Найти тему

Почему после 3-х уже поздно? И да! Это правда!

"После трех уже поздно" - эта цитата (название книги) директора японской Ассоциации раннего развития и одного из основателей корпорации «Sony» Масару Ибука.

Его малыш имел задержку в развитии и как любой родитель Масару Ибука хотел помочь своему ребенку. Но ко всему прочему, он был инженером с пытливым складом ума. Поэтому и к вопросу развития и воспитания подошел максимально глубоко, не только с точки зрения педагогики, но и физиологии с психологией.

Сегодня я попробую вам максимально простым языком объяснить, почему "после трех уже поздно".

🧠Когда мозг ребенка начинает развиваться?

После оплодотворения яйцеклетки, в течение нескольких дней новая клетка, в которой есть уже и материнские и отцовские гены прикрепляется к стенке матки и запускается процесс эмбрионального развития. Примерно через месяц у эмбриона начинает формироваться нервная трубка. Нервная система и нервная ткань образуется из кожных поверхностных клеток (эктодерма). Эта нервная трубка начинает разрастаться и видоизменяться. Уже через два месяца эмбрионального развития на переднем конце этой трубки формируется передний, средний и задний мозг, а чуть позже передний мозг дает нам большие полушария, задний мозг формирует мозжечок и возникают основные отделы головного мозга. Остальная часть нервной трубки превращается в спинной мозг. Клетки, которые привели к образованию нервной трубки начинают делиться и превращаются в будущие нейроны (клетки передающие информацию) и глиальные клетки (часть из них группа астрацитов - клетки, которые обслуживают нейроны. Без них нейроны не могут существовать. Именно эти клетки созревают первыми). Глиальные клетки (астрациты) формируют пути, по которым начнут движение нейроны до места своего назначения в мозге. Все нейроны должны находиться на своих местах, чтобы выполнять каждый свою функцию, например, обеспечить зрительную функцию или слуховую или, чтобы человек мог разозлиться или заплакать. Этот процесс движения нейронов до точки своего назначения (рабочей позиции) происходит в первые месяцы эмбрионального развития. В зависимости от того, какое количество нейронов оказывается в той или иной области мозга, ребенок получит разную предрасположенность к формированию того или иного навыка, к способностям в будущем - кто-то к рисованию, кто-то к спорту, кто-то к науке.

Представляете какой важный процесс!

К сожалению, о нем еще не так много известно, чтобы влиять, но для понимания это очень важно. Особенно, когда ребенок вам демонстрирует свои способности в той или иной сфере, а вам, например, хочется его направить совсем в другую сторону. Скажем, мальчик любит танцевать и у него это прекрасно получается, а вы хотите, чтобы он направил свою энергию в сторону шахмат или плавания.

Сейчас уже известно, что сигналы о том, куда двигаться, нейроны получают через химические вещества. На данный момент выделено не более 20-ти сигнальных молекул, которые сообщают нейронам куда двигаться в этом процессе. Эти же сигнальные молекулы участвуют в создании слоев (6 слоев) в коре больших полушарий.

В момент рождения все нейроны (нервные клетки) уже стоят на своих местах и не перемещаются. Нейроны начинают выпускать отростки (а некоторые уже выпустили) - формируется нейросеть. Благодаря этому запускаются все врожденные безусловные рефлексы у малыша. Они берут под контроль все - работу мышц, внутренних органов человека. Малыш начинает дышать, он ищет сосок матери, реагирует на звук и свет. Но большинство функций еще не работают, нейросеть еще сформирована не полностью и слабенькая. Поэтому новорожденные не могут концентрировать свой взгляд, слуховое внимание, следить за предметом и прочее.

Для того, чтобы ребенок смог обучиться новым навыкам нейросеть начинает формироваться бешеными темпами. Пик приходится на 10 месяцев после рождения. Но нейронная сетка растет первые 2-3 года. Она еще мало чем заполнена, она пустая и в нее можно закидывать очень много в этот период. Она запоминает и обрабатывают ту информацию, которую вы организуете ребенку. Такой процесс необходим, чтобы малыш мог приспособиться к ЛЮБЫМ жизненным обстоятельствам, это необходимо для его выживания. Поэтому все дети рождаются хорошими, а затем попадают в ту среду, которую мы им создаем и тренируют разные навыки.

