Найти тему
РГАНТД Архивы России

К 60-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА «СОКОЛА» И «БЕРКУТА»

11 августа 1962 г. с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-3», пилотируемый Андрияном Николаевым (позывной — «Сокол»). На следующий день с этой же гагаринской стартовой площадки № 1 в космос отправился «Восток-4» с Павлом Поповичем на борту (позывной — «Беркут»). Советский Союз вновь удивил весь мир, запустив два пилотируемых корабля с интервалом в сутки.

В РГАНТД хранятся особо ценные документы — задания на полет на космических кораблях «Восток-3» и «Восток-4». Данные документы, ранее имевшие гриф «Сов.Секретно», публикуются впервые. Главной задачей для пилотов кораблей являлось выполнение орбитальных полетов продолжительностью до трех суток с посадкой на территории СССР.

27 июля 1962 г. С.П. Королёв встретился с пятью космонавтами, готовившимися к совместному полету. В тот же день он утвердил задания на полет. 8 августа с заданиями ознакомились космонавты. На титульных листах документов стоят их подписи. Задание для «Востока-3» подписали: основной пилот А.Г. Николаев, запасные — В.Ф. Быковский и Б.В. Волынов. Задание для «Востока-4» — П.Р. Попович, В.М. Комаров и опять же Б.В. Волынов. Он был вторым запасным пилотом для обоих полетов.

В заданиях на полет указаны режимы ведения радиосвязи, действия при выполнении медицинского контроля, инструкции по наблюдению за приборами, по ручной ориентации корабля, киносъемке и наблюдению в бинокль. Важнейшим пунктом в заданиях для космонавтов являлось их освобождение от подвесной системы и «плавание» в кабине корабля.

А.Г. Николаев вспоминал: «Наступил момент, когда по программе нужно было выйти из кресла. Я отвязал ремни и... поплыл к потолку. Чуть оттолкнулся пальцем от стенки кабины и, как мяч, отлетел к другой стене. В течение часа работал в отвязанном состоянии. Перевернулся над креслом, ткнул пальцем в потолок кабины и очутился опять в кресле».

12 августа во время пролета «Востока-3» в районе Байконура стартовал «Восток-4». Выведение корабля оказалось очень точным — они находились на расстоянии около шести километров. Космонавты установили радиосвязь друг с другом, а П.Р. Попович даже визуально наблюдал «Восток-3». Но с каждым витком корабли все более расходились между собой.

В течение всего полета космонавты выполняли физиологические пробы и психологические тесты, ежечасно выходили на радиосвязь, вели наблюдения с записью в бортжурнал и на магнитофон, проводили кино- и фотосъемку Земли, принимали пищу, выполняли физические упражнения, отдыхали.

13 августа члены Госкомиссии предложили А.Г. Николаеву продлить его полет на четвертые сутки. Андриян Григорьевич согласился, сказав, что чувствует себя хорошо и может продолжать полет. П.Р. Поповичу полет продлевать не стали.

Утром 15 августа 1962 г. «Восток-3» и «Восток-4» приземлились южнее г. Караганды в Казахстане с интервалом в несколько минут. На завершающем этапе спуска космонавты катапультировались из кабин кораблей. В районе посадки они оказались примерно в трехстах километрах друг от друга.

С тех пор, вот уже 60 лет, все советские и российские космонавты возвращаются из космоса на казахскую землю. Перенос места посадки космических кораблей из Поволжья в Казахстан был связан с тем, что местность там была менее населенной и застроенной, что значительно снижало риск для космонавта при посадке.

Длительность полета А.Г. Николаева составила 3 суток 22 часа, а П.Р. Поповича — 2 суток 23 часа. Космонавтов с места посадки на вертолетах доставили на полигон Сары-Шаган, а оттуда на следующий день на самолете Ил-18 в Оренбург. 17 августа космонавтов перевезли в г. Куйбышев (ныне — г. Самара), где они выступили с послеполетными докладами перед членами Госкомиссии и разработчиками космической техники. Доклады А.Г. Николаева и П.Р. Поповича хранятся в РГАНТД в составе фонда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (Ф. 1 Оп. 13-1 Д. 8 и Д. 9)

В РГАНТД хранится около тысячи фотодокументов, на которых А.Г. Николаев и П.Р. Попович запечатлены во время подготовки в ЦПК, на космодроме Байконур и в редкие часы отдыха.

С.Х. Шамсутдинов