Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Какой должна быть по объему первая исповедь?

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Нужно ли упоминать все грехи или самые жгучие. На какие книги опираться?

Отец Андрей:

 – Мнения могут быть самые разные. От себя скажу. Думаю, что если исповедуете самое главное, то все мелкое от вас уйдет. У Силуана Афонского было такое видение. Женщина исповедовалась... Вот она говорит, говорит... И изо рта у нее какие-то змейки маленькие вылетают, вылетают...  А потом большая змея голову показала и обратно спряталась. И все маленькие змейки – вжих! – и обратно залетели. Это значит, что говорим мы мелочь...То, чем наш народ занимается постоянно. И наши священники заставляют этой ерундой заниматься. Мелочь... Посмотрела мультики по телевизору... Выпила молока в среду... Всякая чушь... А в человеке змея большая сидит... Он ее не вытаскивает... Стыдно... Не хочу... Не знаю... И вся мелочь назад возвращается...

Надо каяться в главных вещах. Воровал? Кайся. Блудил? Кайся. Ходил к гадалкам? Ворожил? Сатану звал на помощь? Кайся. В чужую постель залез? – Кайся. Кого-то подставил, предал. Повел себя как Иуда. Кайся. Пока не поздно. Потому что бестолку все остальное. Бестолку. Кайся в том, что ты Иуда! Кайся в том, что ты вор! Кайся в том, что ты сребролюбец. В том, что ты безбожник. Большое уйдет, и маленькое само вылетит. 

Насколько это будет длинно и глубоко – это как уж Бог даст. Люди все разные. И священники тоже разные. Кто-то тебе поможет. Кто-то тебе помешает. Главное, чтобы было покаяние. И ты будешь Богом принят. И должен вам сказать, что признаком покаяния являются жгучие слезы. Вот, например, стоит священник на исповеди – приходит к нему человек. И у него нижняя челюсть дрожит как у маленького ребенка. Он захлебывается слезами. Его трясет. И он плачет. Спрашиваешь у него – так в чем же Вы каетесь? А человек и сказать ничего не может. Только плачет. Он и сказал бы, но не может. Слезами заливается. И ты плачешь вместе с ним. И потом понимаешь, что не нужно из него вытаскивать слова. Вы каетесь во всех своих грехах? Он кивает головой. И плачет. И ты смело читаешь ему молитву. Я недостойный иерей прощаю и разрешаю... И Бог ему все прощает. Потому что он по-настоящему кается. 

Много слов и отсутствие слез – не знаю... это вещь сомнительная. А вот много слез и отсутствие слов – это покаяние истинное. У нас нет слез и много слов. Вот в чем дело. Кто плачет на исповеди – тот кается. Если вам Бог дал слезы – не важно, что вы скажете. Оно все смоется. Слезы смывают грехи. Чернила смываются водой, а грехи смываются слезами. Так сказал святой великий Иоанн Лествичник. Так что кайтесь искренне и какой бы священник ни был – вам простится все. Потому что уже Христос прощает грехи. Ведь Он же прощает. Ты только идешь на исповедь, а Он уже простил все. Так тоже бывает. 

Что читать? Читайте книгу совести. Своей совести. Я сребролюбец, развратник, трус, лентяй, подонок... Господи, прости... И – вперед. И будете прощены. 

Так что, если на исповеди заплачете – это будет знак, что Господь простил вас.