Найти тему
"Ваша газета"

Дети войны. Уроки жизни для Суфияна Мингазова

Детям, родившимся в годы Великой Отечественной войны или накануне её, сегодня около девяноста лет и больше. У каждого позади нелёгкий жизненный путь, воспоминания о котором часто вызывают слёзы. Суфияну МИНГАЗОВУ нынче исполнилось 88 лет. Более 40 лет жизни он отдал педагогической деятельности, стал отличником народного просвещения РСФСР, отмечен также значком «За активную работу в педагогическом обществе РСФСР», награждён медалью «Ветеран труда». Вот как он вспоминает эпизоды своего детства.

И на прощанье круг по родной деревне

- Нас у родителей было четверо - три брата и сестра, я самый младший. Когда началась война, мне исполнилось семь лет. День 22 июня 1941 года запомнился на всю жизнь. Отец с матерью косили траву, а мы, дети, ворошили сено, высушенное укладывали в копны. В разгар дня заметили всадника, который быстро приближался к нам. День был знойный, и безжалостная гонка лошади насторожила отца. «Похоже, в деревне что-то случилось», - сказал он. Всадник привёз страшную весть о начале войны. Работу мы остановили, мама заплакала. Прошло два-три дня, и в сельсовет в нашей деревне Средний Пшалым Арского района стали приходить повестки с призывом мужчин на фронт.

Незабываемыми остались картины проводов односельчан на фронт. На телеге их провозили по всем деревенским улицам, за околицей проходило прощание: со слезами, причитаниями, материнскими молитвами. За десять дней на фронт ушли сосед Харис абый, два сына Хакимзян и Нигматзян соседа Мухамедзяна абыя. Оставив пятерых детей, отправился бить захватчиков Саетгарай абый. На прощальной церемонии с наказом односельчанам и родным он спел песню, которая навсегда запала в детскую душу. В ней был куплет о том, что он и товарищи уезжают защищать Родину, а те, кто остаётся, должны оберегать женщин и сирот.

Назиб абый с Верхней улицы ушёл на фронт, оставив четверых детей, Рахимзян абый с Кладбищенской улицы проводил на войну сыновей Васила и Хашима. Также двоих сыновей проводил и Наби абый.

Хрупкие, а не сломались

После проводов на фронт взрослых парней и мужчин наша деревня словно опустела. Основная тяжесть работ легла на хрупкие плечи женщин и подростков. После того, как конюх Саетгарай абый ушёл на фронт, его жена Сара апа стала вместо него смотреть за колхозными лошадьми, а дома у неё оставались пятеро детей, старшему сыну 13 лет, младшему - только три. Всё преодолела Сара апа, всех подняла, не сломалась, хотя судьбой было предопределено не увидеть больше мужа, который погиб на фронте. Старость Сара апа встретила в кругу своих близких, была в почёте и уважении, дети достойно проводили её в последний путь.

Многим женщинам пришлось освоить работу на тракторе. Техника заводилась вручную, не каждая могла сделать это, одна из трактористок даже как-то сломала руку. А Мунира апа стала бригадиром тракторной бригады, продолжила работать механизатором и после войны.

Юным девушкам Нагиме, Асие, Фатхие, Бадар, Рахиле, Гандалифе пришлось валить лес, косить горох, серпами жать рожь.

-2

Глубокой осенью женщины и девушки поочерёдно на два-три месяца ездили рыть окопы. На случай, если враг перейдёт через Волгу, правительство приняло решение строить так называемый Казанский обвод - оборонительную линию. По данным музея Казанского авиационного института, на окопах круглосуточно работали более 100 тысяч человек, в основном женщины, молодёжь и студенты. Лишь после поражения немцев под Москвой в декабре 1941 года необходимость в Казанском обводе отпала.

Не избежала участи работать на окопах и моя сестра Наиля. Вернулась она, заболев чесоткой и заразившись вшами. Часто потом вспоминала, как жили там впроголодь, как приходилось ночевать в холодных окопах. И потом мама долго избавляла её одежду от вшей, топила баню, выводила эту окопную заразу.

Женщины мужественно переносили тяготы и невзгоды военного лихолетья. Терпели, потому что ни на минуту не забывали о том, что мужья и сыновья на фронте ежеминутно рискуют жизнью. Из 25 мужчин, ушедших на фронт, только пятерым выпало счастье вернуться домой живыми, да и то инвалидами.

