Найти тему
Модельки Линсера

Что в модели пилить и что для этого надо

Оглавление

Однажды я опубликовал текст, в котором рассуждал о том. стоит ли вносить изменения в модели "из коробки".

Потом мы немного зарубились про чистокровный моделизм.

Мне кажется, что самое время поговорить о том, как понять, что в модели надо "пилить" и надо ли.

Картинка - обложка для текста. Это Revell Harbour Tug Boat
Картинка - обложка для текста. Это Revell Harbour Tug Boat

Причины дорабатывать модель

Я наверняка что-то упустил, но надеюсь, что вы меня дополните:

  1. Геометрия деталей модели не соответствует геометрии прототипа - производитель ошибся в геометрии или размерах корпуса или деталей модели. Например, форма обтекателя двигателя у модели сильно отличается от того, что было у прототипа, неправильная форма надстройки или орудийной башни на модели корабля.
  2. Отсутствуют элементы, которые можно было бы реализовать в модели - при масштабировании прототипа и разработке модели производитель решил упростить или исключить элементы прототипа, которые можно было бы отразить в выбранном масштабе. Например, исключены поручни, ступени, клёпка, расшивка, люки, краны, ручки и т.п.
  3. Чрезмерная фантазия производителя модели - производитель внес в модель элементы, которых на прототипе не было.
  4. Чрезмерная условность отображения элементов модели. Такое бывает тогда, когда производитель вместо того, чтобы нормально реализовать какую-то деталь, показывает ее условно.
  5. Размеры деталей не соответствуют масштабу. Самое распространенное явление - пруткообразные элементы. Например, трубка Пито у самолетов, леера, мачты и реи у кораблей, всякие антенны и прочие мелкие элементы, которые отлить из пластмассы в нужном масштабе не всегда возможно.

Примеры

  1. Носовой клюз на модели буксира Smit Nederland (Aoshima, 1/200) - сам клюз реализован, но утолщение вокруг него показано условно, полосой.
  2. Расшивка на вертолете Westland Gazelle AS.1 (Kovozávody Prostějov, 1/48) - почти полностью является фантазией производителя, с прототипом не найдено почти ни одного совпадения.
  3. Киль спасательного судна Hermann Marwede (Revell, 1/72) - он должен быть острым, а у модели он плоский и к тому же широкий.
  4. Крышка ящика боеприпасов на патрульном торпедном катере PT-109 (Revell, 1/72) - совершенно внезапно для такого комфортного для судомоделизма масштаба показан полосками, хотя остальные люки на модели сделаны вполне прилично.

Когда ждать подвоха

В каждом (абсолютно каждом) наборе для сборки модели есть неточности. Их количество зависит от отношения производителя к разработке модели, от применяемой технологии производства, от того, когда модель была спроектирована и от того, на какую аудиторию модель ориентирована.

Модели старой разработки, как правило, отличаются от новых в худшую сторону по следующим моментам:

  • излишняя фантазия производителя;
  • чрезмерная условность отображения элементов;
  • отсутствие элементов, которые можно было бы реализовать в модели.

Модели, ориентированные на новичков страдают упрощенной детализацией и несоответствием размеров мелких деталей масштабу модели.

Мелкие производители, как правило, производят нишевые модели (модели малоизвестных прототипов). Разработка таких моделей имеет проблему, связанную с возможностью поиска информации, необходимой для проектирования точной модели. Поэтому могут возникать проблемы с детализацией и точностью геометрии.

К тому же производство таких моделей, как правило, ограничивается использованием технологии ЛНД (литье низкого давления), что сказывается на детализации и вносит определенные ограничения, влияющие на возможность производства тонких деталей. Отсюда еще одна проблема - несоответствие деталей масштабу.

Казалось бы, у крупных производителей не должно быть проблем. Но там тоже есть подвох: при производстве моделей модификаций популярного прототипа не всегда учитываются особенности разных модификаций. Иногда ошибки, допущенные в одной модификации, кочуют по остальным.

Поэтому, возвращаясь к вопросу в заголовке этого раздела, получается такой ответ: подвох с точностью модели есть всегда. Его не надо ждать, он константа моделизма, основанного на сборке из готовых наборов.

Что с этим делать и делать ли

Я сейчас не рассматриваю случай, когда моделист - профессионал (строит только детально проработанные модели, продает модели, регулярно участвует в конкурсах, чемпион всего и вся, и т.д., и т.п.). Я смотрю на эту тему со своей точки зрения - с точки зрения любителя.

Решение о том, надо ли дорабатывать модель или нет, я принимаю исходя из своей удовлетворенности качеством того, что увидел в коробке. Делаю это следующим образом:

  1. изучаю фотографии прототипа, знакомлюсь с ним;
  2. открываю коробку, осматриваю детали, изучаю инструкцию;
  3. само собой формируется мнение - либо мне нравится модель и ее детализация, либо нет;
  4. если модель нравится - приступаю к сборке;
  5. если модель не нравится - смотрю, что и как можно исправить.

