Найти тему

Подзабытые отечественные рок-композиции 80-х

Здравствуйте.

Ну как - рок... Это понятие в нашей стране имеет достаточное количество цветов и оттенков, как радуга на закате дня после обильного ливня. В СССР существовали коллективы, одной ногой стоящие в рок-музыке, другой намертво увязшие в эстраде. Жить на что-то нужно было, да. Не всякий может оставаться до конца настоящим плохим парнем и бунтарём по жизни, если приходит дядечка/тётечка и просит сделать что-то "для народа", а в холодильнике и кооперативном гараже пусто. Или подвернувшаяся халтурка открыла глаза, поведав простую и грустную истину о том, что совсем необязательно писать музыку, в которой более трёх нот. Если позволите, не буду называть имён. Мы знаем, что такие музыканты были и во времена Советского Союза, и после, когда "разрешили всё", и замаячавшая на горизонте сытость откорректировала творчество отдельных исполнителей.

В общем, представленные в сегодняшнем обзоре композиции родились в СССР, были исполнены в 80-е годы и по формальным или идейным признакам имеют отношение к року. В конце статьи вы найдёте плейлист с этими песнями. Лично мне было приятно вспомнить вещи, которые я не слышал лет 20-30, но некогда испытывал от них неслабые эмоции.

Когда я пребывал в нежном возрасте (1983), вышла пластинка "Парад ансамблей" и надолго поселилась в моём доме. Сразу ставлю в известность тех, кто знаком с этим винилом: моя статья не о нём, в публикации будет фигурировать лишь одна песня оттуда. На пластинке было совсем немного рока при всей моей детской любви к ней.

"Парад ансамблей 1". Оборот пластинки. "МЕЛОДИЯ", 1983 Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1980 - 1982 годов. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.
"Парад ансамблей 1". Оборот пластинки. "МЕЛОДИЯ", 1983 Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1980 - 1982 годов. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.

Так вот, в этот "Парад" попала одна своеобычная песня. "НЛО" - альбом композитора Давида Тухманова, выпущенный в 1982 году рок-группой "Москва", им самим же и созданной. Сам альбом проскрипел по половицам советских квартир достаточно тихо, несмотря на громкое имя автора. Но вот заглавная композиция, за 40 лет притонувшая под громадным весом тысяч других песен, мне всё ещё нравится. Может, просто ностальгия, а может, любовь к группе Rockets (вот статья о них), на спейс-рок которой местами походит "НЛО"... Между прочим, текст написал Роберт Рождественский, а в записи приняли участие Алексей Белов и Николай Носков, известные нам по работе в группе "Парк Горького".

Дальше - казалось бы, полнейшая самодеятельность Юрского периода или максимум, наскальные рисунки в пещерах Норвегии. "АВИА" (Анти вокально-инструментальный ансамбль) - питерская рок-группа, основанная в сентябре 1985 года тремя бывшими участниками коллектива "Странные игры": Николаем Гусевым, Алексеем Раховым и Александром Кондрашкиным. Пластинка, которая у меня дома не успевала покрыться пылью из-за регулярного прослушивания - "Всемъ!", выпущена в 1988 году. Вероятно, в этих звуках привлекала какая-то отсылка к раннесоветскому времени, когда рождались "планов громадьё" и "плюс электрификация всей страны". Если отбежать в сторону и понаблюдать за музыкальной составляющей "АВИА", то можно унюхать частички новой волны, арт-рока, и конечно же, панка. На сцене же это было шоу - буффонада, парад физкультурников и цирк. Между тем на IV Фестивале ленинградского рок-клуба в 1986 году группа стала лауреатом, а Гусев и Кондрашкин были отмечены как лучшие инструменталисты. Николай Гусев позднее так характеризовал свой коллектив: "Авиа" никогда не была пародией. Может, поэтому у нас так весело и получилось. Мы тогда были искренне увлечены советским авангардом 1920-х - конструктивизмом, театром Мейерхольда, индустриальной музыкой и так далее. Ведь, отвлекаясь от политики, в искусстве это время было очень прорывное. Люди сделали большой шаг вперед и вверх, что отразилось на духе времени. Искреннее увлечение темой соединилось с ироническим подходом к советской действительности, которая тогда существовала. Но это ни в коей мере не пародия. Это балансирование на грани уважительного и иронического отношения. А вообще же, что касается обличительной стороны, "Авиа" - это история про бессмертный человеческий идиотизм, который никуда не девается и всегда жив. А что изменилось сейчас? Да ничего - всё то же самое".

Одной из самых известных песен группы стала композиция с шокирующим для советского гражданина названием "Я не люблю тебя", на которую был снят смешной низкобюджетный клип, получивший ротацию на Центральном телевидении. А ещё запомнился классный минималистический гитарный панк-рифф.

Вряд ли ошибусь, если скажу, что в представленном списке самой известной и разрешённой к "прослушиванию широкими массами" была в своё время группа "Круиз". В начале 80-х "Крутится волчок" стал одним из наиболее часто переписываемых с плёнки на плёнку магнитоальбомов в СССР. В 1981 году по опросам многих газет "Круиз" признали лучшей группой Советского Союза. В 1982 году коллектив, созданный в Тамбовской областной филармонии, впервые выступил в Москве, после чего получил в столице и стране большую популярность. В том же 1982 году вышел следующий альбом "Послушай, человек". Страна узнала песни "Музыка Невы", "Не позволяй душе лениться", "Сказка" / "Как скучно жить без светлой сказки". Стиль группы тогда причисляли к хард-року, а позже, после гонений на рок в СССР и периода забвения Валерий Гаина сделал из "Круиза" хэви-метал трио. "Музыка Невы", которую корифеи мирового хард-н-хэви назвали бы достаточно простенькой, для нас, тогдашних пацанов, была верхом выверенной и профессиональной тяжёлой музыки. И много лет с тех пор меня терзало, что в этой возвышенной песне откуда ни возьмись в той или иной форме неоднократно промелькнуло слово "мерзкий". Но потом выяснилось, что это - "невский": "В осколках невской синевы", "В приливах невских волн печали". Слух подвёл. Или качество записи.

Следующих участников сегодняшнего обзора поначалу некоторые не относили к рок-музыке. В середине 80-х, когда в Москве была образована группа "Бригада С", неофициально называвшая себя "Оркестром пролетарского джаза", питерские журналисты не жаловали её лестными эпитетами. "Да какой это рок-н-ролл? Чистый кабак! Ты только посмотри - белые рубашечки, галстучки, черные брючки. Ну, шла бы эта бригада в любой ресторан - там за их вид и музыку такие бабки платить будут!!!". Что поделаешь, если в группу кроме прочего входит мощная духовая секция, то на неё моментально приклеивается какой-то ярлык, уж никак не связанный с роком. Основной идеей лидера "Бригады С" Игоря Сукачёва была музыкальная и форменная стилизация пятидесятых годов. И действительно, коллектив выделялся из основной обоймы тогдашних рокеров как музыкой, так и внешним обликом. Дебютная концертная программа группы получила название "Мандариновый рай", вошедшие в неё песни "Моя маленькая бейба" и "Сантехник" стали хитами и вошли в золотой фонд русского рока. Для меня по сей день остаётся одним из приятнейших воспоминаний концертная запись тех лет, в которой были перечисленные песни, а ещё - "Человек в шляпе", "Гады", "Ностальгическое танго"... Классный был концерт, энергетический. А открывал его как раз "Сантехник".

Много было странного и откровенно непривычного для традиционного понимания в отечественной рок-музыке 80-х. Одной из наиболее известных групп новой волны можно назвать "Центр" Василия Шумова. Не то чтобы я интересовался её творчеством и взахлёб слушал всё, что выходило в эфир в исполнении этих музыкантов, но глаза из орбит вылезали, когда впервые услышал "Навсегда". По музыке - смесь Duran Duran, The Smiths и The Cure в хороводе с краснознамённым ансамблем какой-нибудь песни и пляски; по внешнему виду - чистые иностранцы с отстранёнными лицами; а текст - ну что текст, немногословный и патриотичный. Композиция входит в рейтинг ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, составленный аудиторией "Нашего радио". Вот что говорил о ней Шумов: "…песню "Всё наше навсегда" я написал в середине 1980-х годов, но получилось, всё, что в этой песне есть, присутствует в нынешней государственной политике в полный рост. Так что обнаружение "предсказаний" в моих песнях – это один из своеобразных аспектов анализа моего творчества". А клип на песню снимали в Брюсселе.

