Окончание статьи по вооружению русского бронепалубного крейсера "Богатырь" и его систершипов
Начало читать ЗДЕСЬ
В первой части статьи мы рассмотрели 152-мм орудия, которые составляли основное вооружение крейсера «Богатырь», его главный калибр. но как было отмечено ранее крейсер получил и орудий других калибров. В том числе двенадцать 75-мм орудий, которые, по замыслу заказчиков и проектировщиков крейсера, составили его противоминный калибр. Так то на корабле было несколько 47-мм и 37-мм орудий, но именно 75-мм/50 орудия системы Канэ предназначались для отражения атак вражеских миноносцев. Двенадцать таких орудий размещались в открытых палубных установках на верхней палубе, полубаке, полуюте и носовом мостике. Как видим (по названию системы), это пушка также имела "французские" корни.
Документацию на эту пушку купили в том же 1891 году во Франции вместе с чертежами на 152-мм/45 и 120-мм/45 орудия Канэ. Производство орудий было организовано на Обуховском сталелитейном и Пермском заводах, которые выпустили всего в общей сложности около 800 орудий. Пушка состояла из ствола, скрепленного кожухом и добавочным кольцом. Затвор поршневой, длина ствола – 3 750 мм (50 клб). Вес ствола с замком – 879-901 кг (вес замка – 25 кг).
Странно, но до 1905 года в боекомплект 75-мм/50 орудий входили только бронебойные снаряды весом 4,9 кг (длина 2,7 клб), которые на дистанции 915 м пробивали по нормали 117-мм броню. Остается только предполагать, какой противник с такой бортовой броней мог подпустить к себе русский крейсер, в то же время для борьбы с миноносцами периода русско-японской войны 75-мм бронебойные снаряды вряд ли были эффективны. Фугасные снаряды для этих орудий появились позже – фугасный снаряд обр.1907 года весил 4,91 кг (длина 3,36 клб) и имел 0,52 кг тротила. Заряжание 75-мм пушки унитарное, гильза латунная (вес 3,032 кг), заряд – 1,5 кг бездымного пороха (табл.2).
Первоначально 75-мм/50 пушки устанавливались на станках Канэ на центральном штыре. Компрессор гидравлический, откатывался вместе со стволом; накатник пружинный, подъемный механизм с зубчатой дугой. Поворотный привод – ручной, за счет вала и шестеренок, связанных с зубчатым погоном.
В 1898-1898 годах на Обуховском сталелитейном заводе создали станок системы Меллера, который был в два раза легче станка Канэ за счет упрощения конструкции – демонтирован механизм горизонтального наведения, поворот орудия производился плечом наводчика. Скорострельность – до 10 выстрелов в минуту.
Погреба боезапаса размещались под броневой палубой тремя группами. К 152-мм орудиям снаряды и заряды в гильзах подавались элеваторами в беседках раздельно (по 4 выстрела на орудие), для 75-мм орудий – в ящиках. Боезапас для 152-мм орудий – 2160 выстрелов, для 75-мм – 3600 выстрелов. Можно предположить, какие неприятности могло вызвать удачное попадание вражеского снаряда в такой полный ящик.
Построенные в начале ХХ крейсера типа «Богатырь» за свою более чем 35 летнюю службу (если ориентироваться по «Коминтерну») не раз меняли свое вооружение, чтобы максимально соответствовать боевому предназначению.
Первым прошел перевооружение в рамках перехода на «единый калибр» крейсер «Богатырь» – взамен прежней 152-мм и 75-мм артиллерии на нем установили шестнадцать 130-мм/55 орудий Обуховского сталелитейного завода образца 1913 года. Такие орудия разместили не только в палубных установках, но и в старых башнях без замены станков – использовали переходные муфты.
При создании нового орудия обошлись без французской помощи, хотя «западный» опыт сыграл свою роль. В июне 1911 года Главное управление кораблестроения (ГУКС) выдало Обуховскому сталелитейному заводу заказ на создание полуавтоматической 130-мм корабельной пушки с длиной ствола в 60 калибров. И уже в марте 1912 года чертежи двух вариантов пушки с гильзовым и картузным заряжанием были переданы на утверждение в ГУКС. ГУКС утвердило картузный вариант орудия с длиной ствола 55 калибров. Интересно, что для нового орудия Обуховский завод разработал полуавтоматический затвор собственной конструкции, но от ГУКС последовало указание делать затвор по образцу затворов Виккерса для 120-мм пушек (на этот раз иностранный опыт оказал негативное влияние). Так сильно было недоверие к отечественным инженерам?
Тело орудия представляет собой стальную трубу, скрепленную тремя надетыми внатяг цилиндрами, закрытыми внешним кожухом. Длина ствола –7019 мм (55 клб), длина нарезной части – 5862 мм, имелось 30 нарезов глубиной 1 ммс постоянной крутизной в 29,89 калибра.