Для фронта, а значит, для брата

Вспоминается и такой эпизод. После того как пропустила молоко через сепаратор, мама готовилась сбивать из сметаны масло. Мне захотелось отведать сметаны, подошёл с ложкой. Мама посмотрела на меня и сказала: «Улым, наше масло нужно для бойцов на фронте, там воюет с фашистами твой старший брат Рамазан. Потерпи, нам придётся обойтись картошкой и тем, что растёт на лугах и в лесах». Я заплакал. Не из-за того, что мне отказали, а потому что я тоже хотел попробовать то, что предназначалось брату. «Никогда не старайся жить за счёт других», - такой наказ в тот вечер дала мне мама.

Честным и справедливым был мой отец Мингаз, работал шорником. В годы войны тяжело было с заготовкой дров. Ещё с лета заготавливали хворост и валежник, а привезти вовремя удавалось не всегда. Однажды после работы брат нашёл лошадь, поехал в лес за заготовленными нами дровами, но их на месте не оказалось. Недолго думая, загрузил чужую кучку. Позже отец нашёл плашку с надписью «Хангарай», посмотрел на брата. Тот всё рассказал начистоту. Отец отвёз дрова Хангараю и попросил прощения.

Колоски и девичья улыбка

Всегда хотелось кушать, поэтому для утоления чувства голода мы жевали всё, что годилось, чаще - дикий лук и ягоды. Помню, когда начал поспевать горох, мы с соседом Ильгизаром решили полакомиться стручками. Пришли в поле и даже успели набрать по горсти этих самых стручков, как услышали конский топот. Это к нам мчался бригадир. Что делать? Останешься стоять на месте - получишь плёткой по спине. Выход нашёл Ильгизар, он сказал: «Суфиян, ты беги, а я останусь здесь и начну сильно плакать. Меня плачущего он не посмеет ударить». Я не послушался его совета, раз зашли на гороховое поле вдвоём, так и отвечать будем вместе. Бригадир бить нас не стал, но отругал крепко, да ещё рассказал маме. Пришлось выслушать упрёки и от неё. Урок запомнил на всю жизнь.

Война шла второй год, я пошёл в первый класс. На мне была телогрейка, оставшаяся от брата, и лапти, сплетённые мамой. До обеда учились, после уроков шли в поле собирать колоски или осыпавшийся горох. Однажды объявили соревнование - кто больше соберёт колосков. Я собирал рядом с девочкой Фаниёй. Заметил, что она собрала мало, и незаметно отдал ей большую часть своих колосков. Когда стали подводить итоги, оказалось, что Фания собрала больше всех, она заняла первое место, её похвалили. Мы расходились по домам, и она подошла ко мне и сказала: «Спасибо». Больше Фании радовался я, мне так было приятно получить её улыбку.

Вы меня учили

Как бы ни было тяжело, мы пережили войну, я смог окончить школу. Я с детства мечтал стать учителем. Свою мечту смог осуществить, окончив вначале Арское педагогическое училище, затем заочно - историко-филологический факультет Казанского государственного университета. За более 40 лет педагогической деятельности пришлось работать в разных школах, в том числе в школе в Нижнекамской колонии.

-3

По разным причинам попадали люди в места лишения свободы, абсолютное большинство - после употребления спиртного. Мне часто приходилось слышать о том, что заключённых не стоит обучать. Это в корне неверно. Из практики нашей школы могу привести десятки примеров, когда заключённые, получив среднее образование, после выхода на свободу поступали в вузы, становились инженерами, руководителями, открывали свой бизнес, становились полезными обществу людьми. Несколько лет назад на остановке «Тихая аллея» со мной поздоровался мужчина и спросил: «Вы узнаёте меня?».Я покачал головой, а он: «Вы ведь меня учили». И назвал годы, проведённые в колонии. После отбытия наказания он, оказывается, поступил в технический вуз, сегодня в Нижнекамске возглавляет коллектив солидного предприятия. Очень ему хотелось угостить меня, но я вежливо отказался, сказав, что благодарности мне достаточно.

Вместо послесловия

Суфиян Мингазович и сегодня, несмотря на солидный возраст, не замыкается в стенах городской квартиры, старается жить активной жизнью: он член шуры аксакалов, часто бывает в школах и других учебных заведениях, где на встречах с молодёжью рассказывает о жизни своего поколения, делится в местных газетах воспоминаниями, рассуждениями о проблемах воспитания современных детей и молодёжи. Свои газетные публикации в 2019 году издал отдельной книгой. Помимо общественных дел, конечно же, много времени старается уделять четырём правнукам. Остаётся лишь пожелать ветерану педагогического труда здоровья и творческих успехов.

Газимзян САБИРОВ.