Под улочками и площадями современного Мехико покоятся руины древних ацтекских храмов, где регулярно совершались человеческие жертвоприношения для умиротворения богов. В конце 1990-х годов при раскопках одного из ацтекских храмов, посвященного Эхекатлю (Кецалькоатлю), богу ветра, археологи обнаружили останки 20-летнего юноши, обезглавленного и сидящего на корточках у основания главной лестницы храма.
Примечательность находки в Мехико заключается в том, что скелет человеческой жертвы был найден с парой музыкальных инструментов в каждой руке. Это были маленькие керамические свистульки, украшенные устрашающим ликом черепа. Как быстро поняли археологи, изображение черепа представляло Миктлантекухтли, ацтекского бога подземного мира и самой смерти.
И тогда мир увлекся новым загадочным инструментом, известным как "свисток смерти ацтеков".
Сегодня, если вы наберёте в Google (Роскомнадзор: сайт нарушает законодательство РФ) "ацтекский свисток смерти", вы найдёте статьи, утверждающие, что "жуткие звуки" свистка смерти использовались для "устрашения" врагов ацтеков в бою или для имитации мучительных криков жертв, когда их живые сердца вырывались из груди. Вы также можете посмотреть видеоролик, в котором покойный музыкант Ксавьер Иксайотль извлекает "леденящие кровь" звуки из своего свистка смерти.
Но трезвая правда заключается в том, что мы очень мало знаем о том, как ацтеки действительно использовали эти интригующие инструменты или даже о том, как они звучали, когда на них играл древний ацтекский жрец. Из находки в Мехико можно сделать вывод, что свистки смерти, несомненно, имели ритуальное и церемониальное значение, и что они могли использоваться для того, чтобы проводить духов умерших через загробный мир.
Инструмент, который не поддается классификации
Археолог Арнд Адже Бот изучает древние музыкальные артефакты и пытается реконструировать музыкальную культуру, в которой они исполнялись. Бот увлечен доколумбовыми музыкальными инструментами Мезоамерики, где когда-то процветали три развитые цивилизации: ольмеки, майя и, наконец, ацтеки.
В начале 2000-х годов ему выпала честь стать первым человеком, который сыграл на двух свистульках смерти, раскопанных на месте храма в Мехико. Если бы это был голливудский фильм, то звук этих древних свистков вызвал бы армию нежити, чтобы опустошить Мехико. В реальной жизни свистки смерти издавали слегка искаженный, похожий на ветер звук, а не пронзительные крики проклятых.
Для дальнейшего изучения Бот сделал компьютерное сканирование свистков смерти, чтобы понять их внутреннюю структуру и акустику, а затем построил их копии. Он обнаружил, что свистки смерти ацтеков представляли собой тип свистка впервые изобретенного майя примерно в 700-800 гг. до н.э. Когда воздух выдувается через впускную трубку, он взаимодействует с колодцем или "пружиной" воздуха внутри округлой внутренней камеры, создавая искажения. Дополнительное отверстие в нижней части свистка можно закрыть ладонью, чтобы изменить тон звука.
"Эти свистульки не вписываются в современную классификацию духовых инструментов - труб и рожков, флейт или других инструментов - что означает, что они уникальны во всем мире и производились только в доколумбовой Америке", - говорит Бот. "Для меня, как для ученого, это гораздо интереснее, чем фантастические истории, рассказываемые о свистках смерти на YouTube" (Роскомнадзор: сайт нарушает законодательство РФ).
Как свистки смерти вписываются в верования ацтеков
По словам Бота, это не совпадение, что человеческая жертва, положенная к ногам бога ветра Эхекатля, держала в руках пару свистков смерти. В мифологии ацтеков существует тесная связь между богом ветра и Миктлантекухтли, богом подземного мира.
Наиболее яркие доказательства содержатся в замечательном доколумбовом документе под названием "Кодекс Борджиа" - иллюстрированном манускрипте, в котором изображен сложный пантеон богов актеков, а также история ацтеков, их исследования звезд, ботаника и многое другое.
На одной из страниц Кодекса Борджиа изображены два бога, стоящие спина к спине: Миктлантекухтли и Эхекатль. Оба говорят, что боги охраняют вход в подземный мир и представляют собой две части единого целого: смерть и жизнь.