Орудие получило поршневой затвор системы Виккерса, открывающийся вправо. Заряжание орудия и досылка боеприпасов производилось вручную, без применения каких-либо механизмов. Вес поршневого затвора 90 кг, вес ствола с затвором 5290 кг. Компрессор гидравлический, длина отката 406 мм, накатник пружинный, состоит из двух одинаковых частей, расположенных по бокам компрессорного цилиндра. Приводы наведения ручные.
Для пушки был разработан большой перечень снарядов: полубронебойный обр. 1911 года весом 36,86 кг (длина 5 клб, 4,74 кг ВВ); фугасный обр.1911 года весом 36,86 кг (длина 4,74 клб, 3,9 кг ВВ); полубронебойный обр. 1928 года весом 33,5 кг(длина 4,8 клб, 1,67 кгВВ); осколочно-фугасный обр. 1928 года весом 33,5 кг (длина 5,2 клб, 3,64 кг ВВ); дистанционная граната обр. 1928 года весом 33,5 кг (длина 5 клб, 2,64 кг ВВ), также имелись шрапнель, ныряющий и осветительный снаряды. Для всех основных снарядов использовался боевой заряд весом 11 кг.
130-мм/55 пушки устанавливались на станках Обуховского завода. В 1912 году ОСЗ изготовил два опытных станка – один с гидравлическим, другой с пружинным накатником, в сентябре 1912 года ГУКС утвердило станок с пружинным накатником (что было худшим вариантом). Постоянство в ошибочных решениях удивляет.
Серийно выпускался только один тип станка в нескольких модификациях, которые отличались углом вертикальной наводки. У станков раннего изготовления он составлял от - 8 до +20 градусов, у последующих – от - 8 до +30 градусов. Увеличение угла возвышения достигалось за счет установки тумбы на специальный барабан и увеличения сектора подъемного механизма. Скорострельность орудия достигала 7-8 выстрелов в минуту.
Станки оснащались двумя типами щитов: коробчатым (вес 4500 кг, толщина брони: лоб – 76 мм, бока – 25,4 мм, крыша – 15 мм) и башнеобразным (вес 1475 кг, толщина брони – 25,4 мм). Полный вес установки с коробчатым щитом и барабаном – 17 160 кг.
Перевооружение крейсера «Олег» такими орудиями было осуществлено поэтапно: сначала в июне 1915 года вместо всех 75-мм пушек установили 4 (по другим данным – шесть) новых палубных 130-мм/55 орудия, но оставили 152-мм орудия; только в конце 1915 года «Олег» был полностью перевооружен на новую артиллерию.
Крейсер «Память Меркурия» (бывший «Кагул») к маю 1914 года вместо десяти 75-мм получил дополнительные четыре 152-мм орудия, а в 1916 году на нем дополнительно установили две 76,2-мм зенитные пушки Лендера. И только во время восстановительного ремонта крейсера, переименованного в «Коминтерн», его полностью перевооружили на 130-мм/55 орудия по «балтийскому варианту» с сохранением обеих башен.
Причем в башни на старые станки установили 130-мм орудия со специальными переходными муфтами списанного к тому времени «Богатыря». В ходе капитального ремонта в период с мая 1930 года по сентябрь 1931 года «Коминтерн» переоборудовали в учебный корабль – с него сняли обе башни, установив вместо них по одному палубному 130-мм орудию. В годы войны «Коминтерн» переоборудовали в минный заградитель, и он лишился еще двух 130-мм орудий.
Крейсер 1-го ранга «Кагул» (бывший «Очаков») также прошел через перевооружение. В марте-апреле 1915 года на «Кагул» вместо восьми 75-мм орудий установили дополнительные четыре 152-мм пушки, доведя число орудий до шестнадцати (как и на «Памяти Меркурия»). Но в сентябре 1916 года во время капитального ремонта и перевооружения «Кагул» получил четырнадцать новых 130-мм орудий: восемь палубных, четыре казематных и два в диаметральной плоскости – на полубаке и на полуюте на месте снятых башен.
В целом, оценивая артиллерийское вооружение крейсера «Богатырь» и его систершипов, можно отметить, что оно вполне соответствовало времени и тем требованиям, которые предъявлялись к этому классу кораблей (по состоянию на начало ХХ века). Понятно, что последующие перевооружения не могли превратить устаревших «ветеранов» в современные корабли, однако это было единственным способом сохранить в составе флота боевые корабли, пока строились корабли новых проектов. И в последующем именно 130-мм орудия стали основным вооружением легких крейсеров Российской империи, эсминцев и лидеров СССР, а ведь именно на «богатырях» они были испытаны в боевых условиях в годы Первой мировой.
Источники: Friedman, N. U.S. Naval Weapons of World War one: Guns, Torpedoes, Mines, and ASW Weapons of All Nations. An Illustrated
Directory. Annapolis: Naval Institute Press, 1985.; Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь»/А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть
1/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 3(доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1/В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов// Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.; Хромов, В.В. Крейсер «Олег»/В.В.Хромов // Морская коллекция, № 1 (82) – 2006. – 32 с.; Широкорад, А.В. Корабельная артиллерия российского флота 1867-1922 года /А.В.Широкорад // Морская коллекция, № 2 (14) – 1997.– 32 с.