По-началу вы понятия не имеете к чему более способен ваш малыш, поэтому ему необходимо дать максимально РАЗНЫЙ и БОГАТЫЙ положительный опыт. Это определяет его интеллектуальные возможности, ресурсы связанные с памятью, с умением оценивать ситуацию и себя в этой ситуации, а также других людей. А это ключевые моменты необходимые для принятия решений.

✅Много разного опыта, много положительных эмоций и много живого общения - это три основные составляющие, лежащие в базе формирования эмоционального интеллекта. Именно поэтому в ежедневных программах, которые мы предлагаем вам в нашем мобильном приложении BabyApp вы увидите, что каждая игра направлена на развитие определенной сферы малыша (движение, мелкая моторика, зрение, слух, обоняние, память, внимание, мышление, речь и.т.д). Сделали мы так, чтобы дать ребенку максимально разнообразный опыт, а вы постепенно смогли увидеть какие навыки стоит развивать, чтобы малыш был успешен в будущем.

Развитие ребенка в первые три года возможно ТОЛЬКО благодаря взрослым.

⛔️Никакие виртуальные интерактивные игрушки на этом возрастном этапе не смогут обеспечить максимально эффективное развитие. Просто потому, что они не чувствительны к обратной связи, которую увидите или услышите вы. В мимике, в интонации, в позе или взгляде малыша.

Очень важно, чтобы в процессе вашего взаимодействия вырабатывался нейромедиатор окситоцин, который создает положительный эмоциональный фон для вашего общения, а значит подкрепляет развитие ребенка. Почему это так важно, читайте в другой нашей статье здесь.

Наша родительская задача, сделать так, чтобы эта нейросеть была максимально густой, тогда потенциал у ребенка будет максимально широк.

Почему это важно?

После трех лет эта нервная сеть начинает адаптироваться к условиям, в которых живет малыш и под те задачи, которые стоят перед ним. Пример, в семье, где ребенка лупят ремнем, его главная задача может стать - быть незаметным, чтобы не испытывать боль. В семье, где родители много путешествуют с ребенком, такой задачей может стать - научиться быстро обрабатывать новую информацию и.т.д.

Мы с вами не можем обеспечить такой объем входящей информации, чтобы загрузить всю нейросеть ребенка, у нас на это не хватит ни финансовых ресурсов, ни времени, ни сил. Получается, что в зависимости от того, что мы предлагаем ребенку часть нейросети используется активно, а часть редко, но энергии съедает много. Для того, чтобы обеспечить питание более значим нейронным связям, те, которые используются реже, начинают разрушаться. Запускается процесс оптимизации нейросети, он длится 20-30 лет. Этим процессом также занимаются глиальный клетки (группа микроглия - обеспечивают защиту от вирусов, бактерий и "слушает" как часто идет сигнал по нейронной связи и разрывает ее, если сигнал идет редко). Этот процесс называется прунинг. Он запускается после трех лет, ближе к четырем годам и уменьшает "шум" в нервной системе. Если этот процесс не запускается у ребенка, то мы можем наблюдать различные отклонения у малыша, связанные с высоким уровнем возбудимости, быстрого достижения порога сенсорной и эмоциональной чувствительности, например, при РАС (расстройства артистического спектра). Нарушение прунинга мешает ребенку концентрировать свое внимание, анализировать ситуацию и принимать решения.

⛔️Если нейрон (нервная клетка) теряет очень много отростков (синапсов, а именно в них после трех лет концентрируются факторы роста нейронов), он может совсем погибнуть. Нейрон погибает, если не получает факторов роста, то есть информацию о своей нужности. Если ребенок живет в скудной среде, не обеспечивающей его развитие, то нейронов погибает избыточное количество. Происходит деградация нейросети вместо ее оптимизации. Как следствие - низкий уровень социального, эмоционального интеллекта, меньше шансов на успешное и счастливое будущее. Чем большей нейронных связей у малыша, тем легче ему адаптироваться в этом мире. Это еще один плюс в копилку разнообразного опыта в первые три года жизни ребенка. Прунинг не должен быть избыточным. В этом поможет только разнообразие опыта и его позитивный окрас.

Мы поможем вам организовать процесс развития вашего ребенка, чтобы он был разнообразным и в удовольствие и малышу и вам! Не теряйте времени, начните свои занятия с малышом по программам BabyApp.

#мозгчеловека #умныйребенок #эмбриональноеразвитие