Найти в Дзене

Пикник. Всю сознательную жизнь вместе. Какими судьбами?

Здравствуйте. Да. Всю сознательную жизнь. До школы - пузыри изо рта, не считаем. Первый класс - не до музыки, это было длиной почти в год трагическое осознание того, что свобода умерла, а ты помещён в загон для выращивания то ли на выставку достижений какого-то хозяйства, то ли на корм другим, более сильным. А вот во втором классе уже начинают вылезать ростки личности (пока непонятно, сорняк или культурное растение из них вырастет). И как раз в этом, 1982-м, когда я учился во 2А классе, выходит "Дым", первый альбом группы "Пикник". Вот и получается, что эта музыка со мной всю жизнь. Если вы читаете эту статью, значит, вы знаете и любите Пикник. Поэтому я не буду петь никому не нужные песни про то, какого ноября какого года было первое выступление группы в Ленинградском рок-клубе, сколько клавишников покинуло группу до появления Стаса Шклярского и как придумывал обложки альбомов его отец, Эдмунд Шклярский, лидер группы на протяжении 40 лет. Скучно. Сегодня я расскажу о том, что происх

Здравствуйте.

Да. Всю сознательную жизнь. До школы - пузыри изо рта, не считаем. Первый класс - не до музыки, это было длиной почти в год трагическое осознание того, что свобода умерла, а ты помещён в загон для выращивания то ли на выставку достижений какого-то хозяйства, то ли на корм другим, более сильным. А вот во втором классе уже начинают вылезать ростки личности (пока непонятно, сорняк или культурное растение из них вырастет). И как раз в этом, 1982-м, когда я учился во 2А классе, выходит "Дым", первый альбом группы "Пикник". Вот и получается, что эта музыка со мной всю жизнь.

Если вы читаете эту статью, значит, вы знаете и любите Пикник. Поэтому я не буду петь никому не нужные песни про то, какого ноября какого года было первое выступление группы в Ленинградском рок-клубе, сколько клавишников покинуло группу до появления Стаса Шклярского и как придумывал обложки альбомов его отец, Эдмунд Шклярский, лидер группы на протяжении 40 лет. Скучно. Сегодня я расскажу о том, что происходило лично со мной, капельку покопаюсь в стилистике, но и, конечно же, послушаем первоклассную музыку группы. 7 песен - лишь малая часть богатого наследия "Пикника", знакомством с которым и любовью к которому я очень дорожу, но если посвятить статью большему количеству их песен, получится уже не статья, не рассказ и даже не повесть, а роман, который не будет никем дочитан, а справедливо выброшен в печь, как переписка Энгельса с этим, как его, дьявола? С Каутским! (вот этот шикарный отрывок из фильма"Собачье сердце").

Начну сегодня с композиции, которая, уверен, стала песней номер один группы, услышанной огромным количеством жителей СССР, ведь это - первая увидевшая свет виниловая пластинка, альбом "Иероглиф", и "Остров" его открывает.

Забавная вещь случилась. Никогда не болел фотографированием с музыкантами, поиском автографов и прочей, на мой взгляд, ненужной мишурой. У меня их никогда не было. Футболки с туров покупать - да, это прикольно. На концертах "Пикника" был не знаю сколько раз, думаю в районе 20-ти. И не было желания бегать за кулисы. И вот, когда я стал приближаться к, мягко говоря, зрелому возрасту, моя половина, работая в отеле, где остановилась группа, взяла для меня автограф на запиленном донельзя диске "Иероглиф" тех самых лет, которому более 30 лет. И теперь я счастливый обладатель росчерка Эдмунда. "Читайте, завидуйте". Кстати, моё первое свидание с будущей супругой тоже было на концерте "Пикника", куда я, заикаясь и краснея, пригласил её примерно в 1996-м.

-2

А теперь о первом концерте. Был я на нём в нашем городе ровно 30 лет назад, в 1991-м, когда вышел "Харакири". Он унёс меня на самую высокую гору Востока и, похоже, оставил там насовсем. Эти восточные мотивы альбома заставляют прищуриться, надеть кимоно, собрать ладони вместе и почтительно кланяться перед пробегающими собаками, не говоря уже о представителях человеческой расы. А главное - это первое впечатление, вы меня поймёте. Что-то невероятное.

После этого концерта, так получилось, завязались мои отношения с самым близким другом. Он не был на том концерте, мы просто вместе учились на первом курсе, и он встречал меня после концерта, чтобы мы пошли к нему, конечно же пить. И теперь наши семьи вместе, мы иногда вспоминаем тот день. Так что все дороги ведут не только в Рим, у отдельных людей они тянутся к "Пикнику".

Эдмунд для меня всегда был и остаётся каким-то гуру. "Дядя, наверное всех ты умней! Мы не хотим ничего упустить, Дядя, скорей, научи же нас жить!". Такое у меня к нему отношение. В общем, этот концерт был самым ярким из всех. Вот песня из альбома "Харакири" - неуловимая и тёплая, как южный ветер.

А следующая - тёмная, тягучая и увлекающая в какие-то глубины. Альбом "Стекло", 1997. Каких-то слов не могу к ней подобрать, вот просто нравится и всё.

