открытых источников - учредитель компаний ЛСК, «Лидер Консалт», «Промлес», ДНП «Западная Лица – 2» и др.) оказался владельцем двух десятков участков из состава земель Ржевского полигона, общей площадью несколько сотен га.

И потребовал, чтобы военные снесли лес, потому что «нахождение на земельных участках зеленых насаждений нарушает права истца». (Дело А56-162876/2018).

Суд указал, что, в соответствии с Лесным кодексом, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. «Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель».

По мнению суда, перечисленные в иске участки «не являются лесными». А значит – в отношении этих земель нельзя составить «проект освоения лесов» и провести государственную или муниципальную экспертизу.

Хотя ранее спорные участки «относились к категории земель обороны, а произрастающий на ней лес находился в ведении ФГУ «Морозовское лесничество» МО».

Суд подчеркнул, что истец (собственник) не вправе самостоятельно произвести вырубку, и обязал ответчика, ТУ лесного хозяйства Минобороны, сделать это (вырубить лес) – за счет истца…

Тут, конечно, много еще есть юридических «загогулин». И участки (не все, но многие) давно поменяли номер, что затрудняет ссылки на данное решение. И лесники могут найти много причин, чтобы не торопиться. Но в целом – «дело засужено».

С другой стороны, есть случаи, когда юристы Минобороны возвращали участки из частной собственности – ведомству, как «неправомерно выбывшие». Например, см. историю про земли у базы СКА.

Причем суд специально оговорился: на иски о признании права собственности отсутствующим не распространяется срок исковой давности. Так что – рулетка.

О рисках, связанных со строительством на лесных землях, см. также в колонке риэлтора Максима Хансона.

И еще. Если посмотреть на кадастровую карту, то видно, что огромные лесные массивы в Токсово и вокруг распилены и поделены. К востоку и к югу от Воякоярви. Вокруг Хепоярви. У Лассылампи.

У Курголовского. Вокруг Парковой улицы в Новом Токсово… Тем самым Токсово в недальней перспективе имеет все шансы превратиться из «Русской Швейцарии» в унылую сельхозку, с домиками в полях.

Таких поселений много на южном направлении, и дома в них стоят в полтора раза дешевле, чем на северном. А о былом будут напоминать только названия улиц – Лесная, Боровая, Зубровый переулок…

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"