В начале урока для организации групповой деятельности класс делится на группы по четыре человека.
В начале урока учитель организовывает активную познавательную деятельность учащихся. Учитель не сам формулирует тему урока, а просит детей самих назвать ее. Для этого учащимся предлагается разделить девять слов на три группы: стол, лампа, окно, песок, ракушка, солнце, пиджак, куртка, платье. После минутного размышление ученики делят слова на существительные мужского, женского и среднего рода и делают вывод, что темой урока будет «Род имен существительных». Это помогает им сформулировать цели урока: изучить подробнее такую часть речи, как имя существительное, научиться определять род имен существительных, а также использовать данную часть речи в устной и письменной речи.
На этапе актуализации знаний учитель разбивает класс на группы и объявляет, что урок будет проходить преимущественно в кейс-форме. Дети под руководством учителя выбирают бригадиров. На данном этапе группы получают первое задание.
Каждая группа отвечает на один из вопросов:
- На какие вопросы может отвечать имя существительное?
- Что обозначает имя существительное как часть речи?
- Какие постоянные морфологические признаки имеет имя существительное?
- Какие непостоянные морфологические признаки имеет имя существительное?
Кейсы для учащихся будут выглядеть в форме карточки:
Как правило, на подобные вопросы детям не нужно много времени для формулировки ответа. Поэтому главная задача детей – это определить, кто будет отвечать от группы.
На этапе определения уровня знаний группы получают следующие кейсы, которые содержат информацию об имени существительном. Учитель предупреждает, что нужно подготовиться комментированию кейса. Около каждого пункта с информацией детям нужно поставить необходимый условный знак:
« ! » - Я это знал(а)
« + » - Новое для меня
« - » - Вызывает у меня сомнения
« ? » - Я этого не знал(а)
Кейс с заданием выглядит следующим образом:
Данный кейс помогает не только учителю определить уровень знаний класса, но и самим детям. Кроме этого, подобное задание мотивирует учащихся обмениваться информацией между собой, обучать друг друга. Если при выполнении первого задания учащиеся сами выбирали того, кто будет отвечать, то по результатам второго кейса учитель сам просит детей из группы ответить на вопрос и прокомментировать свой ответ. Более сильные учащиеся при выполнении данного задания стараются не только озвучить ответ в группе, но и донести условия выбора ответа слабоуспевающим детям. Таким образом, активируются полученные ранее знания об имени существительном, развиваются коллективные ценности. Учитель при данной работе может выяснить, насколько хорошо ученики помнят, что представляет собой имя существительное и не путают ли они его с другой частью речи. Кроме того, определение уровня своих знаний мотивирует большинство учащихся к дальнейшей деятельности.
С целью систематизировать знания, полученные на прошлом уроке, дети получают тесты, которые выполняют не в группах, а индивидуально. Индивидуальная работа здесь необходима для того, чтобы учитель мог оценить каждого ученика индивидуально и определить его вклад в общую работу. В течение трех-четырех минут дети выполняют тест, состоящий из десяти вопросов, после чего на интерактивной доске демонстрируется ответ. Учитель предлагает оценить каждый правильный ответ в 1 балл. Переводя в пятибалльную шкалу, каждые два балла – это единица оценки. Учитель оценивают работу следующим образом: 2 – 4 балла – оценка «два», 5 – 6 баллов – оценка «три», 7 – 8 баллов – оценка «четыре», 9 – 10 баллов оцениваются на «пять».
После непродолжительной физкультминутки учащиеся приступают к изучению нового материала. Каждая группа получает кейс с теоретическим материалом по теме «Как определить род у существительного»:
В кейсе предлагаются четыре способа определения рода имен существительных. После совместного изучения материала и коллективного обсуждения дети выполняют пять заданий, после чего по одному из членов группы озвучивают ответы:
Подобное задание дает детям возможность самостоятельно изучить материал и выбрать для себя наиболее оптимальный способ решения поставленной задачи. Системно-деятельностный подход к работе помогает максимально достигнуть личностных, предметных и метапредметных результатов.
На этапе закрепления изученного материала по теме учащимся предлагается активное использование полученной информации в конкретном тексте. Для этого каждая группа обращает внимание на кейсы с текстами о роде имени существительного в изучаемом учащимися английском языке:
Познавательный материал способствует поддержанию интереса не только к теме урока, но и к английскому языку как иностранному. При работе над этим кейсом демонстрируется метапредметная направленность урока.
После изучения текста учащиеся на отдельном листке записывают развернутый ответ на вопрос «В чем разница между наличием рода у имени существительного в русском и английском языках?». Рекомендуется использовать тип речи – рассуждение. В каждой группе учащиеся предлагают варианты ответов, которые «бригадир» группы записывает и объединяет в единый текст. После выполнения задания один из учеников зачитывает ответ. Учителем заранее отмечается тот факт, что ответ не должен быть объемным. Главное – соблюдать структуру рассуждения, аргументировать ответ, оформить его орфографически, лексически и пунктуационно грамотно.
Данная работа проводится для того чтобы понять, насколько хорошо ученики изучили новую тему. Работа в малых группах помогает учащимся, не до конца усвоившим новый материал, при коллективной работе еще раз повторить и понять тему. При этом учитель контролирует, чтобы все учащиеся равно по силам вкладывались в результат работы всей группы.
В конце урока подводятся итоги. Учитель использует парную форму работы. Каждая пара получает карточку-посредницу, по которой выполняет итоговое задание:
Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.
Один из вариантов алгоритма работы:
1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета:
2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.
3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.
4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
5. Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.
6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.
7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.
При такой форме организации учебной деятельности преподавателю легче понять, кто из учащихся хорошо усвоили новую тему, а кто значительно хуже.
После итоговых вопросов учителя и рефлексии по сигнальным картам учитель подсчитывает количество баллов, заработанных каждым учеником отдельно и баллы, заработанные в группах. Форма работы в виде кейсов помогает учителю быть максимально объективным в оценивании учащихся.
Наибольшую актуальность групповая форма работы имеет на этапах закрепления нового материала. Хотя нами было отмечено, что и на других этапах урока групповая работа показывает положительный результат.
★ Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Род имён существительных"★
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые материалы: https://zen.yandex.ru/id/60ba3a38c428e9113023dc7c