Найти тему
Журнал не о платьях

"За рубежом они с женой даже наедине друг с другом разговаривали на немецком, английском или польском". Разведчики Мукасеи

Источник фото: berkovich-zametki.com
Источник фото: berkovich-zametki.com

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Создание легенды

В 1943 году командировка в США закончилась, и супруги вернулись в Москву. После освобождения Белоруссии Михаил Мукасей узнал, что его родители и родственники, оставшиеся на оккупированной территории, были расстреляны фашистами.

По возвращении на родину Михаил Мукасей был назначен заместителем начальника учебной части разведшколы, а его жена стала секретарем художественного совета МХАТа. По словам Елизаветы, театр был «светлым пятном» в ее жизни.

«Василий Иванович Качалов держал меня за руки и все спрашивал: «Как же так, почему вы не актриса?» -- вспоминала разведчица.

Между тем международная обстановка изменилась. 5 марта 1946 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль произнес знаменитую речь, в которой утверждал, что целью русских является неограниченная экспансия своей власти и своих идей и что западному миру необходимо дать отпор и нарастить военное превосходство. После этого руководство советской разведки начало усиленную подготовку разведчиков-нелегалов для засылки в западные страны.

В 1947 году супругам Мукасей предложили пройти спецподготовку для работы в западной стране в «особых условиях» -- под чужим именем, под чужим гражданством. Это было сложнейшее задание. Требовалось в совершенстве овладеть языком, знать страну, в которой предстояло выполнять задание, ее историю, культуру.

«В театре актер, играющий выходца из другой страны, может изобразить образ не совсем правильно. Разведчик, находящийся в особых условиях, на протяжении всей работы должен строго соблю­дать и никогда не забывать свое «происхождение», в совершенстве владеть языком в соответствии с «легендой», -- пишет Михаил Мукасей в автобиографической книге.

В одном из интервью Михаил рассказал, что за рубежом они с женой даже наедине друг с другом разговаривали на немецком, английском или польском языках. И лишь иногда позволяли себе уехать за город, побродить по лесу и поговорить по-русски.

За границу Михаил отправился первым -- Лизе еще надо было освоить профессию радистки. Дочь разведчиков Элла очень хорошо запомнила отъезд родителей.

«Мы попрощались, и отец почему-то не вышел в дверь, а выпрыгнул в окно и пошел через задний двор. «Так надо», -- объяснила мама. Потом она сказала, что должна поехать к папе, поскольку они «выполняют особое задание». Я тогда училась в седьмом классе, Толя -- в пятом. Мне было очень тяжело без мамы. Ночами плакала», -- вспоминала Элла.

Страной-«трамплином» была выбрана Чехословакия. Михаилу предстояло создать стройную легенду выходца из Швейцарии, уцелевшего в концлагере и прожившего в ЧССР в течение десяти лет. На это ушло почти два года.

Выдав себя за журналиста, он познакомился с бывшим узником концлагеря и получил необходимую и подробную информацию. Вскоре в ЧССР из Польши прибыла Елизавета. По легенде она была полькой, но для оправдания акцента ей «организовали» русскую бабушку. Прожив около года в чешской семье, выучив язык и освоившись в стране, Елизавета переехала к мужу.

Им пришлось долго ждать разрешения вернуться «на родину» -- в Швейцарию, но придуманная легенда и мастерски изготовленные документы сработали.

Они поселились в Берне. Как утверждал Михаил Мукасей, наилучшей «крышей» для разведчика-нелегала за кордоном является профессия коммерсанта. Но для этого нужно изучить все связанные с этой профессией вопросы -- делопроизводство, бухгалтерию, торговое зако­нодательство.

В Берне Михаил прошел индивидуальное обучение в коммерческой школе, окончив годовой курс за четыре месяца. Это позволило получить официальный документ Швейцарской торговой палаты, дающий право вести торговые дела как в Швейцарии, так и за ее преде­лами. А потом хозяйка квартиры познакомила приятного квартиранта с двумя бизнесменами, занимавшимися торговлей мехами, и Мукасей стал их компаньоном.

К их радости, Михаил полностью доверил им ведение дел, а сам долго занимался поиском подходящего дома, из которого было бы удобно вести радиообмен с Москвой. Организация двусторонней связи с Центром была основной работой разведчиков. В Москву передавалась информация от советской резидентуры в зарубежных странах, в ответ разведчики получали инструкции и дальнейшие задания. Это было сопряжено с немалым риском -- приходилось много разъезжать, устраивать тайники, организовывать тайные встречи.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

"От россиянок меня отличают фрак, лёгкий акцент и стремление к саморазвитию"

Александра МИРОНЕНКО

(с) "Лилит"