Одним из самых популярных видов отделки декольте в XIX в. была т.н. "берта" - широкая оборка, которая окружала вырез. Помните "Анну Каренину", эпизод, когда Кити приезжает на бал? "Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта..."
Так вот. Сегодня мы сравним с вами то, как украшали платье в 1830-х и 1840-х. Вроде бы и похоже.... Но всё же по-разному. И мне интересно, какой вариант вам больше понравится. :)
Итак, 1830-е! Эпоха дам, приятных во всех отношениях. В моде тонкая талия, пышные юбки и огромные рукава, похожие на воздушные шары, как писал Гоголь. И именно расширенная линия плеча в сочетании с широкой юбкой и позволяла талии казаться особо тоненькой. А как можно линию плеч расширить? С помощью помянутых рукавов, широких отложных воротников, пелеринок, и, если на вас декольтированное платье, с помощью тех же берт.
Поэтому в 1830-х, особенно в первой их половине, эти оборки, как правило, были густо собраны, чтобы быть пышными, "торчащими". При этом были они, как правило, хоть и широкими, но в меру - прикрывали только верхнюю часть не менее пышных рукавов.
Но мода потихоньку менялась. Ушли в прошлое огромные рукава, изменилась сама линия плеча - она стала покатой. И берты, соответственно, изменились тоже. Теперь кружево разве что чуть-чуть сосборивали, и оно окружало декольте почти гладкой рамкой. А, поскольку рукава стали узкими, это позволяло делать берты длиннее, и они иногда спускались едва ли не до талии.
Например, в 1844 в "Библиотеке для чтения" писали: "К важным новостям принадлежит ещё то, что хорошими кружевами не обшивают теперь ничего в виде оборки: когда кружево прекрасно, его пришивают вгладь, плоско, на самое материи платья, капоте или мантильи".
А какая при этом экономия кружева получается, больше, чем в два раза! И можно насладиться его красотой, она не потеряется в складочках.
Словом, вам какой вариант ближе - пышное в складочку, или же гладкое? :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!