Искусство многогранно. Искусство многолико. Искусство, даже религиозное, бывает необычно и абсурдно (на первый взгляд).
Когда речь заходит об иконе, в голове тут же появляется устоявшийся образ этого религиозного изображения. Однако на деле мир икон куда интереснее и наполнен крайне непривычными для нас сюжетами. Иконография скрывает много интересных, странных, а порой и устрашающих образов, каждый из которых имеет свою захватывающую историю.
1. Богородица с хвостом
На иконе "Панагия Горгона" Дева Мария от пояса и выше изображается в человеческом обличии, в то время как ниже пояса её тело продолжается рыбьим хвостом – уже поражены? А в Греции подобный сюжет не вызовет удивления.
Первый, менее экстравагантный, но всё такой же "морской" образ Богородицы появился примерно в XI в. всё в той же Греции – это были иконы, изображающие Деву Марию, сидящую посреди бушующего моря на гигантской рыбе.
Божья Матерь с русалочьим хвостом возникла значительно позже, и во многом обязана своим появлением греческому писателю Стартису Миривилису, выпустившему роман "Пресвятая Горгона". Образ Богородицы-Русалки прижился на родине и стал достаточно почитаемым.
Сейчас подобные изображения используются главным образом для домашней молитвы, а самое знаменитое изображение Богородицы-Морской девы можно увидеть на фреске, написанной внутри храма на греческом острове Лесбос.
2. Святой Христофор
Изображение песьеглавого Христофора является одним из самых неоднозначных, хотя лишь в XVIII веке православная церковь отказались от традиции написания святого с собачьей головой. О происхождении Христофора ходит много загадок и легенд, однако неизменным остается его необычные внешний вид – песья, волчья, лошадиная или баранья голова.
Первая икона со звероподобным святым появилась еще в VI век н.э. в Византийской империи. В период Средневековья икона с изображением святого Христофора была одной из самых популярных: считалось, что взглянув утром на этот образ, человек мог обезопасить себя от преждевременной смерти. В Румынии Христофора иногда рисовали в человеческом обличье, но на блюде в руках он держал свою песью голову, отрубленную преследователями христиан – такой сюжет иллюстрировал мученичество святого.
3. Расчленение младенца
Разрубленные части тела на блюде, – руки, ноги, тело, голова, – это сюжет не фильма ужасов, а православных фресок. Подобное изображение – прямолинейный символизм, где расчлененный Младенец Иисус представляет собой буквальную иллюстрацию к Литургии, во время которой совершается причастие. В православной церкви считается, что во время этого таинства хлеб и вино становятся плотью и кровью Христа, что аллегорически и изображалось на фресках, порой пугающих своей жестокостью.
4. Ангелы с ружьями
Как огнестрельное оружие связано со священными сюжетами? Напрямую!
С XIV века, когда по всей Европе начал активно распространяться этот тип оружия, атрибутом воинов на сакральных изображениях становятся на мечи и щиты, а мушкеты и аркебузы. Первоначально ружьями пользовались демоны и скелеты, но позже и ангелы вооружились на новый лад. Большое распространение сюжет ангелов с ружьями получил в испанской Америке XVII-XVIII вв. и стал знаковым явлением художественной школы Куско (Перу).
5. Футбол в православной иконе
Дева держит на руках младенца Христа, который ловит мяч; внизу изображено футбольное поле – да, не удивляйтесь, но это тоже икона. Более того, она благословлена епархией и освящена.
Икона "Радость Господа в любви" создана в 2009 году и посвящена чемпионату Европы по футболу – по праву этот сюжет можно считать одним из самых вызывающих. Икона удостоилась яростной критики, однако нельзя не признавать ее вклада в модернистский взгляд на религиозную живопись.
А также еретик в туалете, Богородица на велосипеде, Иисус-рыба, Сталин с нимбом, "Радиоактивная икона" – это далеко не все странные религиозные изображения, существующие в мире, но поговорим мы о них немного позже.
Дорогие читатели, расскажите, с какими самыми необычными религиозными изображениями сталкивались вы? И, как считаете, есть ли место в сакральной живописи для совсем не религиозных тем?..
Автор: Шальнева Диана, 22 года. Дипломированный регионовед по Центральной и Восточной Европе