Майк Науменко - заметная фигура питерского и всего русского рока. Увлекался творчеством Rolling Stones, Doors, Боба Дилана, Дэвида Боуи, самостоятельно научился играть на гитаре, начал писать первые песни на английском. Язык Науменко знал отлично, ибо посещал спецшколу. Там же и получил второе имя, Майк, которое впоследствии взял за сценический псевдоним.

У меня была виниловая пластинка "Белая полоса", которую в 1988 году выпустила "Мелодия". Изначально магнитоальбом вышел в 1984-м. Много классных вещей оттуда помню - "Белая полоса", "Гопники"... Обожаю "Песню простого человека":

И, как у всех, у меня есть друг. У него на стене повешен круг,

В круге нарисован мой портрет. Мой друг заряжает духовой пистолет.

Он стреляет в этот круг, этот круг – мишень. Он стреляет в него каждый божий день.

Я рад удружить ему – У меня миллион друзей.

Композиция "Буги-вуги каждый день", сочинённая по мотивам "I Love to Boogie" группы "T. Rex", ещё при жизни Майка исполнялась такими группами как "Секрет", "Ноль" и "Алиса". Очень яркая песня.

Не меняем тему. Ещё одно буги. Но другое. "Простые вещи" - дебютный альбом московской группы "Звуки Му" 1988 года. К моменту его записи группа существовала уже около пяти лет, но ещё не имела студийных записей. Кстати, альбом был записан по инициативе лидера вышеупомянутой группы "Центр" Василия Шумова, предоставившего свою аппаратуру для записи и выступившего в качестве продюсера. Альбом в своё время понравился небезызвестному Брайану Ино - клавишнику Roxy Music и саунд-продюсеру, успевшему поработать с U2 и Talking Heads, - который позже взялся продюсировать "Звуки Му" и записывать с ними новый альбом в Великобритании. Он назвал их творчество "своеобразным маниакальным минимализмом", а Мамонова - "удивительным и страшным архетипом, явившимся словно из какого-то глубокого средневековья". И что бы ни говорили про Петра и его "Звуки", В 2010 году альбом занял 13-е место в списке "50 лучших русских альбомов всех времен", составленный журналом "Афиша" по итогам опроса молодых российских музыкантов. Одна из лучших его иллюстраций - флегматичная "Досуги-буги".

И финал. Вопрос первый. Кто сказал, что в роке лидировать может только гитара? Ведь легендарный Иэн Андерсон из Jethro Tull сумел сделать флейту основным соло-инструментом, и это крутейший пример в мировой рок-музыке. Вопрос второй, и последний. Вы помните доктора Хайдера? Для тех, кто юн и даже Гагарина ассоциирует исключительно с певицей или тех, кто просто не помнит, даю короткую справку. Это американский учёный-астрофизик и диссидент. 23 сентября 1986 года, находясь у Белого дома в Вашингтоне, доктор Хайдер объявил, что начинает голодовку. На месте объявления голодовки он разбил палатку, в которой затем жил всё время до окончания акции (сидел перед палаткой либо спал внутри неё). Голодовка продолжалась до конца апреля следующего года, 218 дней. Он требовал от администрации Рональда Рейгана прекратить гонку вооружений и отказаться от использования ядерного оружия, за что его очень уважали в СССР.

И об этом герое есть песня у группы "Ноль", организованной в Ленинграде осенью 1985 года певцом-баянистом Фёдором Чистяковым. Второй альбом коллектива "Сказки" был опубликован в 1989 году. Годом позже он вышел на фирме "Мелодия". Главная песня этого альбома — "Сказка о колбасе". Другие хиты того времени - "Коммунальные квартиры", "Болты вперёд", а также "Доктор Хайдер". Великолепное трио из бас-гитары, ударных и баяна.

Каждый из представленных в этой публикации исполнителей достоин отдельной истории. А сегодня просто хотелось вспомнить некоторые песни, осветившие юность и молодость многих соотечественников, но которые нечасто сейчас можно услышать. Мы их не утеряли, но немного ПОДзабыли, как гласит название статьи. Предлагаю ПОДвспомнить и улыбнуться-встрепенуться тем, кто их знает, и удивиться тем, для кого они - внове. До встречи.

Об отечественных рок-исполнителях читайте подборку Отечественная рок-музыка.

Ещё об отечественных музыкантах на этом канале: