Согласно «теории поколений» У.Штрауса и Н.Хау, определено, что в настоящее время обучение в школе проходят представители поколений «зет» и «альфа». И они отличаются от своих учителей, как небо от земли. Кто же понять, кто они такие и подобрать методы обучения, интересные и учителям, и детям?
Итак, поколение «зет». Детки, родившиеся с 2000 по 2013 годы, для которых характерно:
· ни дня без интернета
· жизнь в «гаджете» как продолжение реальной жизни
· все аспекты жизни связаны с новейшими технологиями
· потеря интереса к классическому образованию
· стремление к наслаждению жизнью
Их сильные стороны: психологическая гибкость, эрудированность, обучаемость, практичность и креативность. При этом они, чаще всего, обладают низкой концентрацией, слабой памятью, болезненным отношением к критике, быстрой потерей интереса и проблемами в общении.
Представители поколения «альфа» родились совсем недавно – в период с 2014 по 2022 годы – и для них интернет, включая социальные сети, это уже не часть жизни, а сама жизнь. В их мире полное отсутствие географических и социальных границ. Они воспринимают мир глобально.
Высокая скорость восприятия информации, мобильность, открытость, толерантность и стремление к ненасильственному общению – их сильные стороны. При этом они зависимы от технологий, избегают привязанностей, постепенно утрачивают «ручные навыки» и переживают гораздо меньший спектр эмоций, чем их родители, не говоря уже о бабушках и дедушках.
Так как же совместить ofline и online технологии, одновременно адаптировав к способу восприятия информации детьми и подростками, но, в тоже время, поддерживая развитие «ручных навыков»?
Вы удивитесь, но такая технология создана компанией ООО Центр «Витязь» в прекрасном городе Туле. Обладая уникальным, пятнадцатилетним опытом разработки командообразующих игр для взрослых и детей сотрудники компании предложили интересную идея и разработали уникальный российский проект – интерактивная развивающая игра «Россия в деталях».
Игра предназначена для использования в учебной деятельности и организации внеурочных занятий. Является интересным визуальным инструментом для решения широко спектра образовательных и воспитательных задач.
В игровой комплект входит сборная карта России (85 деревянных деталей – регионов, с цветовым выделением федеральных округов), познавательные тематические викторины в реальном виде (комплекты карточек с вопросами и ответами – вопросы викторины составлены таким образом, что при пробелах в знаниях по той или иной теме, ответ на вопрос можно вычислить логическим путем), QR код доступа для ведущего игры к специальному интернет-порталу викторина71родныеигры.рф, на котором размещены различные викторины с иллюстрациями и возможностью подсчета очков при проведении игры в виде соревнования, схема сборки карты России, брошюра с методическими рекомендациями по проведению игры, включающая описание состава игрового комплекта, способов организации сборки карт и проведения обучающих викторин, игровые правила, технология пользования порталом.
Апробация на выборке 370 человек в возрасте 10-16 лет показала, что дети и подростки быстро и легко включаются как в процесс сборки карт, так и в процесс узконаправленной информационной деятельности – ответы на вопросы викторины (включенность в первой части игры составила 94%, во второй части – 95%). При опросе ребят приоритетность той или иной части игры не выявлена: они с одинаково проявленным интересом собирают единый образ России и решают поставленные интеллектуальные задачи. Причем, при проведении викторины соревновательный мотив для них не явился ведущим – 63% участников экспериментального пула назвали в качестве основных мотивов участия в игре – познавательные мотивы.
Педагоги школ особо отметили, что комплект выполнен из экологически-чистых материалов и рассчитан на многоразовое использование, а также на то, что библиотека тематических викторин на интернет-портале регулярно пополняется. Это важно для поддержания живого интереса участников и возможности проведения серии тематических занятий.
Разработчики, наблюдатели и педагоги, работающие с детьми и подростками, сошлись во мнении о том, что предложенная интерактивная игра может быть использована в образовательных и молодежных учреждениях, летних детских лагерях и досуговых молодежных центрах, поскольку помимо основной своей функции – образовательной, она ненавязчиво способствует воспитанию патриотического настроя молодого поколения и увеличению багажа знаний о культурном и историческом наследии нашей великой Родины.
Сочетая в себе ofline и online форматы, она является эффективным инструментом для работы с представителями поколений «зет» и «альфа», удовлетворяя их потребности в технологичности, использовании «гаджетов» и сети интернет, а также соответствуя мобильности, особенностям восприятия, высокой скорости восприятия информации, открытости и толерантности. При этом, она позволяет развивать концентрацию внимания, оперативную память, поддерживать интерес участников довольно длительное время и тренировать владение «ручными» и коммуникационными навыками.