Найти тему
Модельки Линсера

Про качество стендовых моделей, копийную точность, снобизм и вот это вот всё

В продолжение этих тем:

Что не так с публикацией фоток моделей
Модельки Линсера9 августа 2022

Что такое качество модели

Я много для себя думал, как понять, что модель сделана качественно. В результате выделил три основных критерия:

  1. техническое качество сборки и окраски- модель собрана и окрашена качественно и без косяков;
  2. копийная точность - модель точно и подробно отражает выбранный прототип;
  3. восприятие - модель вызывает положительные эмоции при ее рассмотрении.

Получается, что чем качественнее собрана стендовая модель и чем точнее она передает особенности прототипа, тем она круче и тем больше положительных эмоций вызывает.

Но все портит пункт №3 - эстетическое восприятие.

В чем засада

Дело в том, что стремление к копийной точности и положительному восприятия приводит к тому, что между двумя этими критериями возникает противоречие.

Если кратко, то при попытке отразить на модели все элементы прототипа приведет к тому, что поверхность модели покроется шумом. Поясню примером.

Шаг клёпки на самолете Ан-26 составляет 25мм., диаметр заклёпок - 3мм. (эту информацию я нашел в Интернете). Если мы делаем модель этого самолета в масштабе 1/48, то шаг клёпки на модели будет 0.52мм., а диаметр имитации клёпок - 0.06мм. Для 72-го масштаба получаем соответственно 0.35мм и 0.04мм.

Реально ли такое сделать? Наверное да, потребует определенного мастерства. Но смотреться это будет как шум возле чётко просматриваемой полосы стыковки листов обшивки.

Как мы выходим из положения? Делаем шаг клёпки чуть длиньше, диаметр имитации заклёпок - чуть больше. Выпуклые клёпки имитируем углублениями в пластике. Стыки листов обшивки имитируем расшивкой - прорезями такой толщины, что при перерасчете на реальный размер прототипа в эти щели можно будет засунуть палец.

А какие-то элементы прототипа мы вообще не показываем на модели.

Т.е. мы не просто упрощаем детализацию модели, мы выдумываем свою детализацию, которая к прототипу не имеет никакого отношения, но сильно улучшает восприятие модели.

Тут даже можно сделать такой крамольный вывод, что нарезка клёпки на модели самолёта снижает его копийную точность.

Картинка для обложки этого текста
Картинка для обложки этого текста

Относительность копийной точности

Получается, что до какого-то момента мы следуем принципу детализации модели в соответствии с прототипом, но затем допускаем ее упрощение с целью достижения положительного восприятия.

Но как выбрать ту планку, до которой мы полностью следуем прототипу, а после которой - на любителя?

Здесь я вынужден признать, что каждый моделист - художник со своим стилем и своими способами визуализации и самовыражения. Т.е. каждый сам для себя решает, до какого момента он соблюдает в модели копийность и в чем соблюдает.

Для себя я определил, что однозначно следую копийности в части достижения узнаваемого образа прототипа в целом и его элементов. Все остальное решается в пользу визуализации.

Но с копийностью есть еще одна засада - прототип.

Относительность прототипа

Начну с примера. Скажем, мне нравится вертолет Ми-24П. Я хочу собрать его модель. За все время было выпущена куча Ми-24П. Со временем в конструкцию вертолета вносились изменения и его внешний вид пусть немного, но менялся. Даже если взять конкретную машину, то ее внешний вид со временем тоже претерпевает изменения.

Но я не хочу разбираться во всех особенностях развития этого типа вертолетов, не хочу выбирать конкретный борт, который смоделирую, и искать, как он выглядел в конкретный момент времени. Я хочу собрать модель - собирательный образ вертолета Ми-24П.

Т.е. в качестве прототипа я выбираю модель (марку) машины, а не конкретную машину. Имею на это право? Абсолютно. Станет от этого модель менее модельной? Нет. Абсолютное большинство фанатов авиации понятия не имеют, как конкретный борт Ми-24П выглядел в конкретном году.

Т.е. выходит, что прототип - это не что-то железобетонное, а что-то типа вот примерно такое.

Получается, что копийность - это такой в чем-то условный критерий, который почти полностью находится на откупе у автора модели и он (автор) может играться с ней для достижения нужного ему восприятия модели.

Относительность восприятия

И тут мы приходим к самому интересному - мы стремимся к положительному восприятию модели кем?

Не открою америки, если скажу, что у нашей модели есть несколько аудиторий, которые будут ее рассматривать со "своих колоколен": историки, дилетанты, коллекционеры, технари, моделисты, медик и Бог знает кто еще.

Каждая аудитория будет стремиться увидеть в моей модели что-то свое и судить о ней будет исходя из своих интересов.

Можно ли им всем угодить? Наверное да.

Нужно ли им всем угодить? Зависит от того, зачем ты строишь модель. Я строю потому, что мне нравится строить и мне интересна техника, ее история. Т.е. я не ищу признания у внешних аудиторий.

Но если бы искал, то тогда бы попытался понять, что эти аудитории ожидают от модели и следовал бы их правилам восприятия.

Потому, что самое главное для модели (если посмотреть на все, что я тут написал) - ее восприятие зрителем.