Доброе утро, мои маленькие адепты мирового заговора черных бегунов, которые договорились между собой забрать все медали чемпионатов мира и Олимпиад. В связи с последними событиями в Юджине штата Орегон, мы, конечно, не будем уподобляться некоторым блогерам, которые обосравшись от восторгов орали: «Белые победили африканцев на дорожке!», а сделаем как любим – копнем гораздо глубже. Поэтому делайте кофеек, усаживайтесь поудобнее, потому что вас ждет путешествие в страну березок, лосося, Санта Клауса, а также родину лучших спортсменов современности – в Норвегию.
Последними двумя видами на беговой дорожке в прошлый вторник на чемпионате мира по легкой атлетике на стадионе Хейворд Филд в Орегоне были бег на 1500 метров среди мужчин и бег на 400 метров с барьерами среди мужчин.
То, что Якоб Ингебригтсен и Карстен Уорхольм, оба действующие олимпийские чемпионы и занимающие первое место в мире, не выиграли, стало двумя из самых больших разочарований 10-дневной встречи. Ингебригтсен был второй в забеге на 1500 м, а Уорхольм лидировал в восьми из 10 препятствий, прежде чем скатиться на седьмое место из-за подколенного сухожилия. Да, Якоб реабилитировался потом тактически обыграв всех негритосов на пятерке (наказав их в чисто африканских, а не скандинавских условиях +32 жары, отбегав 2 раза по ходу забега попить водички, терминатор бля), но тем не менее, Ингебригтсен и Уорхольм — две величайшие звезды трека в мире.
Один из лучших молодых футболистов мира? Эрлинг Холанд.
Теннисист № 5 среди мужчин? Каспер Рууд.
Игрок в гольф № 9? Виктор Ховланд.
Действующий олимпийский чемпион по триатлону и обладатель мирового рекорда Ironman? Кристиан Блюмменфельт.
Экс-рекордсмен Европы в марафоне с результатом 2.05? Сондре Моэн.
Действующие олимпийские чемпионки по пляжному волейболу? Андерс Мол и Кристиан Сорум.
Среди них нет натурализованных африканцев вроде Мо Фара из Британии. Они все белые.
Норвегия, Норвегия, Норвегия, Норвегия, Норвегия, Норвегия, Норвегия, Норвегия. Население: 5,4 миллиона человек, что эквивалентно Краснодарскому краю, который в последнее время смог поставить на российскую арену одного Андрея Леймана с результатом на марафоне 2.12. И все.
Стечение обстоятельств? Удача? Случайность? Появляющаяся раз в столетие жилка спортивного таланта? Я считаю, что нет. Это планомерная долгая работа, которая дала свои плоды.
Все знают Норвегию, как титана зимних видов спорта, лидировавшего в таблице медалей с комфортным отрывом на двух последних Олимпийских играх и на трех, если вычесть накачанных до отказа наших соотечественников в 2014 году. Логично же. У них много снега и льда. Беговые лыжи развивались не как средство для физической подготовки, а как способ пообедать по дороге с работы домой, загнав оленя.
Но их мастерство в спорте на открытом воздухе в теплую погоду указывает на то, что должно происходить что-то еще, и это происходит. Норвегия ЗАНИМАЕТСЯ МОЛОДЕЖНЫМ СПОРТОМ в отличие от всех остальных стран в мире. А если разобраться подробнее, то всплывет другая страна, в которой тоже все отлично со спортом – США. Но есть мохнатое «однако»: что бы ни делали Соединенные Штаты, Норвегия делает противоположное.
Тут уверен многие заерзали, потому что квасного патриотизма тут не будет, мы должны отчётливо понимать, что наш детский и молодежный спорт в заднице, а соответственно и взрослый при таких раскладах будет болтаться на уровне песочницы мировых достижений. Так что понимание проблемы первый шаг к ее решению, как бы неприятно было его пройти.
«Мне нравится норвежская спортивная модель», — сказал Уорхольм, который не занимался бегом с барьерами до 20 лет, после того как прошлым летом побил мировой рекорд на Олимпийских играх в Токио. «Я думаю, что многие люди могут извлечь из этого уроки. Я никогда не чувствовал никакого давления. Мои родители никогда не подталкивали меня, но это также создало во мне что-то, что у меня было собственное стремление, у меня было свое собственное пламя».
Молодежный спорт в Соединенных Штатах: ваш ребенок пробуется в футбольную команду до 8 лет, вы отдаете 2000 долларов в год на клубные взносы плюс еще пару тысяч на турниры и транспортные расходы, вы не занимаетесь другими видами спорта, опасаясь, что ваш ребенок отстаете, вы религиозно посещаете каждую игру и кричите со стороны, вы подвергаете сомнению тактику тренера и замены, вы читаете лекцию своему ребенку в машине по дороге домой, вы гордо публикуете фотографии своего ребенка с медалями в Инстике, вы начинаете говорить о колледже стипендии и сборная. Ничего не напоминает, а, дорогие мои папы и мамы, которые заебывают ребенка футбольными школами, хоккейными секциями и прочим на ежедневной основе?