Это первичное решение, оно определяет основные доработки, которые я буду делать.

Затем, во время сборки, я сверяюсь с фотографиями прототипа. Это позволяет исключить ошибки во время сборки, а также что-то улучшить.

Отдельная тема - чертежи. Далеко не на все, что мне интересно собрать, можно найти чертежи. Но пытаться их найти стоит. Чертежи позволяют сверить геометрию модели, изготовить детали, которых нет в комплекте и т.д.

Кстати, в части изготовления каких-то элементов можно обойтись и без чертежей, сделать это по фотографиям. Фотографии конечно не позволят снять точные размеры деталей, но эти размеры более не менее точно можно высчитать по аналогиям. Например, возле колеса расположена ступенька. Я знаю размер колеса (в комплект модели оно входит). Поэтому я могу по фото измерить ступеньку и через отношение к размеру колеса на фото вычислить размер ступеньки для модели. С учетом масштаба погрешность определения размера в этом случае будет незначительной.

Т.е. как вы понимаете, решение о том, допиливать модель или нет, в моем случае зависит от моего отношения к модели и желания сделать ее хорошо. Ничего другого в этом нет.

Вношу изменения

  1. Для начала нужно зафиксировать, что именно я буду в модели менять, удалять, добавлять. Для этого я использую схему сборки модели - помечаю на ней те детали или шаги, где будут что-то менять.
  2. Необходимо определиться, изменения я буду делать сам или куплю готовые дополнения. Для этого нужно найти те дополнения, которые доступны для строящейся модели и решить, какие из них я буду использовать. Найти их в продаже и купить.
  3. По тем изменениям, которые буду делать сам, решить из чего и как их буду делать.

Нюансы кроются в деталях. Может получиться так, что те дополнения, которые я выбрал, недоступны для покупки (сняты с производства, не продаются в России и т.п.). Поэтому в результате пункта 2 количество изменений, которые будут делаться ручками, может увеличиться.

Ситуацию с дополнениями можно упростить, если аккуратнее подойти к выбору, модель какого производителя покупать. Модели одного и того же прототипа, разработанные разными производителями, отличаются друг от друга и к ним выпускаются разные дополнения. Может получиться так, что на модель одного и того же самолета от разных фирм доступно разное количество дополнений. Это необходимо учитывать при выборе производителя, модель модель которого хотите покупать.

Что пойдет в дело

Материалы:

  1. Пластик во всех формах проявления - листы, прутки разного профиля. Выбор этого материала огромный, много всего можно найти и в специализированных модельных магазинах, и на маркетплейсах типа Озона. Особое место в этой группе занимают крышки от доширака - мягкий тонкий пластик, который при относительно небольшом нагреве легко деформируется. Он отлично подходит для изготовления всяких воздухозаборников и тому подобных штук.
  2. Латунь, медь - листы, прутки, проволока, трубки. Латунь или медь незаменимы там, где нужно сделать что-то тонкое - шланги, антенны, леерные ограждения и тому подобные вещи. В эту же группу можно вписать всякие иглы, включая иглы от шприцов.
  3. Эпоксидная шпаклевка - незаменимая вещь в тех случаях, когда нужно сделать что-то не квадратно-угловой формы.
  4. Модели аксессуаров - некоторые производители выпускают наборы для сборки разной мелочевки, которая может дополнить вашу модель. Речь идет о всяких ведрах, ящиках, инструментах, бытовых вещах и т.п.

Дополнения:

  1. Специализированное фототравление - фототравление, изготовленное для детализации конкретной модели. Это очень удобный способ доработать модель, т.к. моделисту не нужно самому изготавливать мелочевку для своей модели, он может использовать набор готовых фототравленных деталей.
  2. Универсальное фототравление - фототравление, изготовленное не для конкретной модели, а вообще. Как правило, это какие-то универсальные элементы, имитации поверхностей, трапы, люки, вентили, леера и т.п.
  3. Смоляные дополнения и дополнения, выполненные 3D печатью - как правило, такие дополнения призваны заменить детали из набора или фрагменты корпуса модели для улучшения детализации или корректировки геометрии модели.
  4. 3D декали - относительно новая технология, которую используют в основном для производства приборных панелей и элементов интерьера.

Как найти дополнения

Вариант 1: Для того, чтобы узнать, какие дополнения существуют для моей модели, я использую сайт scalemates.com. Сперва надо найти модель, для которой ищутся дополнения, открыть страницу модели, а уже на ней, внизу, будет список сопутствующих товаров, включая всевозможные дополнения.

Такой подход удобен тем, что я сразу вижу все возможные варианты, а потом начинаю выбирать то, что мне надо.

Вариант 2: Ищу дополнения к модели в вольном Интернете и в модельных магазинах. Составляю список того, что нашел, затем выбираю то, что нужно. Вариант удобен тем, что я сразу знаю, где это можно купить. К тому же не все допы могут быть зарегистрированы на scalemates. Но по времени этот вариант трудозатратнее.