Одно из интереснейших зданий города. Мы снимали сюжет про него наверно целых полчаса. Обошли всё, но в сюжет мало что попало. Поэтому далее я расскажу о его истории подробнее. И покажу конечно.
Здание пассажа было построено в 1881 году по проекту архитектора-чертежника В. Старченко (а не Салько, начало XX века, как написано на мемориальной табличке).
Пассаж имел Г-образный план с выходами на обе улицы, внутреннее пространство между двумя крыльями здания было закрыто стеклянной арочной крышей, под которой находились 18 магазинов. «Таким образом, дом г. Лаптева, строящийся по образцу новейших столичных зданий, с паровым отоплением, теплыми ватер-клозетами и т. п., дает Саратову то, чего он не имеет: массу дешевых торговых помещений и несколько удобных и комфортабельных квартир», — писала в 1880 году газета «Саратовский дневник».
Первый его хозяин купец-старообрядец Ефим Константинович Лаптев через год после устройства Пассажа проигрался в карты и вынужден был продать заведение своей сестре Татьяне Константиновне Юренковой (в девичестве Лаптевой). А в 1892 году хозяином пассажа становится её муж - крупный ростовщик Иван Евсеевич Юренков.
В 1910 году Юренков был убит своим должником А.А.Саловым, помещиком Петровского уезда - в приступе отчаяния, после просьб об отсрочке долга. Юренкова похоронили на старообрядческом кладбище, а Салова приговорили к церковному покаянию, сочтя, что совершил он убийство в "нервном припадке". Помещение перешло к старшей дочери Юренкова – Матрене Ивановне Сибриной.
На первом этаже здесь разместились торговые заведения по продаже мануфактуры, галантерейных изделий, верхней одежды, белья, обуви, игрушек, канцелярских товаров, книг, тюля, мехов, одеял и постельного белья. Большую площадь занимал книжный магазин А.С. Суворина. Здание пассажа было прекрасно отделанным – богатая лепнина на стенах и потолках, бронзовые дверные ручки, лаковые перила, зеркальные стекла, паркетный пол. Здесь вели торговлю самые именитые купцы и предприниматели: Н.И. Хватов (нитки, пряжа, пуговицы, кружева), В.П. Долгов, Ф.А. Коновалов, А.А. Кузнецов (галантерея), Ф.И. Посадсков (игрушки), А.И. Лукьянов (бумага писчая и оберточная, обои) А.И. Полозов (обувь кожаная и резиновая) и другие. Здесь располагались книжные магазины «Новое время», «Приволжская торговля и библиотека для чтения купца Т.Е. Чернова». До 1890-го года в здании пассажа (в угловой его части) работала купеческая биржа.
Второй этаж арендовали солидные службы и структуры. Здесь снимали помещения нотариальные конторы, торговые и страховые агентства. В 1910-1913 годах значительную площадь занимали учебные классы только что открытого Императорского Николаевского университета, где преподавались общеобразовательные дисциплины. Верхние этажи предназначались для квартир.
Кроме этого здесь располагались служба контроля Рязанско-Уральской железной дороги и мастерские театрального искусства.
В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны часть пассажа занял лазарет.
Кстати, чугунные на вид колонны местами оказываются окрашенной штукатуркой. А вот на что она нанесена не совсем понятно. Камень или металл в основе?
После революции здесь размещались новые городские учреждения. В 1917-1918 годах в здании пассажа находились высшие государственные мастерские театрального искусства. В 1922 году работал театр «Голубятня» со стороны Никольской. В период НЭПа арендаторы менялись.
В советское время здесь располагались магазины «Кулинария», «Фототовары», «Торгреклама, «Ремодежды №18»; в подвалах долгое время находился местный винный завод. Подвалы, конечно, гигантские.
Зайдём в бывший пассаж.
Это та самая внутренняя часть пассажа, где была стеклянная крыша.
Говорят, что крышу разобрали во время Великой отечественной войны.
Теперь на месте этого балкона вот что.
Вход с готическими витражами едва различим.
Сам же пассаж теперь замусоренный и застроенный проход между зданиями.
На многих планах пассаж так и отображался - отдельные построенные каменные здания с проходом между ними.
Самое изящное изображение на плане 1881 года, где отображены ещё и входы в пассаж.
Парадные когда-то входы, которые видны на дореволюционных фото, теперь тоже превратились в стены и даже ларьки.
Арка портала с улицы Радищева до сих пор не утратила свей лепнины.
Когда-то здесь висели люстры. Ролик остался.
Въездная арка с Московской тоже сохранила остатки былой лепной роскоши.
А теперь зайдём внутрь. Лестница внутреннего корпуса деревянная с точеными балясинами.
А вот лестницы основного корпуса чугунные. Причём разные. С таким рисунком ступеней.
С другим.
Балясины тоже разные. С дракончиками.
И с ажурными узорами.
Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что это буквенная вязь. И можно прочитать красивые буквы Е К О М Л. Ефим Константинович Лаптев. А вот О М - возможно инициалы жены, кто подскажет?
На втором этаже, где были квартиры можно обратить внимание на массивные колонны и гигантские потолки.
Из окон просматривается граница когда-то стеклянной крыши.
Во дворе уже поздние надстройки, пристройки, грузовой лифт.
И чудом сохранившаяся деревянная часть, находившаяся внутри пассажа.
Ещё вот старинная дверная ручка.
Часть здания вообще находится в «руинированном» состоянии, может быть последние годы показывая нам свои необычные окна.
К сожалению, у здания просто невероятное количество собственников, арендаторов, субарендаторов. Из-за этого его реставрация, да и просто ремонт вряд ли светит в ближайшее время.