Найти тему
Строительный мир

Русская колея до центра Европы – проект, о котором можно забыть?

Оглавление

В свете новых геополитических реалий некоторые транспортные проекты приобретают особую актуальность. В то же время другие инициативы, насчитывающие ни один год плодотворных подготовительных мероприятий и ряд подписанных договоренностей, уходят с повестки дня… Возможно, навсегда.

© pxhere.com
© pxhere.com

Относится это и к стальной магистрали широкой колеи (1520 мм), протянуть которую планировалось до центра Европы, что позволило бы грузовым составам, следующим по Транссибу в западном направлении, без вынужденных остановок для замены вагонных тележек курсировать между Владивостоком и Веной.

Кошице – Братислава – Вена

Речь идет о строительстве однопутного участка между Кошице и австрийской столицей. До первой (вернее, ее пригорода) из соседней Украины доходит линия, построенная еще в 1966-м для перевозки железной руды на чехословацкий завод. В 1978-м дорогу электрифицировали. Ее протяженность от Ужгорода составляет 88 км.

© Meichs / CC BY-SA 3.0 (Ширококолейная линия Ужгород – Кошице на карте)
© Meichs / CC BY-SA 3.0 (Ширококолейная линия Ужгород – Кошице на карте)

Периодически поднимался вопрос продления линии до Братиславы и Вены. Серьезные подвижки в этом направлении начались в середине позапрошлого десятилетия. В мае 2007-го между ОАО «РЖД» и профильным ведомством Словакии были достигнуты предварительные договоренности. В том же месяце российская компания подписала соответствующий меморандум и с «Австрийскими железными дорогами». При этом планы озвучивались грандиозные: перспектива строительства веток в южном направлении, в том числе в Италию и на северо-запад в Германию.

Уже на следующий год страны-участницы, включая Украину, достигли соглашения о начале исследований и подготовке предварительного технико-экономического обоснования. Также была создана совместная компания Breitspur Planungsgesellschaft mbH (BPG), в которой каждый из учредителей имел равные доли.

Проект интересный, нужный и прибыльный. Правда, не для всех

Проект называли интересным, нужным и прибыльным, подчеркивая, что его реализация позволит существенно увеличить объем железнодорожных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Европы и Россией. Говорили и о возможном развитии трансконтинентальных пассажирских перевозок.

© ОАО «РЖД» / rzd.ru
© ОАО «РЖД» / rzd.ru

Конечно, инициативу поддерживали не все. Против выступала Польша, территория которой оставалась в стороне, и государство теряло бы на существующем транзите. После 2014-го не поддерживал идею и Евросоюз. Тем не менее дело двигалось и к 2017 году было подготовлено полное ТЭО, подтвердившее рентабельность и целесообразность проекта.

Старт в 2023 году

В следующие годы о необходимости его реализации говорили на самом высоком уровне. В 2020-м и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи с канцлером Австрии Себастианом Курцем подтвердил заинтересованность Киева. Правда, за год до этого очередные документы были подписаны сторонами без участия последнего.

© Zhitelew / CC0 1.0 (Красным – предполагаемая ширококолейная железная дорога на Вену)
© Zhitelew / CC0 1.0 (Красным – предполагаемая ширококолейная железная дорога на Вену)

Предполагалось, что к работам на участках трассы при наличии средств (а проект оценили в €6,5 млрд) приступят в 2023 году. Реализовать задумку планировалось в течение десяти лет — помимо 400-километровой электрифицированной дороги, подразумевалось и создание международного логистического центра на участке между Братиславой и Веной, а также реконструкция действующей инфраструктуры.

Проект отменяется. На всегда ли?

В мае 2022-го «Австрийские железные дороги» объявили о выходе из проекта и намерении продать свою долю в совместной компании. Соответствующее уведомление было направлено остальным ее учредителям. По договору, другие участники должны в течение месяца выкупить долю, в противном случае предприятие будет ликвидировано до конца года. Информации о приобретении австрийских активов не поступало, поэтому в ближайшем будущем в этой истории официально будет поставлена точка. Возможно, не навсегда.