Найти тему

Что такое бытовое фэнтези

Оглавление

Предложили мне как-то в комментариях написать статью о производственном романе. Подумала я над этим предложением и решила написать о бытовом фэнтези.

А что? Последние произведения в жанре производственного романа были написаны в начале 80-х годов, и потом к этой теме никто не возвращался, если, конечно, не относить к производственным бандитские романы 90-х. А бытовое фэнтези — вот оно, свеженькое! Тем более 90% производственных романов — это заказные книги, а фэнтези, в том числе бытовое, пишется на чистом вдохновении.

Да и чем-то похожи эти два жанра. Так что ловите статью о бытовом фэнтези.

Что это такое

Это один из новых поджанров фэнтези, которых в последнее время развелось великое множество. И это неудивительно, ведь при таком количестве литературы все темы и сюжеты многократно писаны-переписаны, и внести в них что-то своё сложно. Вот и приходится авторам изворачиваться.

Итак, бытовое фэнтези. Главная его особенность, как и следует из названия, — это обилие бытописаний и бытовых деталей. Причём это касается фэнтезийных миров, то есть в книге обязательно присутствует магия, в первую очередь бытовая, волшебные существа, помогающие или мешающие героям, различные магические приспособления и т. д. Всё это делает выдуманные авторами миры ярким, объёмными и удивительно реалистичными.

«Старинные вещи» Фотограф И. Седловский
«Старинные вещи» Фотограф И. Седловский

Можно сказать, что в бытовом фэнтези мир, точнее, окружающая героя среда, часто бывает важнее сюжета, который и сводится к решению задач обустройства этой среды.

Это и есть вторая особенность — герой делает мир вокруг себя комфортнее и решает в основном хозяйственные задачи: организует свой бизнес, приводит в порядок полученный в наследство особняк, налаживает работу отеля или салона магических услуг.

Часто героем/героиней бытового фэнтези становится попаданец, то есть человек из нашего мира, оказавшийся в магической реальности. Придя в себя, герой начинает наводить в мире порядок, создавая привычную для себя среду обитания.

Но во многих произведениях авторы обходятся без попаданчества, просто ставя героиню (героя) в такие условия, когда необходимо что-то менять вокруг себя. Например, наладить работу магической лавки (А. Черчень «Хозяйка магической лавки»), необычного отеля (М. Завойчинская «Отель потерянных душ», И. Матлак «Прислуга в гостинице духов»), организовать сыроварню и сырную лавку (О. Пашнина «Королева сыра») и даже стоматологическую клинику (Джейд Дэвлин «Хозяйка корней»).

Большинство авторов бытового фэнтези — женщины, но встречаются и представители мужского пола. Правда, мужчины не размениваются на мелочи и занимаются обустройством целого мира или, на худой конец, королевства или княжества. (В. Денисов «Стратегия. Замок Россия», Кулаков А. «На границе тучи ходят хмуро...»).

Третья особенность — локальность. Как правило, события, происходящие в бытовом фэнтези, сосредоточены в небольшом пространстве отеля, лавки, деревни, городского квартала, замка. Это позволяет детально проработать мир героя.

Натюрморт И. Славинский
Натюрморт И. Славинский

Симбиоз с другими жанрами

Бытовое фэнтези редко встречается в чистом виде — на одних бытописаниях увлекательный сюжет не построишь. Хотя часто именно эти бытописания и обеспечивают книге читабельность и успех при в целом банальном сюжете.

Обычно в бытовом фэнтези у героя, кроме задач благоустройства и организации работы собственного маленького бизнеса, есть и другие цели. Чаще всего в таких произведениях есть любовная линия, что и понятно, ведь это, преимущественно, женский жанр. Но бывает в нём и неплохая детективная линия. Например, когда в процессе обустройства доставшегося в наследство поместья героиня втягивается в расследование преступления, совершённого в этом поместье.

К тому же, как правило, в бытовом фэнтези присутствует юмор, а то и вообще произведение пишется в формате ситкома. Это делает книгу лёгкой и приятной для прочтения.

Чем привлекает бытовое фэнтези

На этот вопрос ответить несложно, если учесть, что большинство авторов и читателей этого поджанра — женщины. Какая же женщина не любит обустраивать своё «гнёздышко», или хотя бы помечтать об этом? А добавьте к этому необычный мир с разными бытовыми магическими девайсами, романтическую линию и лёгкий юмор — и приятный вечер вам обеспечен. Причём речь идёт и о писательницах, которым придумывать такие истории не менее приятно, чем читательницам их читать.

Фотограф Евгения Цаценко.
Фотограф Евгения Цаценко.

А ведь в эту истории можно много чего добавить. Например, чисто человеческого тщеславия и гордости за героиню, которая начала с нуля и добилась успехов, утерев нос своим конкурента и бывшему ухажёру. А ещё описать дружбу и взаимопомощь, верность и преданность не только друзей, но и разных полезных магических существ. Ну, и яркие картинки волшебного мира тоже могут добавить книге очарования.

Вот как «вкусно» расписала, даже самой почитать захотелось. На деле же книги встречаются всякие. И их качество зависит не от жанра, не от выбранной темы, а от мастерства автора.