Найти тему
Антрепренёры

Иван СОРОКИН: детский сад открывается ровно за месяц

Оглавление

Наш очередной выпуск подкаста посвящён дошкольному образованию. Его герой – Иван Сорокин, предприниматель, основатель сети детских садов Smile Fish. Как пишут СМИ, в 2021 году оборот сети достиг 402 миллиона рублей. Есть чем гордиться! А заглянув в Яндекс на рейтинг, можно увидеть оценку 4.8 и хорошие отзывы.

Как и в выпуске про Белёвскую пастилу, затронули тему семейных традиций и преемственности. Но в случае Ивана бизнес-проект запустила мама, открыв первый частный сад ещё в Советском Союзе. Также в беседе с гостем затронули темы образования, франшизы, найма сотрудников и роли лидера.

Слушайте подкаст в Яндекс.Музыке и телеграм-канале.

Про мамин детский сад:

По призванию моя мама – педагог. Она рассказывала, что с самого детства любила играть с куклами в школу, сочиняла стишки, песенки. Когда я был маленький, мама хотела отдать меня в обычный детский сад, который был положен любому работающему советскому родителю. Мама пришла отдавать маленького меня в детский садик, и, идя по коридору, увидела, как в одной из групп воспитатель кричит на малышей, которые сидят испуганные и прижавшиеся к стенке. Поэтому решила ни за что не отдавать туда меня, а вечером ей пришла в голову идея: она написала объявление, что готова сама нянчиться с детьми. Первые желающие пришли уже на следующий день, люди активно приводили своих детей. Так мама создала свой домашний садик прямо у нас в квартире. Тогда мама собрала маленькую группу из трех-четырех детей, и я рос в этой атмосфере домашнего детского сада.

Я уверенно могу сказать, что мама была первой создательницей частного детского сада в СССР. Маме важна была социализация ребёнка, чтобы он рос в любви, заботе и в окружении других детей, деньги были далеко не главным двигателем. Тем не менее, в Хабаровске, моём родном городе, сеть выросла до шести детских садиков. В тот момент назвали их «Золотая Рыбка». Эти детские сады сохранились и продолжают работать уже более 30 лет, но теперь уже входят в сеть Smile Fish.

Про свой приход в бизнес:

Я никогда не занимался детьми, это было не про меня. Просто меня воспитали в любви. Во взрослом возрасте, уже живя в Москве, я начал разговаривать с мамой о том, нужна ли ей помощь с продажами в её детских садах. Она объяснила мне, как работают детские сады, и я понял, что там нет ежемесячных продаж. Доход с детского садика на протяжении года – это практически константа. Родители осознанно приводят ребенка в детский сад, проходят с ним период адаптации, и они не хотят уходить в новое место в следующем месяце – в основном, ты можешь рассчитывать на долгосрочную перспективу.

Иван Сорокин
Иван Сорокин

Когда мы с женой узнали, что она беременна первым ребёнком, я очень сильно впечатлился и начал предлагать ей открыть свой первый детский садик для нашей дочери. Помня опыт своей мамы, советуясь с ней, открыл наш первый детский садик. Мама – очень структурный человек, она по полочкам разложила всю информацию, объяснила каждый шаг. Меньше, чем за полгода мы заполнили первый детский садик. Затем друзья, увидев наш успех, начали спрашивать, как мы это сделали, и могут ли они повторить. Тогда я назвал первое, что пришло в голову: «франшиза»!

Про отличие детских садов Smile Fish:

У многих современных детей нет детства, потому что они постоянно заняты обучением. Они многое знают ещё до школы. Такой ребёнок абсолютно демотивирован, наверное, до пятого класса, а когда начинается более сложная программа, у него просто нет привычки прикладывать усилия. В наших детских садах мы, в первую очередь, закладываем фундамент личности. Об этом, о реформе образования и о том, что мы делаем в своих детских садах, я написал книгу «Поколение».

Мама всегда говорила: «Есть две рельсы, по которым едет локомотив воспитания личности, – любовь и дисциплина». Сегодня, к сожалению, у большинства родителей есть перекос в одну из сторон. Многие начитались отрывков из каких-то модных современных психологов, которые говорят, что ничего запрещать нельзя. Но всё-таки социальные психологи говорят, что детям нужны правила. Ребёнок тогда чувствует себя в безопасности. Рядом нужен лидер, он может быть и строгим, и нежным, нужно соблюдать очень мудрый баланс.

Презентация книги
Презентация книги

Про специфику работы:

Интересно, что до 2013 года не было никаких норм в той сфере, которую создаём мы. По сути, мама была одной из тех, кто подтолкнул индустрию домашних детских садов к развитию. Сфера появилась, но не было никак регламентировано юридически. И в итоге соответствующие службы выработали определённые нормы.

Мы юридически не детский сад, это называется «присмотр и уход за детьми на дому». Все сады мы делаем в домашних условиях. На сегодняшний день во всех наших детских садах есть чёткие стандарты и требования, которые мы выполняем, но ещё выше наши внутренние стандарты! Да, можно исполнять СанПиН, которые говорят, что на ребенка должно приходиться не менее двух квадратных метров. То есть ты можешь загнать двадцать детей в помещение 40м2. Мы же не делаем помещения для своих детских садов меньше, чем 85м2, и группа рассчитана на 16 детей, значит, квадратных метров, рассчитанных на ребенка, у нас гораздо больше. Также у нас прописаны внутренние регламенты, что все детские сады должны размещаться либо на первом этаже, либо на втором над нежилым фондом, чтобы не приносить неудобств соседям.

