Караковый, хлупь, зачичкался, магнетизм, латоха, архалук, по-анамеднешнему, реванж, малиновый колокол, тучная сила, обельма и др.
Третья, заключительная часть комментариев к "Очарованному страннику". Ссылки на первые две части - в конце статьи.
Глава шестая
...караковый жеребенок, какого и описать нельзя.
Караковый - от татарского кара "чёрный", масть лошади, цвет от тёмно-коричневого до угольного, с коричнево-рыжими отметинами на морде, шее, вокруг глаз, в паху.
Татарва — те ничего: ну, убил и убил: на то такие были кондиции...
Кондиции - условия соглашения, уговор, сделка.
Целые десять лет: двадцати трех лет меня в Рынь-пески доставили, по тридцать четвертому году я оттуда назад убежал.
Хронологическая отметка. Ивану Северьянычу после побега от барина, у которого нянчил дочь, во время поединка с Савакиреем было 23 года. У барина он провёл год - есть хронологическая помета "дожил до нового лета". Значит, от графа К. он сбежал в 22 года. Между второй и третьей главой должно было пройти несколько лет, так как во второй главе он ещё мальчишка.
Чем кто заболит — я сабуру дам или калганного корня, и пройдет...
Сабур (от арабского "терпение") - сухой затвердевший сгущённый сок, получаемый путём выпаривания из мясистых листьев различных видов алоэ.
Калганный корень - корневище многолетнего травянистого растения семейства имбирных.
Глава седьмая
...полежит на своей хлупи и, глядишь, опять схватилась и опять полетела...
Хлупь (и хлуп) - кончик крестца у птицы, хвостец.
А еще и этого тошнее зимой на тюбеньке...
Тюбенёк - тебенёвка, зимняя пастьба. Названа по копанию в снегу лошадей, для того чтобы извлечь траву. От татарского тибенү "пинание".
...и нет тебе ни смерти, ни живота...
Живот в значении "жизнь". Ср.: живота лишиться - умереть.
Глава восьмая
Ты раб и, что делать, терпи, ибо и по апостолу Павлу, — говорят, — рабы должны повиноваться.
Имеются в виду следующие слова из «Послание к ефесянам апостола Павла": «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (глава 6, стих 5).
...а тот талмуд, говорит, написал раввин Иовоз бен Леви, который был такой ученый, что грешные люди на него смотреть не могли...
Скорее всего, имеется в виду Иошуа бен-Леви - палестинский амора (законоучитель), живший в первой половине третьего века.
Глава девятая
Говорили, будто из Хивы пришли коней закупать...
Хива - Хивинское ханство, существовавшее в 1512-1920 гг. на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Да еще на него одного не надеюсь, так Керемети бычка жертвую.
Керемети в чувашской мифологии - добрые духи, живущие в деревьях.
Пей еще! — говорят, — ишь ты без нее как зачичкался.
Зачичкался - захилел, похудел. Ср. в словаре Даля: Ребятёнки без призору зачичкались.
— Что же это такое за неподобная вещь вас обдержала?— Магнетизм-с.— Как? магнетизм?!— Да-с, магнетическое влияние от одной особы.
Магнетическое влияние - гипнотическое. Магнетизм в XIX в. употреблялось в значении "гипноз". Магнетизировать - гипнотизировать.
Глава десятая
...и везде бедных людей руководствую и собираю себе достаток и все магарычи пью...
Магарыч - выпивка после заключения сделки, для закрепления сделки. Магара с ударением на последнем слоге - подарок. В русский язык слово пришло из арабского в значении "расходы, издержки" через тюркские языки.
С первого взгляда надо глядеть умно на голову и потом всю лошадь окидывать до хвоста, а не латошить, как офицеры делают.
Барышник как этакую военную латоху увидал, сейчас начнет перед ним конем крутить...
Латошить - делать что-либо бестолково, суетливо. У Даля лотошиться - спешить, суетиться. Латошливость - суетливость. Латоха - здесь: невежда. У Фасмера лотоха - болтун, неразбериха.
Тронет за зашеину, за челку, за храпок, за обрез и за грудной соколок или еще за что попало, а все без толку.
Соколок, сокол - артерия, жила.
...эта ложится — копыто под брюхо кладет и много что чрез годок себе килу намнет...
Кила - грыжа, опухоль.
Он, бывало, если проиграется где-нибудь ночью, сейчас утром как встанет, идет в архалучке ко мне в конюшню...
Архалук - мужской кафтан без пуговиц из плотной полосатой шелковой или хлопчатобумажной ткани; восточный халат. Был популярен в России первой половины XIX века в качестве домашней одежды.
Что же это такое, мол, верно, опять вчера продулись по-анамеднешнему?
По-анамеднешнему - как на днях, недавно. Образовано от намедни, которое в свою очередь от местного падежа сочетания оный день - ономъ дьни (см. словарь Фасмера).
Он, разумеется, и начнет подъезжать, чтобы я ему на реванж денег дал.
Реванж - реванш. Написание с "ж" зафиксировано в текстах XVIII в.
Глава одиннадцатая
Я остановился, посмотрел и помолился поусерднее святым ангелам, а дьяволу взял да, послюнивши, кулак в морду и сунул...
Это, конечно, вызов дьяволу, и бес теперь просто обязан появиться.
Гран-мерси, — говорит, — тебе за это.
Гран-мерси (франц. grand merci) — большое спасибо.
Я, — говорит, — теперь все равно что Иов на гноище...
В Книге Иова рассказывается, что бог, желая испытать веру Иова, лишил его всех детей, богатства и поразил проказой, так что Иов должен был удалиться из города и сидеть в грязи.
— Шу, силянс... атанде, — и прежде над нею руками помашет, а потом и говорит...
Силянс - (франц. silence) - молчание.
Атанде (франц. attendez) - подождите. Обычно в речи карточных игроков.
Будет с тебя того, что ты все понимаешь и зато вон какой лонтрыгой ходишь.
Лонтрыга - кутила, мот, пьяница. Также в формах лантрига, латрыга, лотрыха.
...но только таких искушений и происшествий, какие я тогда перенес, мне кажется, даже ни в одном житии в Четминеях нет.
Стр. 463. Четминеи - Четьи-Минеи, или Минеи-Четьи, собрание житий святых, расположенных по порядку месяцев и дней. Образовано от славянского читать и церковно-славянского минея, которое пришло из греческого и значит "месяц".
— Да ты понимаешь ли, — говорит, — что такое «краса природы совершенство»?
Авторство цитаты разгадал в начале 60-х годов прошлого века Ираклий Андронников, литературовед и писатель, к тому же и радиоведущий. Однажды один из слушателей прислал ему стихотворение, озаглавленное «Mon Dieu» («Мой Бог») и приписанное Лермонтову. Оно исполнялось как романс, распевалось как народная песня. После продолжительного и практически детективного расследования Андронников предположил, что наиболее вероятный автор стихотворения - Эдуард Губер. Вот две строфы:
Краса природы! Совершенство!
Она моя! Она моя!
Кто разорвет мое блаженство?
Кто вырвет деву у меня?
...
Она одна моя святыня,
Всех радостей моих чертог...
Мне без нее весь мир - пустыня:
Она моя! Она мой бог!
Глава двенадцатая
...мой компаньон, баринок этот, видел, что у меня с собою денег тучная сила.
Тучная сила - великое множество. В современном языке мы понимаем прилагательное тучный как производное от туча. На самом деле и то и другое слово образовано от тук в значении "жир". Лесков использует семантический повтор для стилизации народного языка: тучный в значении "огромный, большой" и сила в значении "множество, несчётное число" (Ср.: Сила снегу нападало.).
Глава тринадцатая
Вхожу я с такою отважною решимостью на крылечко, перекрестился и зачурался...
Зачурался - то есть стал произносить защитное "Чур меня!".
...и поет ее голос, точно колокол малиновый...
Колокол малиновый - колокол с мелодично переливающимся звоном, который впервые был отлит в бельгийском городе Мехелена, по-французски называвшийся Мали́н. Звон таких колоколов стали называть малиновым. Происхождение слова сейчас подзабылось, и малиновый звон обычно ассоциируется с ягодой.
Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, — только одних белых лебедей нет.
Синие синицы - пятирублёвые ассигнации, серые утицы - десятирублёвые, красные косачи - двадцатипятирублевые, белые лебеди - сторублевые.
— Груша! Груша! «Челнок», Груша! «Челнок»!
«Челнок» - романс на слова стихотворения Дениса Давыдова «И моя звездочка»:
Море воет, море стонет,
И во мраке, одинок,
Поглощен волною, тонет
Мой заносчивый челнок.
***
Молодая, золотая
Предвещательница дня,
При тебе беда земная
Недоступна до меня.
...все равно что офицерский конь без фантазии на параде для одного близиру манежится, невесть чего ерихонится, а огня-жизни нет.
Для близиру - для украшения, для забавы. От фр. plaisir.
Манежится - упрямится, красуется на выезде. От манеж "место для верховой езды, объездки лошадей". Манежить - учить ходу в манеже.
Ерихонится - хорохорится, важничает, упрямится. Слово ерихон использовалось как ругательство. По Михельсону и Фасмеру, вероятно, от шутливого сравнения хвастуна с ерихонской (иерихонской) трубой.
Глава четырнадцатая
...а я хочу с коника встать, но никак края не найду и не могу сойти.
Коник - широкая лавка, ларь для спанья с подъемной крышкой. Сокращённое от койник - койка.
...а она в эту минуту вдруг как вскрикнет: «А меня с красоты продадут, продадут»...
