Найти в Дзене
Живопись

«Художник одной картины»: Константин Истомин

Прямые линии интерьера, сходящиеся под прямыми углами. Немного (по вкусу автора) фовизма, но с сохранением мягкой градации света и цвета. Избран псевдослучайный момент, как на картинах старых голландцев. Ракурс опять же бесхитростный, но для замысла мастера — единственно верный...

«Однако, к чему это всë?», — спросит иной эксперт. Почему не пойти по пути, проторённому многими До? Зачем признаваться в любви героине картины вот так, через тернии к символам, болезненно-робко? Через слияние жеста с пространством, отказавшись от мимики, спрятав изрядную часть красоты в бесформенность ткани?

Истомин К. Н., «Вузовки», 1933, холст, масло, 125,5 x 141,5 см, ГТГ, Москва
Истомин К. Н., «Вузовки», 1933, холст, масло, 125,5 x 141,5 см, ГТГ, Москва

Константин Николаевич Истомин — это загадка. Всегда ею был и всегда ею будет. Но в случае с «Вузовками» у меня имеется «ключ дешифровки». И сейчас я им поделюсь.

Истомин К. Н., «Портрет Лидии», 1929, картон, масло, 98 x 80 см, ГТГ, Москва
Истомин К. Н., «Портрет Лидии», 1929, картон, масло, 98 x 80 см, ГТГ, Москва

У героини картины, Лидии, бывшей танцовщицы, — страшная травма. К счастью, не приковавшая еë к постели, но понудившая бросить карьеру и в довершенье отнявшая слух. Отсюда — желание мастера отобразить ту грациозность, что навсегда осталась присуща его модели, несмотря на чёрную беду.

Истомин К. Н., «Читающая женщина», 1931, холст, масло, 100 x 120 см, ГТГ, Москва
Истомин К. Н., «Читающая женщина», 1931, холст, масло, 100 x 120 см, ГТГ, Москва

Поместив еë против окна, излив на неë прямой яркий свет, сделав монопольной посредницей между планами композиции, он сумел показать всю красоту девушки в двух локальных эпизодах: шее и руке. В них — всë. Тон кожи, плавность движения, хрупкость фигуры... Меж двух доминантных тонов, выползающих из темноты помещения и красящих стены эффектными морскими оттенками, она предстаëт как актриса меж открывающихся кулис. А за окном: весь белый свет в качестве зрительного зала.

Истомин К. Н., «Горы», 1928, холст, масло, 73,5 x 81,5 см, ГТГ, Москва
Истомин К. Н., «Горы», 1928, холст, масло, 73,5 x 81,5 см, ГТГ, Москва

В этой картине — ни грамма вымысла. Очарование естественной красоты безо всяких там кульминаций, экспрессий и прочих неравных. Основа этого полотна написана за сеанс, по велению сердца, без какой бы то ни было подготовки. Так творят когда любят, но не смеют потревожить признанием. Боятся вспугнуть вдохновение или даже осознать его источник. Потому что иначе вместо живописи о нежном чувстве получится обычная жанристика с упором на свет и контур. Будет красиво, не будет души...

Истомин К. Н., «Зима. Надя», 1928 холст, масло, 108 x 82,5 см, ГТГ, Москва
Истомин К. Н., «Зима. Надя», 1928 холст, масло, 108 x 82,5 см, ГТГ, Москва

Говорят, Константин Николаевич Истомин так и остался «художником одной картины». Да и пусть. Людям всегда надо что-то говорить, особенно с умным видом и по работе. Я точно не брошу в них за это камень критики. Просто нужно понимать, где заканчивается флирт одарённого художника с идеями Матисса и начинается гимн любви, написанный невероятно точными мазками.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #картина маслом #музеи #галереи #стили