Про набор персонала:

К нам часто приходят девушки с высшим образованием, красным дипломом, но абсолютно потухшим взглядом. Поэтому на собеседованиях первый вопрос, который мы задаем: «Любишь ли ты детей?». Бывает такое, что этот вопрос загоняет человека в тупик. Когда проводим собеседования, то сразу стараемся увести в какую-то практику: спеть нам песню, устроить игру, чтобы мы понимали, как воспитатель себя чувствует.

Мы никогда сразу не допускаем незнакомцев к детям, потому что дети – это самое драгоценное в жизни; и уровень услуги, которую мы предоставляем, должен быть наивысшим. Главная особенность детских садов Smile Fish – чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уютно, как дома. Нам важно бережное отношение и заботливый подход к ребёнку, программа вторична.

Все новые воспитатели проходят стажировку, прежде чем начать работать с детьми полноценно. Все наши сотрудницы мотивированы, потому что они растут на этой работе. Нет ни одной девочки, у которой не повысилась бы зарплата через год работы в детском саду. Очень многие стали управляющими детских садов или даже открыли собственные детские сады. Мы их на это мотивируем.

Про франшизу:

Чистая ежемесячная прибыль одного нашего детского садика в Москве – 250-300 тысяч рублей. Если предприниматель зарабатывает меньше, то у него что-то не так. Приглашаем его обсудить финансы и помочь разобраться в причинах.

В чём преимущество нашей франшизы? Она покупается не на один детский садик, а на определенный район, в котором партнёр, заплатив единожды, может открыть пять-шесть детских садов. В франшизе есть паушальный взнос и есть затраты на открытие. Паушальный взнос дорогой – 3,5 миллиона рублей: 2,5 миллиона он платит в качестве аванса, затем мы начинаем работу.

Как только мы сняли помещение, мы засекаем ровно месяц: по стандартам компании детский сад открывается ровно за месяц. Наверное, наш взнос самый дорогой на рынке. Но за всё время существования нашей франшизы ни один наш детский сад не закрылся и не разорился, и нет ни одного партнёра, который бы вышел из бизнеса. Мы регулярно проводим бесплатные обучения для всех партнёров. Им не нужно ничего доплачивать, не нужно покупать у нас мерч, потому что зарабатываем мы не на этом. Для нас главное, чтобы сеть быстро росла и развивалась.

Чем отличается плохая франшиза от хорошей? В плохой вы задаете вопрос, что представляет из себя франшиза, и вам отвечают: «Ой, персональный менеджер на связи 24/7, он со всем вам поможет». Хорошая франшиза имеет четкие регламенты и список документов, которые она передаёт при покупке, описывающих каждый аспект работы.

На сегодняшний день франшизу Smile Fish открывают либо наши близкие друзья, либо бывшие клиенты, либо бывшие сотрудники. Мы не рекламируем франшизу, у нас нет отдела продаж. Сейчас у нас 12 собственных детских садов и более 80 садов во всей сети.

Про свою роль в бизнесе:

Лично я сейчас занимаюсь управляющей компанией, и моя задача как лидера – формировать видение. Если видения нет, компания начинает буксовать. Лидер должен жить будущим. Второй моей задачей является формирование корпоративной культуры, этого тоже не может сделать никто, кроме лидера. Ключевые компетенции лидера – это транслирование видения, развитие корпоративной культуры и технология нашего развития. Моя задача – постоянно создавать и развивать эту технологию, прописывать инструкции, регламенты, фиксировать все процессы.

Я топлю за реформу образования, хочу улучшить всю систему! Я верю, что могу произвести перемены через своё дело. Я верю в критическую массу населения, в такое меньшинство, которое может повлиять на все сообщество, которое заряжено одной идеей и одной философией. Для России критическая масса составляет 12 тысяч человек, и я уверен, что через тысячу детских садов, куда будет приходить по двенадцать детей, я смогу этого добиться. Если кратко, то я формирую такое видение: мы строим тысячу садов. Значит, каждый, кто к нам приходит, понимает, какая у нас цель, и планирует ее достигать совместными усилиями.

Про работу в кризис:

Мы стойко пережили пандемию. Работа останавливалась только на неделю, а потом уже начали открываться в качестве дежурных групп. Много людей звонили и умоляли забрать детей, так как были на удаленке и не справлялись. Во время пандемии ни один из наших садов не ушёл в минус, в тот год мы открыли двадцать новых детских садов.

Что такое, вообще, кризис? Это отсутствие правил, поэтому люди впадают в ступор. Но человек способен адаптироваться к любым условиям. Да, после 24 февраля на какое-то время у нас уменьшилось количество детей, потому что уехали иностранцы, чьи дети к нам ходили, но этот отток не был катастрофичным. Дети есть и будут всегда, по всему миру и во все времена они нуждаются в любви и заботе, а наша задача – создавать им настоящее детство в своем островке безопасности.

-4

Над текстовой версией работали: