Найти тему

Телевизор. Всегда имеет собственное мнение

Здравствуйте.

Они всегда стояли особняком. Не гнулись, словно камыш, под любыми ветрами. Не переобувались в домашние уютные тапочки, как многие. Не меняли цвета знамени. Просто шли и идут тем путём, который избран единожды. И не имеют миллионной армии поклонников (наверное, так лучше для всех), как любой нестандартный исполнитель или коллектив, отклоняющийся в своём творчестве от основных популярных направлений. Сладкие мелодии - у других, банальные тексты о любви и цветах - в соседнем зале. Но собственный стержень, личное отношение, пропущенное через не заплывшие сытостью мозг и сердце - это здесь. Сегодня мы говорим о Михаиле Борзыкине и питерской рок-группе "Телевизор", бессменным лидером и автором которой он является с 1984 года и по сей день.

Как и большинству советских слушателей, мне "Телевизор" открылся вместе с виниловой пластинкой "Шествие рыб", выпущенной в 1985 году.

Телевизор. Шествие рыб. Обложка пластинки
Телевизор. Шествие рыб. Обложка пластинки

Одна картинка чего стоит... Оригинальная, ни на кого не похожая лирика привлекла меня тогда. Манера исполнения Борзыкина местами напоминала Бориса Борисовича (Вчера), тонущие в мрачных образах текстов оранжировки кое-где были близки стилистике Depeche Mode (Люди в ожидании) или многим другим советским группам того времени, питавшимся европейской новой волной (Человек из ваты). Запоминающиеся инструментальные партии, например, в песне Город, сменялись дурашливыми звуками в Обо мне. И вот весь этот, казалось бы, сумбур и диссонанс приводил меня при прослушивании в какие-то сложные лабиринты, и я остаюсь с "Телевизором" по сей день. Он питает меня ДРУГОЙ, отличной от всех остальных, энергией, стихами, жизненной позицией и музыкой. Для начала немного романтики, хотя и не лишённой сюрреалистических ноток, втягивающих слушателя, с одной стороны, в состояние тревожности, а с другой - успокаивающих.

Наверное, это был первый и последний альбом Телевизора, в котором тексты находились более-менее в рамках тогдашних представлений о некоем понятии "русский рок", хотя лично для меня это вообще надуманный термин, не буду повторяться, уже писал об этом в статье о группе "Альянс". Начиная со следующего альбома, у меня создалось впечатление, что Михаил Борзыкин и его группа плюнули на рамки, каноны и закономерности и решили уйти в практически одиночное плавание по непростой глубокой воде общечеловеческой и социальной проблематики. Словно какой-то анти-Вий дал команду разорвать круг и выйти из него. Петь о свободе, которую они не чувствовали? Тосковать о любви, которая, судя по всему, только мешала движению дальше? Нет. Скучно, неинтересно и, что самое главное, противоречит сидящему внутри и ищущему даже не истины, а покоя светлому эльфу, тёмному чёртику или другому, ещё не выдуманному никем существу. Сомневаюсь, что это существо очень радостное, роняющее слюну, из которой прорастают розы и которое оснащено гладкой шёрсткой и добрыми глазами. Предполагаю, что зубы - один из наиболее ценных его органов. И они острые.

Но закончу с образами. К реальной музыке. В 1987 году группу уже знали, любили и воспринимали как настоящих певцов протеста. Альбом "Отечество иллюзий" выдал обширный список тем для размышления, целые "гроздья гнева" (словосочетание позаимствовано из названия романа Джона Стейнбека, поразившего меня в своё время). Пластинку открывает вопрос - Кто ты?: "Одни прикрывают Тобой убийства, другие просят у Тебя покоя... Кто Ты?". Следом - заглавная Отечество иллюзий. "...Что внутри, что снаружи, чем дальше - тем хуже". Причём не нужно обязательно привязываться к конкретной стране или группе людей. Многие незаурядные умы поднимали и продолжают поднимать вечные темы - будь то Камю в своей "Чуме", Маркес в "Сто лет одиночества" или Оруэлл в "1984". А эти песни зовут к размышлениям - привилегии лучших и сильнейших, - но вместе с тем издревле прескекаемым как самая разрушительная сила. Наряду с наиболее яркими гимнами того времени - Три-четыре гада или Твой папа – фашист мне импонирует песнь детей, которые не могут дышать одним воздухом со своими родными - они другие, их не надо стругать своими древними рубанками по своим мелким шаблончикам. "Дети уходят" - это тема для всех поколений, стран и времён. "Доживайте спокойно, они никогда не вернутся" (кстати, эта фраза почему-то испарилась из более поздней версии в альбоме "Отчуждение", который должен был увидеть свет в 1989 году, но вышел лишь через 25 лет).

