Ф.М. Достоевский «Хозяйка».
Снова гениальная повесть Фёдора Михайловича Достоевского. Снова нравы общества 19 века списаны с сегодняшнего дня. Судите сами.
Молодой человек Василий Ордынов, получив некоторое наследство, решил уединиться для написания научного труда по истории церкви. Однажды, гуляя по окраине Петербурга и зайдя в церковь, он видит «чудно прекрасную» даму лет двадцати в сопровождении пожилого господина. Василий успевает влюбиться в неё. Каково же было изумление Ордынова, когда перебравшись в другую квартиру обнаруживает, что его соседи – увиденная в церкви прекрасная незнакомка и её пожилой спутник. Как-то раз, Ордынов заболевает и Катерина, так звали незнакомку, нежно ухаживает за ним. Василий, как благородный рыцарь, решил избавить прекрасную даму от оков старикашки. Но все усилия Василия были тщетны, т.к. он не узнал главного: хотела ли сама Катерина освобождения?
Как же трудно было критикам тех лет, да и современным тоже найти в этой повести, какие-то аллегории, направления, иносказания. Хорошо искать то, чего нет и не могло быть. Короче, сошлись во мнении, что Екатерина - это образ народной души России, застрявшей в лапах старых предрассудков и образа мышления (старикана Мурина). А образ нищего ученого Ордынского олицетворяет реформы и ветер перемен. Ну, я не знаю, сколько надо было выпить, чтобы такое увидеть, но увидели же! В чем загадка Катерины, вопрошали литераторы?
А вот я бы по-другому спросил. В чем сила престарелого Мурина, нынешнего старика-старообрядца, а в прошлом может быть удалого разбойника и душегуба? Как он удерживает подле себя молодуху, да еще так, что молодая не хочет в своей жизни ничего менять. Вот в чем настоящая загадка этого произведения, вот в чем загадка мужика – обладателя прекрасного создания. И как бы молодой Ордынов не скакал козлом пред нею, забросив свой научный труд на тридевятую полку, Катерина осталась при старике. Не помогли и железобетонные аргументы молодого ухажера. При этом старик Мурин вовсе не держал Екатерину. Пожалуйста, любовь зла – полюбишь и….
Как часто иные мужики кидаются освобождать своих возлюбленных, считая, что они – освободители, уж куда лучше обладателей своих сокровищ. Не раз наблюдал за друзьями, которые пребывали в подобных освободительных ристалищах. И что? Выходили ощипанные, изможденные, убитые неудачей и………. без хвоста, хохолка и копейки денег. Вот это, я понимаю, борьба, вот это поборолись!. А их объекты воздыхания, не будь дурами, доят во все титьки и «освободителя», и своего нынешнего хозяина. И еще при этом, давая всяческие надежды освободителю, дескать, давай, давай милый, еще не много осталось.
Чего греха таить, участвовал и я в подобных «освободительных» побоищах. Но мне везло. Я всё-таки мог улавливать сладко нежную, чуть уловимую ауру разводилова. Кого, а точнее, что я освобождал. В основном, свой кошелёк от денег заработанных непосильным трудом. Вот как-то так получалось. И сейчас, на склоне своих лет я иногда встречаю тех, кого чуть не освободил. Эти особы, по-прежнему, хороши собой и по прежнему, ждут своих новых освободителей. Хотя, на их кладбище кандидатов в освободители давно места закончили.
Фёдор Михайлович Достоевский величайше описывает женскую красоту, утонченными, лёгкими мазками выводит образ молодой Женщины. Сейчас я не встречал таких слов, которые подчеркивали бы внеземное обаяние, ум, незабываемый взгляд Незнакомки.
Как всегда восхищает слог, которым написана повесть. Возвышенно старомодный, он пленяет уже с первых строк. Диву даешься на убогость современной речи. Сразу вспоминается персонаж книги «12 стульев» Эллочки Людоедки. Достоевский учит романтическому, духовно-возвышенному и одновременно, нежному слогу. Слогу, который предполагает некую завесу таинственности и отрешенности.
Сама повесть «Хозяйка» напоминает сказку. Тем не менее, сюжет этой повести – сказки актуален, как никогда в современном мире.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал