Старые адепты свободного рынка были к монополиям довольно жестки. Так, например, Адам Смит писал: "Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей".
Зато сегодня очень легко найти современное либеральное недовольство государством, "совковым капитализмом", госкапитализмом, но сложно найти внятную либеральную позицию касательно предпринимательских монополий.
Оно и понятно, частная монополия ставит клином либеральную теорию. Монополия она вроде бы и плохая, но тут у нас монополия частная. Вроде и государство не при чем и частное предпринимательство само создает "монопольного монстра". Как же так, неужели придется признать неизбежность капиталистической монополизации?
Госмонополия в либерально-либертарианской семье очевидное зло. Ну, разве что некоторые признают за государством некоторые регулятивные возможности и монополию на насилие. Что делать с частными монополиями - ответа нет. Это же частное, неприкосновенная частная собственность, ее нельзя трогать. В либеральной парадигме и картельных сговоров, видимо, не существует.
Однако, полбеды, частные монополии. Может ли государственная монополия быть следствием закрепления частной монополией своего влияния на всю страну? "Да не, бред какой-то" - скажет адепт свободного рынка.
Что же тогда на счет I.G. Farben, Krupp Германии начала-середины 20 века? Что на счет дзайбацу милитаристской Японии? Не эти ли и подобные им монополии задавали тон политики стран?
Монополизация не привязана к производственной экономике, она есть везде. Развлечения или финансовый сектор - везде. Монополизация - неизбежное следствие конкуренции и частной собственности на средства производства. Маленькая "рыбка" капитала должна расти и есть других, чтобы стать самой большой, иначе ее саму "съедят".
«В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу» - Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
Пока верующие в рынок кричат о недопустимости и ущербости плановой экономики, частные монополии уже сегодня имеют горизонт планирования внутри себя в год-два. Уже сегодня они обеспечивают внутренний цикл производства от добычи сырья до конечного изделия внутри своей компании без участия прибыли. С кого им ее брать за производство, например, упаковки, с самих себя?
Монополизация - это капиталистическая неизбежность и суровая реальность. Пока есть рынок, неизбежно возникновение монополий. Монополии неизбежно будут сращиваться с государством.
В мире оформившихся госмонополий, упершихся в границы влияния друг друга мы сейчас и живем. Нравится?