Найти тему
Гуляем по Царицыну

Клёвое место: история царицынской рыбалки

Царицынская рыбалка всегда славилась обильностью. Любили здесь посидеть с удочкой весьма известные люди. И уж, конечно, рыбацких историй сохранилось достаточно. То про кольцо старинное расскажут, то про гигантских размеров улов. Поделимся тем, что знаем, но вопреки традиции преувеличивать не будем.

Царицынские пруды всегда привлекали рыбаков
Царицынские пруды всегда привлекали рыбаков

Царская рыбалка

Для императрицы рыбалка была развлечением. В «Камер-фурьерском» журнале читаем записи за 1775 год:

«28 июля. Вторник. По полудни в 6-м часу ЕИВ с великим князем и его супругою и со всею свитою соизволила поехать на судах на Цареборисовские пруды. По прибытии соизволила из судов выйти на берег в поставленную ставку. В это время в пруд закинут был невод, который закидывали и тащили крестьяне села Коломенского. В невод попалось рыбы разных родов множественное число. Часть взята на уху, а остальная вся отпущена в пруд. По приготовлении ухи, после кушанья соизволили оттоле поехать в фаэтоне берегом и возвратились в село Царицыно в исходе 8-го часа вечера».

В записи от 8 августа снова рыбалка на Цареборисовских прудах, только в этот раз ловцами были донские казаки: «Попалось рыбы разных сортов, а особливо стерлядей, щук самых больших множественное число, так что и матню совсем не вытащили к берегу. Взято казаком на уху рыбы, а достальная вся выпущена обратно в пруд. Уху варил казак по-своему, как они у себя варят. И как приуготовлена была, ЕИВ соизволили со всеми персонами кушать в ставке. После кушания соизволили поехать в фаэтогне берегом и возвратились в село Царицыно в 9 часов».

Любопытно, что во времена Екатерины II рыбалка уже была спортом, о ней выходили статьи в журналах с советами как одурманить рыбу, какую подобрать наживку, о способах ловли удочкой и опыте иностранных рыбаков.

Московские любители рыбалки

В 1891-1892 годах был, наконец, очищен Верхний Царицынский пруд и появилось Московское общество любителей рыболовства. Возглавил его Николай Петрович Бахрушин, один из основателей Торгово-Промышленной партии и знаменитый царицынский дачник. Устав Общества утвердили 10 ноября 1876 года. Его участники вносили первый год по 15 рублей, а следующие по 10 рублей. Им дано было право ловли на Царицынских прудах, в Люблине и на Москве-реке.

Тот самый момент...
Тот самый момент...

Первых членов было не больше двух десятков, а в начале нового веке все 150. Рыбаки богатели: в 1901 году Общество имело свои станции, лодки и владело в Москве несколькими зданиями. Здесь выдавали разовые и сезонные билеты, а также присуждали награды и призы за достижения в области рыболовства — золотые и серебряные жетоны и медали.

Картина Николая Эллерта "Шипиловская плотина"
Картина Николая Эллерта "Шипиловская плотина"

В Царицыне у рыбаков было два павильона — один близ Фигурного моста и плотины, а другой на Борисовском пруду на откосе дамбы Шипиловской плотины. Здесь члены Общества и их гости могли останавливаться на ночь.

Рыбаки не только ловили, но и заботились о воспроизводстве рыбы. Так в 1908 году Охотничья газета (№ 17) писала:

«Собранию было доложено, что в январе минувшего 1907 г. было куплено и пущено в Царицынские пруды 15 пудов линей и 10 февраля сего года еще было пущено 10 пудов линей. Пущенные в 1907 г. лини уже попадались на удочку. По этому поводу действительным членом г. Привезенцевым был возбужден вопрос о том, чтобы гг. члены общества при ловле в 1908 году не брали мелких линей, дабы иметь возможность им вырасти и расплодиться, причем напомнил, что в былые годы охота на линей в Царицынских прудах считалась одной из лучших в Московской губернии. Линь ловился только крупный; не представляло труда поймать в утро 3-5 штук трех-фунтовиков, что в последние годы представляется невозможным. Собрание согласилось с доводами г. Привезенцева и постановило вывесить в павильонах общества объявления, которыми просят гг. членов не брать мелких линей. На это постановление один только член общества г. Силуянов высказал, что все-таки будет брать мелких линей, так как собрание постановило только „просить“ не брать, а не „запретило“. По окончании собрания состоялся товарищеский подписной ужин, который прошел очень оживленно; было провозглашено много тостов».

Рыбаки специально привезли с Плещеева озера налимов, а из Тульской губернии были выписаны карпы и огромная масса озерного карася. Сюда от Варшавского общества акклиматизации животных и растений с Императорского рыборазводного завода поступило семь тысяч особей зеркального карпа. И от активного члена рыболовного общества — господина Е. Е. Вебера — акклиматизированные «голубые окуни». Вся рыба была выпущена в Царицынские пруды.