1990 год был ознаменован выходом пластинки "Мечта самоубийцы", также желчной и агрессивной, хотя не такой яркой. "Моё завтра читает газеты, чтобы знать, каким ему быть"...

В 1992 году "Телевизор" выпускает ещё одну работу - более "прилизанную" и прекрасно, на мой взгляд, звучащую. Пожалуй, буду выглядеть странно, если скажу, что это мой любимый альбом. И всё же скажу. Он мне нравится, это достаточно интересная с музыкальной точки зрения пластинка. Чувствуется новая кровь, влившаяся в коллектив. Сочная гитара в открывающей песне Шанс, вселенская тоска в На Желябова, 13, заглавная, философская Дым-Туман. Даже есть клип на песню "Кожа апельсинья".

А моя любимая - вот эта, следующая. Невесёлая, рвущая все внутренности потерей - бесповоротной и утонувшей где-то глубоко, с которой сталкиваются очень и очень многие. И переживают тоже, мне кажется, схоже, забившись и забывшись, но всё равно с ожиданием - а вдруг?.. Мы, люди, рано или поздно просим у кого-то или у чего-то если не успокоения, то хотя бы облегчения. Как у А.Б. "...и у судьбы, как все, как все, счастья себе прошу".

Дальше, уже в 21 веке, "Телевизор" в музыкальном отношении ушёл в глубокую электронику, не забывая о диссонирующей гитаре. А лирика Борзыкина стала ещё беспощаднее к несовершенству мира. "Ушла из дома" из альбома 2004 года "Мегамизантроп" у меня, отца двух дочерей, вызывает дрожь и панический страх. И в то же время подсказывает верный путь.

Альбом 2009 года "Дежавю" невероятно жёсткий как в музыке, так и в текстах. Одна из моих любимейших песен этого периода - "Квадраты". Гитара, завораживающая и крутящаяся по арене, словно мотоциклы, несущиеся по стенам. Позднее выяснилось, что на эту песню есть и видео, но я предпочитаю воспринимать этот текст на слух. Позволяет додумывать каждому свою собственную картинку. Как в одной из песен "Телевизора": "Мы имеем право на стон".

В 2016 году вышел последний на сегодня альбом группы - "Ихтиозавр". Предложу только первую песню - "Просто быть никем". Для меня это отсылка к ещё одному питерцу (уж частично он точно из города на Неве) - Михаилу Веллеру и его рассказу "Хочу быть дворником". "Хочешь стать дворником, а становишься академиком. Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга..., а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу... маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами... женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель...". А быть никем классно. Но мы не знаем, что это означает.

Завершу. Началом. Песней "С вами говорит телевизор". Эта песня вошла в своё время в сборник "Ленинградский рок-клуб" (ооо, какое было время!). Помните такой винил? Это был поистине новый мир звуков на русском языке.

"Ленинградский рок-клуб". Пластинка выпуска 1988 года. Обратная сторона конверта.
"Ленинградский рок-клуб". Пластинка выпуска 1988 года. Обратная сторона конверта.

Константин Кинчев когда-то пел: "Тоталитарный рэп - это Телевизор. Он правит нами, он учит нас жить". Возможно, так и есть, если учитывать реальное воздействие жуткого ящика или теперь уже скорее живой картины на стене. Я очень редко в него смотрю, потому что засосёт и заставит играть по своим правилам, а мне хочется оставаться диким, насколько позволяет поводок (грустный смех). К группе Михаила Борзыкина определение Кинчева не подходит. Скорее, "Телевизор" помогает окрыть глаза и проснуться. Если мы ещё способны воспринимать музыку и текст как нечто значимое, а не только в качестве фона в машине или белого шума в супермаркете, повышающего объём продаж. Пусть нам с этим повезёт. До встречи.

О разной музыке на этом канале:

Пикник. Всю сознательную жизнь вместе. Какими судьбами?

The Cure. Депрессия во имя созидания

Duran Duran. Второе британское нашествие

INXS. Музыка, свободная от предрассудков. Первая серия