"В традиции ацтеков есть такое понятие, что когда кто-то умирает, он должен пройти очень опасный путь в подземный мир", - говорит Бот. "Во время этого пути живые проводят определенные ритуалы, чтобы придать силы умершему, чтобы он мог благополучно добраться до подземного мира".
На одном из уровней подземного мира, например, умершие должны пересечь большое поле, в то время как их хлещут свирепые, ледяные ветры. В Кодексе Борджиа эти режущие ветры представлены обсидиановыми лезвиями - заточенными черными камнями, которые ацтеки использовали для человеческих жертвоприношений.
Оба утверждают, что на месте храма в Мехико рядом с телом юноши была найдена керамическая чаша с обсидиановыми лезвиями. Как и на изображении из Кодекса Борджиа, мальчик был принесен в жертву богу ветра, держа в руках свистульки с изображением Миктлантекухтли, бога подземного мира.
Все эти элементы начинают складываться вместе, как пазл. Есть вероятность, что эти инструменты играли внутри храма как часть ритуального представления, связанного со смертью и жертвоприношением. Они должны были имитировать холодные ночные ветры подземного мира.
Эта теория согласуется с описанием ацтекского фестиваля, посвященного Тескатлипоке, богу ночного неба. В 1913 году фольклорист Льюис Спенс написал книгу под названием "Мифы Мексики и Перу" и описал Токскатль, фестиваль, проводившийся в пятый месяц ацтекского года:
"В день этого праздника убивали юношу, которого целый год до этого тщательно готовили к роли жертвы... Он принял имя, одежду и атрибуты самого Тескатлипоки... как земной представитель божества..... Он также носил свисток, символизирующий божество, как Повелитель Ночного Ветра, и издавал им шум, подобный тому, который издает странный ночной ветер, когда спешит по улицам".
Если это описание верно, то молодой человек, принесенный в жертву в храме Мехико, возможно, издал предсмертный свист прямо перед тем, как лишиться головы.
Использовались ли свистки смерти в бою?
Когда испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом столкнулись с ацтеками в 1521 году, они описали, что воины ацтеков использовали барабаны, раковины и другие музыкальные инструменты во время сражений, чтобы общаться друг с другом и, возможно, чтобы устрашить своих врагов.
Испанский монах Томас де Торквемада писал, что один ацтекский генерал "нес на плечах барабан, на котором он играл в начале битвы, а другие дули в большие раковинные трубы".
А как насчет утверждения, сделанного музыкантом Хавьером Иксайотлем и другими, что ацтеки наводили ужас на своих врагов, издавая одновременно сотни кричащих смертельных свистков?
Доказательств нет, но это все еще возможно. До сих пор археологи не раскопали ни одного человека, классифицированного как ацтекский воин, с таким инструментом [свистком смерти] на шее. Пока что, похоже, это скорее ритуальный инструмент.
Еще одна причина подвергнуть сомнению теорию о поле боя заключается в том, что свистки смерти, найденные на месте храма в Мехико, имеют длину менее 5 сантиметров, по сравнению с гораздо более крупными копиями, на которых играли Иксайотль и другие. Маленькие древние свистки не способны издавать такие же жуткие крики, как большие современные реплики.
Новая традиция, вдохновленная древними
Как археолог, Бот должен истерично хохотать над дикими теориями, которые он видел в Интернете о происхождении и потусторонних свойствах ацтекского свистка смерти. Но в некотором смысле он винит в этом только себя. В начале 2000-х годов он и его коллеги одними из первых опубликовали на английском языке статьи о свистках смерти ацтеков.
"С тех пор возникла новая традиция: художники, музыканты, ацтекские танцоры и мексиканские националисты включили свист смерти в свои собственные, во многих случаях новые истории", - говорит Бот. "Это новый слой древней традиции".
Что интересно...
Археологи обнаружили тысячи различных глиняных инструментов на территории инков, майя и ацтеков, включая окарины в форме животных и людей, а также тройные или четверные флейты, способные воспроизводить несколько тонов одновременно. Нет никаких сомнений в том, что музыка доколумбовой эпохи достигла уровня развития, сравнимого, а возможно, и превосходящего современные культуры европейского и азиатского происхождения.
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Одновременно предлагаю Вам задержаться и прочитать другие публикации канала, ведь история - это действительно интересно.