Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

В складочку и без складочек

Одним из самых популярных видов отделки декольте в XIX в. была т.н. "берта" - широкая оборка, которая окружала вырез. Помните "Анну Каренину", эпизод, когда Кити приезжает на бал? "Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта..."

Так вот. Сегодня мы сравним с вами то, как украшали платье в 1830-х и 1840-х. Вроде бы и похоже.... Но всё же по-разному. И мне интересно, какой вариант вам больше понравится. :)

Слева - портрет Каролины Топпо, Иосип Томинц, 1829. (с) Из частной коллекции. Справа - портрет Натальи Николаевны Пушкиной, Александр Брюллов, 1831-32. (с) Из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина
Слева - портрет Каролины Топпо, Иосип Томинц, 1829. (с) Из частной коллекции. Справа - портрет Натальи Николаевны Пушкиной, Александр Брюллов, 1831-32. (с) Из коллекции Всероссийского музея А.С. Пушкина

Итак, 1830-е! Эпоха дам, приятных во всех отношениях. В моде тонкая талия, пышные юбки и огромные рукава, похожие на воздушные шары, как писал Гоголь. И именно расширенная линия плеча в сочетании с широкой юбкой и позволяла талии казаться особо тоненькой. А как можно линию плеч расширить? С помощью помянутых рукавов, широких отложных воротников, пелеринок, и, если на вас декольтированное платье, с помощью тех же берт.

Поэтому в 1830-х, особенно в первой их половине, эти оборки, как правило, были густо собраны, чтобы быть пышными, "торчащими". При этом были они, как правило, хоть и широкими, но в меру - прикрывали только верхнюю часть не менее пышных рукавов.

Слева - портрет Марии Изабеллы Испанской, Александр-Жан Дюбуа-Драгоне, 1830. (с) Из частной коллекции. Справа - портрет фрау фон Штадлер, Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1835. (с) из коллекции Галереи Бельведер
Слева - портрет Марии Изабеллы Испанской, Александр-Жан Дюбуа-Драгоне, 1830. (с) Из частной коллекции. Справа - портрет фрау фон Штадлер, Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1835. (с) из коллекции Галереи Бельведер

Но мода потихоньку менялась. Ушли в прошлое огромные рукава, изменилась сама линия плеча - она стала покатой. И берты, соответственно, изменились тоже. Теперь кружево разве что чуть-чуть сосборивали, и оно окружало декольте почти гладкой рамкой. А, поскольку рукава стали узкими, это позволяло делать берты длиннее, и они иногда спускались едва ли не до талии.

Слева - портрет Софьи Шуваловой (ур. Бобринской), Карл Брюллов, 1849. Справа - портрет молодой женщины, Тимофей Нефф,1849. (с) Из коллекции Эрмитажа.
Слева - портрет Софьи Шуваловой (ур. Бобринской), Карл Брюллов, 1849. Справа - портрет молодой женщины, Тимофей Нефф,1849. (с) Из коллекции Эрмитажа.

Например, в 1844 в "Библиотеке для чтения" писали: "К важным новостям принадлежит ещё то, что хорошими кружевами не обшивают теперь ничего в виде оборки: когда кружево прекрасно, его пришивают вгладь, плоско, на самое материи платья, капоте или мантильи".

А какая при этом экономия кружева получается, больше, чем в два раза! И можно насладиться его красотой, она не потеряется в складочках.

Слева - портрет Е.И. Тон, Алексей Тыранов, 1844-45. (с) Из коллекции  Национального художественный музей Республики Беларусь  Справа - портрет Агаты Петронеллы Хартсен, Ян Виллем Пилеман, 1841. (с) из коллекции Рейксмюсеума
Слева - портрет Е.И. Тон, Алексей Тыранов, 1844-45. (с) Из коллекции Национального художественный музей Республики Беларусь Справа - портрет Агаты Петронеллы Хартсен, Ян Виллем Пилеман, 1841. (с) из коллекции Рейксмюсеума

Словом, вам какой вариант ближе - пышное в складочку, или же гладкое? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!