А где в начале прошлого века могли регулярно встречаться все, так сказать, социальные группы тогдашнего самарского населения – от дворян до уличных хулиганов-горчишников? Было такое место - небольшой скромный двухэтажный особнячок в стиле «ампир» на улице Дворянской.
Спроектировал его, впрочем, знаменитейший самарский архитектор Александр Щербачев - по заказу Егора Филипповича Бема. Заказчик разместил в своем особняке "Общество любителей музыки и драматического искусства", а также музыкальный магазин. Лучшие европейские марки роялей и пианино – все эти "Блютнеры", "Беккеры", "Капе", "Мюльбахи", "Рениши", "Стенбахи" и "Шредеры" поставлял в Самару Бем. В уставе общества главной целью указывалось"Развитие музыкальных и других талантов, распространение любви к искусству".
Цель сама по себе прекрасная, а также она помогала существенно снизить налоговую нагрузку – так-то магазины на центральной улице города облагались самыми высокими налогами, а учреждения культуры от поборов особо не страдали.
И здесь действительно бывал весь город! Дворяне захаживали за нотами модных классиков, пролетариат и «горчишники» - за гармошками и трехрядками, цыгане-артисты – за семиструнными гитарами. Музыкальный магазин открылся в 1882-м году и был не только первым, но почти 15 лет единственным в Самаре. Мелкие продавцы музыкальных инструментов конкурировать с Бемом, конечно, не могли и в расчет никем особо не принимались.
А вот с наступлением 1898-го года ситуация резко изменилась – в Самаре открыл свой музыкальный магазин Павел Леонтьевич Чулков.
В историю вошел как конструктор музыкальных инструментов и изобретатель первого русского баяна. Родился в семье знаменитого тульского гармонного мастера Леонтия Чулкова и с детства вникал в тонкости гармонного производства. А еще серьезно обучался музыке – помимо теории брал уроки скрипичного мастерства у известных петербургских музыкантов. В 1894-м году Павел, уже проживая в Самаре, открыл гармонную мастерскую и летом 1897-го года изготовил трехрядную хроматическую гармонь, ставшую первым отечественным баяном.
Кстати, такая конструкция была запатентована в Италии всего несколькими месяцами раньше - в марте 1897-го года и вскоре распространилась во многих странах. А в России тульская фабрика братьев Кисилевых начала серийный выпуск хроматических гармоник в 1904-м году.
Сильно ли обрадовался самарский музыкальный патриарх Бем появлению такого выдающегося конкурента? Надо думать, нет, поскольку объявил ему маркетинговую войну! Первым ходом была реализация в своем магазине билетов на все проходящие в Самаре спектакли, кинокартины, концерты и балы.
Павел Леонтьевич ответил мощной рекламной кампанией а в 1901-м году предложил к продаже граммофоны и обзавелся собственной починочной мастерской. Ну и позаимствовал идею Бема с реализацией концертных билетов в собственном магазине. Егор Филиппович ответным ходом предлагает продажу инструментов в рассрочку.
Следующий ход Чулкова был решающим – в сентябре 1909-го года он «взорвал» музыкальный мир Самары, организовав приезд и выступления Федора Шаляпина! Билеты, естественно, продавались в магазине Павла Леонтьевича. Именно концерты сверхпопулярного тогда Шаляпина оказали решающее значение в перегруппировке сил музыкальных магазинов.
В 1909-м году Бем еще бодрится – привлекает в свои ряды единственного профессионального фортепианного мастера и настройщика Самары. Чулков, в свою очередь, не только продает инструменты, но и обучает игре на них. Так, при покупке двухрядной венской гармоники давалось четыре бесплатных урока с обязательством обучить играть одну русскую песню. Если ученик песню не осилил, мог вернуть инструмент и получить деньги обратно. Результат казался блестящим – учеников была масса, занятия шли до поздней ночи.
Не желая окончательно сдаваться, в 1912-му году Егор Филиппович вспоминает свою раннюю услугу – прокат пианино Но прошел еще год, и музыкальные торговцы переориентировались на продажу новинки граммофонов с пластинками. Ну да, зачем самому кнопки нажимать, если можно готовую «музычку» на пластинках послушать!
А потом стало в стране как-то не до музыки и вообще невесело, потому что приближалась война. Уже не маркетинговая, а мировая. В атмосфере повисло ощущение близких смутных времен. Когда вводятся продовольственные карточки, то к музыкальным инструментам интерес пропадает.
Что касается Бема, последнее упоминание в газетах его магазина относится к 1916-му году. Возможно, просто годы взяли свое - ведь трудился на самарской "музыкальной ниве" Егор Филиппович без малого 40 лет! Но музыка из его бывшего особняка никуда не делась - там живет и поет один из старейших и любимых коллективов Самары - Государственный Волжский народный хор.
Предприятие Павла Чулкова оказалось более живучим – работало по крайней мере до конца 20-х годов, по-прежнему следя за новинками – в те же 20-е в ассортименте присутствовали пионерские горны и барабаны.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете