Найти тему

Завоевания древних римлян.

На пике своего развития границы Римской империи простирались от Малой Азии до Британии. Жителям города на реке Тибр потребовались столетия, чтобы построить огромную империю. Как выглядели истоки их экспансии?

Карта Римской империи 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.
Карта Римской империи 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.

Первые войны Рима велись недалеко от его границ, в центральной Италии. Вскоре после основания республики, в 499 году до н.э., римляне одержали победу над своими соседями из Лацио. Следующие сто лет они провели в борьбе с этрусским городом Ведже, расположенным в нескольких милях к северу от Тибра.

Карта римского завоевания Италии
Карта римского завоевания Италии

Победа в 396 году до н.э. позволила Риму удвоить свою территорию. Древние источники изображают этот первый этап экспансии как результат завоевания, проведенного продуманно и последовательно.

Однако эти источники были написаны много веков спустя и не обязательно отражают реальное положение дел, и на их основе скорее можно оправдать раннюю экспансию Рима. Кроме того, это был бы пример исторического прецедента того, что, по мнению авторов этих источников, составляло бы внешнюю политику Рима в их время.

Какими бы ни были истинные мотивы римлян в первых столкновениях со своими соседями в пятом веке до нашей эры, к четвертому веку до нашей эры римская армия была самой эффективной военной машиной во всем Средиземноморье. Успех римской армии коренился в ее организации, которая характеризовалась гибкостью и маневренностью боевых подразделений на поле боя.

Самым крупным подразделением был легион, который в позднереспубликанский период насчитывал пять тысяч пехотинцев. Каждый легион имел кавалерийское подразделение из трехсот лошадей и различные инженерные подразделения для строительства и поддержки. Римские легионы также обычно сопровождались значительными отрядами союзников, а иногда и наемников, которые служили в основном лучниками.

Солдат Римского легиона
Солдат Римского легиона

Внутреннее разделение легиона на множество мелких подразделений под командованием опытных офицеров, известных как центурионы, придавало ему большую мобильность и позволяло быстрее реагировать на изменение ситуации на поле боя. Пехотинцы располагались в строю с промежутками между ними, чтобы они могли укрыться за своими большими щитами и использовать свои копья еще эффективнее, чтобы прорвать вражеский строй.

-4

Затем они нападали с мечом в руках, и завязывался рукопашный бой. Мечи римской пехоты были предназначены для ударов с близкого расстояния, и солдаты проходили суровую подготовку, чтобы пережить шок и страх ближнего боя, которого боялись не только враги, но и римские войска, вступавшие в прямой бой. Римляне никогда не прекращали воевать. Даже после трагического захвата Рима галлами (кельтами) с далекого севера, Рим не был остановлен.

Около 220г. до н.э. Рим уже контролировал всю Италию к югу от реки По. Ход этих войн в Италии обычно был жестоким. Римляне иногда отдавали в рабство большую часть побежденного населения. Даже если они оставляли покоренных врагов на свободе, во многих случаях они заставляли их отдать свои земли.

Оценивая римский империализм, важно помнить, что римляне иногда стремились к миру со своими бывшими врагами. Некоторым италийским народам они сразу же предоставили римское гражданство; другим - защиту, полагающуюся гражданам, но без права голоса на собраниях; третьим общинам были предоставлены договоры о союзе и защите.

Ни один из завоеванных италийских народов не должен был платить налоги Риму. Однако им пришлось оказывать военную помощь в последующих войнах. Затем эти новые союзники получали долю трофеев, в основном рабов и земли, добытых в ходе успешных кампаний против своих новых врагов.

Другими словами, римляне присоединяли к себе своих бывших врагов, делая их партнерами в дележе добычи - благодаря такой договоренности богатство и положение Рима также росли. Все эти предположения соответствовали изначальной политике Рима по включению других народов в свою общину с целью ее расширения и укрепления. Поэтому римский империализм был инклюзивным, а не эксклюзивным.

Чтобы усилить защиту Италии, римляне основали колонии граждан и построили сеть дорог, пересекающих полуостров вдоль и поперек. Эти дороги способствовали последовательному слиянию различных культур Италии в одну, более единую, где доминировал Рим, а общим языком была латынь. Однако и римляне не были застрахованы от влияния других культур, принесенных этой экспансией.

На юге Италии римляне нашли, можно сказать, свой второй дом - греческие города, которые издавна существовали там, например, Неаполь. Эти общины, слишком слабые, чтобы противостоять римским армиям, познакомили своих завоевателей с греческой традицией в искусстве, музыке, театре, литературе и философии, тем самым послужив образцом для дальнейшего развития римской культуры.

Когда римские авторы впервые начали записывать историю раннего Рима в конце III века до н.э., они подражали греческим формам и ориентировались на греческую аудиторию, даже зашли так далеко, что писали по-гречески.

В период расширения Италии население города Рима значительно выросло. Около 300 года до н.э. в городских стенах Рима проживало до ста пятидесяти тысяч человек. Для обеспечения растущего населения пресной водой были построены длинные акведуки, а за счет трофеев от последующих войн финансировалась масштабная программа строительства в городе.

-5

За пределами города семьсот пятьдесят тысяч свободных римских граждан жили в разных частях Италии на землях, отобранных у местных народов. По непонятным причинам это сельское население с течением времени все больше сталкивалось с экономическими трудностями.

Возможно, это было связано с увеличением рождаемости, что привело к невозможности содержать большие семьи, или с тяжелым положением тех, кто занимался сельскохозяйственным производством, пока мужчины были на войне. Предположительно, все эти или даже больше факторов оказали столь разрушительное влияние на состояние римского сельского хозяйства.

Очевидно, что большая часть завоеванной территории была объявлена государственной землей, доступной для любого римлянина, который хотел пасти на ней свои стада. Однако многие богатые землевладельцы сумели получить контроль над большей частью этих общих земель для своего частного использования.

Эта незаконная монополизация привела к ухудшению отношений между бедными и богатыми римлянами. К богатым теперь относились и плебеи, и патриции; в обоих государствах можно было выделить элиту - "аристократию".

На самом деле, времена конфликта казались настолько далекими с точки зрения третьего века до нашей эры, что богатые и политически успешные патриции и плебеи рассматривали свои интересы как общие, а не конфликтующие. Их согласие в вопросах политики и государственных финансов привело к новому определению высших классов, что означало, что старое деление с практической точки зрения устарело.

Представители высших классов, как и раньше, получали доходы в основном от возделывания земли, но теперь они могли увеличить их за счет трофеев, полученных во время успешных военных походов против врагов, во время которых они служили в качестве офицеров. В римском государстве не было регулярных подоходных налогов, не было и налогов на наследство, поэтому финансово благоразумные семьи могли передавать богатство из поколения в поколение.

После военных успехов в Италии самым важным для римлян стал вопрос о войне и мире. Когда эпирский полководец Пирр привел из Греции армию, оснащенную боевыми слонами, чтобы сражаться от имени греческого города Тарент против римской экспансии в южной Италии, римские командиры убедили собрания поддержать идею противостояния этой страшной угрозе.

Пиррова война
Пиррова война

Между 280 и 275гг. до н.э. римляне сражались с Пирром в упорной борьбе, пока, наконец, не вынудили его сдаться и бежать в Грецию. Благодаря этой с таким трудом одержанной победе Рим установил контроль над южной Италией вплоть до берегов Средиземного моря на оконечности полуострова.