Молодежный спорт в Норвегии: ваш ребенок пробует разные виды спорта в местном клубе, независимо от того, хороши они в них или нет, вы платите символическую плату, но только если вы можете себе это позволить, потому что это субсидируется национальной лотереей, тренеры - волонтеры, есть до 11 лет, а иногда и старше, нет очков, рейтингов или региональных соревнований, детям предлагается выбирать свой вид спорта и решать между собой, чем они хотят заниматься на практике («Схватка!»), большинство детей не специализируются до поздней школы.
Молодежный спорт в США: движут эгоизмом и деньгами.
Молодежный спорт в Норвегии: веселье.
Бинго.
«Вы не соревнуетесь, когда очень молоды, это только для удовольствия», — говорит Элизабет Слеттум, норвежская спринтерка на чемпионате мира, которая пробовала себя в гандболе, гимнастике и некоторых других видах спорта, прежде чем в 16 лет остановилась на беговой дорожке. «Мне это понравилось, очень много. Мы хотим попробовать себя во многих видах спорта, когда мы молоды, пока нам не исполнится 16 или 17 лет, а затем мы выбираем тот, который нам нравится больше всего».
Норвегия ввела документ «Права детей в спорте» в 1987 г. и обновила его в 2007 г. Он состоит из восьми страниц и начинается словами: «ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ СПОРТОМ, ПОТОМУ ЧТО ИМ ЭТО НРАВИТСЯ. Это основа, которую все тренеры, менеджеры и родители должны защищать и развивать». Он дает детям право «осваивать множество различных навыков и получать возможности для вариаций». Право «излагать свою точку зрения и быть услышанным». Право «участвовать в планировании и проведении собственных спортивных мероприятий». Право «выбирать, в каком виде спорта или скольких видах спорта они хотели бы участвовать — и решать для себя, сколько они хотели бы тренироваться». В нем добавляется: «Примером нарушения этих прав является давление на ребенка со стороны родителей для участия в соревнованиях против его воли». О как.
В некотором смысле, это также связано с финансами. Норвегия национализировала здравоохранение, поэтому поддержание физической активности детей — по сообщениям, 93 процента из них занимаются юношескими видами спорта — может сэкономить деньги, если они останутся в форме в свои 60–70 лет. Исследования показали, что в среднем их американские коллеги занимаются молодежными видами спорта менее трех лет и «уходят на пенсию» в возрасте 11 лет, что помогает объяснить эпидемию ожирения и других осложнений, связанных с весом, которые истощают ресурсы здравоохранения почти любой страны. В Норвегии же в 11 лет они только начинают вести счет.
Есть еще одно преимущество: страна производит более здоровых, голодных и счастливых спортсменов, как только они выберут специализацию, психологически и физически готовы, а не когда детский тренер решил, что пора его выставлять на чемпионат Усть-Урюпинской области, где главный приз для него грамота и носки, а вот для тренера прибавка к окладу за выполненный учеником норматив.
Возьмем, к примеру, 21-летнего Холанда ростом 194 см, который недавно перешел в «Манчестер Сити» из Премьер-лиги за 102 миллиона долларов (не считая его годовой зарплаты в 24 миллиона долларов). Он родился в Англии, когда его отец играл в Премьер-лиге, но там он не развился. Его отец перевез семью обратно в Норвегию, когда Эрлингу было 3 года, обратно в город с населением 12 000 человек на юго-западном побережье, обратно в норвежскую спортивную систему. Эрлинг занимался гандболом, гольфом, теннисом, легкой атлетикой, беговыми лыжами и кто знает, чем еще, пока не сосредоточился на футболе в 14 лет, когда у него был скачок роста на 25 сантиметров! «Универсальность важна», — сказал однажды Альф-Инге Холанд, его отец . «Вы можете развивать совершенно разные стороны тела, и это может быть положительным моментом, независимо от того, что вы делаете».
Исследования подтвердили это. Комплексное исследование 2013 года . Выяснилось, что предпубертатная специализация не увеличивает шансов стать элитой, но приводит к более высокому уровню травм, умственного стресса и эмоционального выгорания. Он пришел к выводу, что «для большинства видов спорта такие интенсивные тренировки в одном виде спорта с исключением других должны быть отложены до позднего подросткового возраста, чтобы добиться максимального успеха».
Индустрия молодежного спорта в Соединенных Штатах с оборотом в 19 миллиардов долларов — не хочет, чтобы родители об этом знали. Поля нужно арендовать. Тренерам и судьям нужно платить. Гостиницы должны быть заполнены. Фотографии в Инстаграм должны быть размещены. Эго нужно повышать. Опять вспоминаю нашу страну, где имеется что-то подобное только в куда меньших масштабах и покрыто говеной традицией повальной коррупции.
Весело? Весело всем кроме детей.
Когда Слеттум, норвежской спринтерке, которая тренируется с Уорхольмом, дали краткий обзор американских юношеских видов спорта и сказали, что дети регулярно участвуют в соревновательных, высокоранговых турнирах, которые включают в себя путешествия и кричащих родителей в возрасте 8 лет, она вопросительно оглянулась и ответила вопросом: "Зачем они это делают?".
Вот и я думаю – Зачем?
Не изменив базовый подход в детском спорте с коммерческого на «удовольствие и заботу о самом ребенке» можно забыть на ближайшие пару поколений о достижениях в сфере высшего спортивного мастерства. Потому что как вы все знаете - дом всегда стоится с фундамента, по точным чертежам и из качественного материала, без веры в везение и русскую национальную традицию «авось», которая пока ни к чему хорошему не привела.
Аминь.