Павильон Московского общества любителей рыболовства
Павильон Московского общества любителей рыболовства

Надо сказать, что забота о разводе рыбы сказывалась на улове. Двум членам общества посчастливилось в 1896 году поймать на обыкновенные щучьи удочки (их называли «кружками») двух огромных осетров. На смотрины сбежалась толпа народа и решили, что осетры были потомками тех рыб, что, по преданию, выпускала в Царицынские пруды сама императрица.

Почётные лягушатники

Рыбалка считалась занятием демократичным и занимала как университетских профессоров и чиновников, так и крестьян с извозчиками. Правда «профессионалы» любителей недолюбливали. Леонид Павлович Сабеев, почетный член и заместителем рыболовного общества в своих «Заметках московского рыболова» писал: «Удилища у них — невозможные орясины, целые березовые и ореховые, всего более пригодные для собак, лески — бечевочные или 20-волосяные, поплавки с добрую грушу. Недаром настоящие москворецкие рыболовы называют дачных прудовых удильщиков лягушатниками, а некоторые снисходительнее — поплавошниками».

У рыболовов Царицыно к рыбалке готовились обстоятельно
У рыболовов Царицыно к рыбалке готовились обстоятельно

Среди царицынских рыбаков был Антон Павлович Чехов, его особенно привлекала возможность «поудить трехпудовых осетров». По этой же причине писатель хотел купить дом рядом с прудами и даже зимой 1904 года вместе с женой Ольгой Книппер-Чеховой осматривал владения Езучевских. В письме брату Антон Павлович писал: «Дача почти новая, на берегу пруда, стоит она на краю Царицына, не может быть застроена и вообще, как мне показалось, имеет немало достоинств… Там близко станция, очень близко, почти рядом церковь; лошади там не понадобятся». Сделку планировали на начало мая, но из-за внезапного обострения болезни Чехов уехал на лечение в Европу и там скончался.

Музыкант мирового уровня создатель и глава русской виолончельной школы второй половины XIX века Карл Юльевич Давыдов, живший на даче в 3-м Кавалерском корпусе, даже стал предметом насмешек местных обывателей. В 1870–1880-х виолончелист постоянно жил в Петербурге, в Царицыно приезжал на несколько дней отдохнуть от концертов и других забот. И первое, что он делал – брал удочку и отправлялся на пруд со своей молодой женой Александрой Аркадьевной Горожанской. И до музыканта не сразу дошло, как сильно она тяготилась этим его занятием. Впрочем, брак длился не долго.

Бригадмил на рыбной охране

В советские времена рыбалку на прудах эпизодически запрещали. По воспоминаниям царицынского старожила Бориса Александровича Антюхина в посёлке Ленино-Дачное было поголовное браконьерство:

«Царицынские пруды в середине прошлого века были нагульными прудами Москворецкого рыбсовхоза. Ловить рыбу в них было запрещено. Конечно, никто этот запрет не соблюдал. Понятно, что рыбсовхоз пытался бороться с браконьерами. Поначалу это была рыбохрана из местных. На них никто не обращал внимания. Тогда рыбсовхоз прислал чужаков. Это возымело обратный эффект. Пришлые так отделали одного местного, что человек не просто попал в больницу с сотрясением мозга, но и почти ослеп. Царицынские нашли этих чужаков и переломали им руки и ноги. После этого рыбсовхоз подключил бригадмил (бригады содействия милиции — общественная организация, существовавшую в СССР с 1930-х до конца 1950-х). Царицынские очень остроумно отреагировали, тут же сами отправившись пополнять ряды бригадмила. Отчасти решить проблему удалось только тогда, когда в дело вступила собственно милиция. Хотя и тут местному населению удавалось выходить, буквально, сухими из воды».

Такая рыбка утке не добыча
Такая рыбка утке не добыча

Карпы в акватории Верхнего Царицынского пруда
Карпы в акватории Верхнего Царицынского пруда

Ловить рыбу в Царицыне и сейчас запрещено — у парка статус заповедника. Но время от времени рыба в прудах напоминает о себе. В жаркие дни июля на поверхность выбираются подышать карпы и гуляющие по парку люди с удивлением обнаруживают, что они значительных размеров. И хочется верить, что побасенки рыболовов о двухсотлетней щуке тоже не шутка. Есть легенда, что в 1794 году при чистке Царицынских прудов под была поймана рыба с кольцом на жабрах. Надпись на кольце, гласила: «Посадил царь Борис Фёдорович». История, понятное дело, доказательств не имеет, но все же…