Популярный цыганский романс на стихи Александра Николаевича Бешенцова (1809-1883); впервые опубликованы в 1858 г.
Мне блаженства с тобой
Не дадут, не дадут;
А тебя с красотой
Продадут, продадут.
...взял гитару и точно не пел, а, как будто службу служа, застонал: «Если б знала ты весь огонь любви, всю тоску души моей пламенной», — да и ну рыдать.
Романс на стихи Владимира Бенедиктова:
Я люблю тебя, дева милая,
Радость дней моих, ненаглядная!
Если б знала ты весь огонь любви,
Всю тоску души моей пламенной!
Всю тоску души моей пламенной!
И поет и рыдает: «Успокой меня, неспокойного, осчастливь меня, несчастливого».
Романс на стихи Дениса Давыдова:
Успокой меня неспокойного,
Осчастливь меня несчастливого!
Ты дай ручку мне недостойному,
Милый друг ты мой, моя душечка.
Глава пятнадцатая
...мой князь был человек души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в те поры ничего он на свете за это достижение не пожалеет, а потом, когда получит, не дорожит счастьем.
Очень уж напоминает историю Бэлы и Печорина.
Накупили обельму, а продажи нет...
Обельма - множество, громада, куча, что-либо огромное. У Даля: Экую обельму сгородил!
...то кинется необыкновенную мельницу строить, то шорную мастерскую завел...
Шорная мастерская - мастерская по изготовлению конской упряжи. От шоры - боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам.
— Хочешь, мой анфан, в карете покататься?
Анфан (франц. enfant) - дитя.
— Же ву при, — говорит, — пожалуйста, пусть она с нянею в моей карете поездит, покатается.
Же ву при (франц. Je vous prie) - я вас прошу.
Глава шестнадцатая
...а теперь у Макария стоит ярмарка...
У обители преподобного Макария в селе Макарьев располагалась знаменитая нижегородская (или Макарьевская) ярмарка. Вспомните пушкинское:
Тоска, тоска! Он в Нижний хочет,
В отчизну Минина. Пред ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Глава семнадцатая
Я от страха даже мало на землю не упал...
Мало в значении "чуть" - чуть не упал.
Глава восемнадцатая
...шелковый шнурочек у меня на шее не крепок был, перезниял и перервался...
Перезниял - истлел. От зниять (знеять) - тлеть, раскаляться. Родственное слову зной.
...и тут встречают нас три молодые здоровые девки-однодворки в мареновых красных юбках...
Мареновые - окрашенные мареновой краской. Марена - растение, из которой добывают красную краску.
...и наутро упала у старых бортей в густой засаде.
Борть - дуплистое дерево, в котором живут пчелы.
Глава девятнадцатая
...а тело все черное и голова малая, как луновочка...
Луновочка - слово поставило в тупик. Серман приводит объяснение: небольшой предмет серповидной формы. Мне трудно себе представить голову серповидной формы. Маловероятно и образование от луны. Луновку в словарях не нашёл. Напрашивается луковочка. Неужели незамеченная редакторами ошибка? В таком случае она сохраняется в собраниях сочинений и 50-х и 80-х годов прошлого века. Обратился к изданию А.Ф. Маркса 1902 года - та же луновочка. В словаре народных говоров - ничего похожего. Загадка.
Но палят с такою сноровкою, что даром огня не тратят, а берегут зелье на верный вред...
Зелье - здесь: порох.
Иные буквы есть очень хорошие, как, например, буки, или покой, или како: много на них фамилиев начинается и справщику есть доход, а меня поставили на фиту.
Приводятся названия букв старославянского алфавита.
В балагане на Адмиралтейской площади.
В Петербурге (до 1873 года) на рождество и пасху в деревянных балаганах на Адмиралтейской площади давались представления для народа. (Серман)
Глава двадцатая
Разумеется, если сам Павел-апостол от него не ушел и в послании пишет, что «ангел сатанин был дан ему в плоть», то мог ли я, грешный и слабый человек, не претерпеть его мучительства.
Из 2-го послания к коринфянам апостола Павла, глава 12, стих 7: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
«У Якова-апостола сказано: „Противустаньте дьяволу, и побежит от вас“
Из «Соборного послания апостола Иакова».
На самого на мокрого Спаса, на всенощной, во время благословения хлебов, как надо по чину, отец, игумен и иеромонах стоят посреди храма...
Мокрый Спас (Медовый Спас) по старому стилю отмечался 1 августа.
...и дал он мне один раз читать житие преподобного Тихона Задонского...
Речь о книге «Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца».
...и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь.
Иван Северьяныч направляется на богомолье в монастырь на Соловецких островах, основанный в XV веке Зосимой и Савватием.
Ссылки на предыдущие статьи:
Подписывайтесь на канал! И очень нужны лайки!