Песня "Я почти итальянец" попала ко мне гораздо раньше, чем была включена в альбом 2003-го "Говорит и показывает" (в котором, кстати, выглядит довольно одиноко, как посторонний человек, внезапно вошедший в помещение, заполненное знакомыми между собой людьми), ещё в конце 80-х. Как часто тогда случалось, она оказалась на магнитной ленте в качестве дописки к альбому "Родом ниоткуда". И была мегапозитивной на фоне большинства песен группы. Когда грустно, я иногда включаю её, и мне легчает.

Первый альбом группы, "Дым", был необычен для музыки, которую мы тогда знали по радио и телевизору - различные "гитары", "молодцы" и "ребята". И от так называемого "рока" эта музыка также отличалась. Например, если сравнить с "Круизом" или "Землянами". Как пел Майк Науменко, "Я не люблю "Землян", я люблю больше любительские группы". Что касается понятия "русский рок", то я выражу непопулярное мнение. Его собственно не существует, я уже писал, например, здесь. Практически вся музыка в русском роке - заимствованная. К сожалению, не мы придумали панк, новую волну или хэви-метал. А вот "Пикник" - что-то из ряда вон. И одной из интереснейших лично для меня в плане текста (по крайней мере, стихи в ней написаны для простого человека, которому не нужно обладать специальным чутьём или воображением, чтобы уловить смысл) из "Дыма" остаётся "Золушка" - новелла, описанная прекрасным языком с потрясающим чувством юмора.

Обещал написать про стилистику. Хотя и считаю "Пикник" отдельно выстроенным зданием, которое невозможно ни спутать, ни сравнить с кем-то другим, всё же выделю здесь одну песню, которая помогает хотя бы частично осветить дорогу группы. По направлению к "Битлз" и последующему брит-попу, манчестеру, если хотите. В голову приходят такие названия, как "Oasis", "Stereophonics", "Rialto" и тьма тьмущая близлежащих, стоящих, почивших и ныне здравствующих. "Клоун беспощадный" - яркая иллюстрация из альбома "Певец декаданса" 2012 года, её можно показать заморским продюсерам для обдумывания дальнейшего "творческого пути" и раскрутки на чужбине.

Ну и наконец. Какого ляда в названии статьи болтается фраза "Какими судьбами"? Это ещё одна моя собственная история. Встреча, которую давно ждал и которая вышла такой странной. Три года назад прилетаю я из, как говорится, Европейской части России в Красноярск, по работе. Заселяюсь в отеле. Выхожу из номера на 9-м этаже, сажусь в лифт. Этаже на 6-м открываются двери и входит Эдмунд Шклярский. Потею и бледнею, собираюсь с разбежавшимися после 5-часового перелёта и выпитого в бизнес-классе вина мыслями. Выдавливаю из своих недр, глядя на стену, как бы сам себе, примерно следующее: "Никогда бы не подумал, что человек, музыку которого слушаю всю жизнь, будет ехать со мной в лифте". Эдмунд только улыбнулся, а я попытался хоть что-то втиснуть между пятым и первым этажами. Дескать, вот, были вы давеча в нашем городе, я ходил на концерт с дочерьми, мы очень вас любим. И он спрашивает: "А какими судьбами здесь?". Вот ведь настоящий питерский интеллигент. "В командировке". И тут вваливается ещё один посторонний спец, этаже уже на третьем (пешком не мог пройтись, тоже мне, помеха справа, мешает беседе благодарного слушателя с рок-идолом). Выпучивает глаза на Шклярского и интересуется: "Вы Пикник?". На это Эдмунд выдал гениальный ответ, указав на меня взглядом и сказав: "Он Пикник!". Дополнительный пассажир вытаращился теперь на меня и с недоверием спросил: "Правда?". Ну думаю, ты клоун беспощадный! Мне ничего не оставалось, как рассмеяться и ответить - да разве ж я похож на музыканта? Тут двери открылись, сеанс окончен, передаём за проезд. А коллеги мои весь вечер, посмеявшись над историей и постоянно оглядываясь на ужинавших через два стола от нас отца и сына Шклярских, говорили - ну ты лох, попроси автограф, если фанат. Но я, хоть и не из Питера, постеснялся беспокоить людей. Я представляю, как их задолбали такие встречи, вопросы, восклицания и предложения сфотографироваться или выпить вместе. Духу не хватило. Не жалею об этом. Жалею, что не смог выразить то, что копил в себе десятилетиями, в этом коротком тет-а-тет...

Следом - песня, которую я считаю, наряду с "Великаном", одной из самых красивых песен о любви у группы "Пикник". Она приобретает особенную ценность, потому что "вот прямо о любви" у них песен очень немного.

Нет, я так не могу. Будет-таки песня №8, ведь выход на бис - важная часть любого концерта. Не буду распыляться долго на ненужные слова. Просто послушайте эту классную, мощную вещь. Как будто вы уже с некоторой долей грусти и неудовлетворённости идёте к выходу по окончании концерта, по традиции уже звучит What a Wonderful World (кто ходил в последние годы на концерты группы, меня поймёт), а тут Шклярские, Кирнос и Корчемный возвращаются, чтобы зарядить вас финальным хитом - до следующего концертного тура. Лично я буду ждать его. Потому что всю жизнь вместе. А вы? До встречи.

О разных музыкантах на этом канале:

Альянс. Спасибо за вашу музыку!

U2. Не меняются. Но умеют быть разными

The Cure. Депрессия во имя созидания

AC/DC. А зачем кого-то сравнивать?

INXS. Музыка, свободная от предрассудков. Первая серия