Найти тему
Друг Народа

Танк «Тигр» глазами немецкого танкиста

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

В довольно известной послевоенной книге "Тигры в грязи" (русское издание "Центрполиграф", Москва, 2004 г) немецкий танковый ас Отто Кариус, который воевал в составе 502-го танкового батальона тяжелых танков именно на танке "Тигр", пишет о своих впечатлениях об этом танке. Интересно узнать о танке глазами немецкого танкиста.

Танк "Тигр". Фото из открытых источников
Танк "Тигр". Фото из открытых источников

Кариус посвятил небольшой раздел знакомству читателей своих мемуаров с танком "Тигр". Вначале он с удивлением пишет о том, что при "сватостве" танк "Тигр" удивил его своей вертикальной броней во всех проекциях. И это при том, что немцы с лета 1941 г. уже "познакомились" с Т-34, у которого лобовая и боковая броня была наклонной под разные углы. Получается, что целый год (!) пропал впустую (выпуск "Тигров" начался летом 1942 г.). Кариус так и пишет, что немецкие "Тигры" имели более толстую броню для компенсирования ее полнейшей "вертикальности". Далее он пишет о удобности вождения "Тигром":

«Даже если наш «Тигр» и не был красавцем, его запас прочности воодушевлял нас. Он и в самом деле ездил, как автомобиль. Буквально двумя пальцами мы могли управлять 60-тонным гигантом мощностью 700 лошадиных сил, ехать со скоростью 45 километров в час по дороги и до 20 километров в час по пересеченной местности. Однако с учетом дополнительного оборудования мы могли двигаться по дороге лишь со скоростью 20-25 километров в час и соответственно с еще меньшей скоростью по бездорожью»... Механик-водитель «Тигра»… мог управлять 63-т махиной столь же легко, как и автомобилем. В других танках для управления прилагалось много усилий».

Интересно, что имел в виду Кариус под дополнительным оборудованием? Боезапас, топливо? Кстати, насчет других танков - до "Тигра" Кариус воевал на чешском легком танке Pz.38(t), который на восточном фронте был подбит.

Внутри танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Внутри танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место наводчика танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место наводчика танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место механика-водителя танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место механика-водителя танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников

Далее Кариус нахваливает свой "Тигр":

«Топливные баки вмещают 530 литров. Это - двадцать семь канистр по 20 литров. С таким количеством мы могли пройти ровно 80 километров по пересеченной местности.
Радиооборудование, внутреннее и внешнее освещение, вентилятор и электрический спуск пушки зависели от аккумуляторных батарей, поэтому понятно, какое большое значение имело их состояние.
Обслуживание аккумуляторных батарей было делом важным, особенно зимой. Их приходилось постоянно подзаряжать, запуская мотор, если мы не слишком много перед этим ездили. В противном случае стартер уже не мог завести двигатель. Если такое происходило, двое членов экипажа вылезали и заводили мотор инерционным стартером, подобным тому, что используется на старых самолетах, но только расположенным сзади».

Далее Кариус пишет о том, что немецкие танкисты догадались (!) во время боя заводить танки «с толкача», т. е. неуставным способом. Видимо, война на восточном фронте сказалась...

«Вызывали соседний танк. Он…подталкивал застрявший танк, и двигатель его обычно заводился после нескольких метров движения вперед».
Внутри командирской башенки танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Внутри командирской башенки танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место механика-водителя (справа) танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место механика-водителя (справа) танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников

Далее Кариус повествует:

«Водяной радиатор вместимостью 120 литров и четыре вентилятора обеспечивали охлаждение двигателя. Жалюзи системы охлаждения на корме, абсолютно необходимые для удаления нагретого воздуха, часто становились причиной того, что танк терял боеспособность после попадания в него снарядов или осколков, которые в ином случае не причинили бы ему вреда. Они повреждали радиаторы, расположенные внизу.
Место заряжающего танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Место заряжающего танка "Тигр". Музей Бовингтон, Англия. Фото из открытых источников
Двигателю требовалось 28 литров масла, коробке передач - 30 литров, редукционной передаче - 12 литров, системе башенного механизма - 5 литров и двигателям вентилятора - 7 литров. Если учесть, что при прохождении всего семи километров в машину нагнетается 170 тыс. литров воздуха, в то время как поднимается пыль с поверхности почти 4 акров земли… то понятно, что очистка воздушных фильтров необходима перед каждым маршем. При регулярно очищаемом фильтре в ходе операции можно преодолеть 5 тыс. км без замены двигателя. При загрязненных фильтрах мы не могли бы преодолеть и 500 километров.
Капризность карбюраторов (4 штуки - прим.) была самым большим недостатком немецких бензиновых моторов, которые проигрывали неприхотливым дизельным двигателям русских.
Двигатель объемом 23 литра лучше всего работал при 2600 об/мин. На 3000 оборотах он быстро перегревался.
Танк "Тигр". Фото из открытых источников
Танк "Тигр". Фото из открытых источников
«Полуавтоматическая коробка передач имела 8 передних и 4 задние передачи. Они позволяли перемещать при повороте усилие с одной гусеницы на другую… Коробка передач снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для включения передач не надо было выжимать педаль главного фрикциона».

Из больших преимуществ Кариус выделяет следующее:

«Башня поворачивалась при помощи гидравлической трансмиссии. Ноги наводчика покоились на наклонной педали. Если он нажимал носком вперед, то башня поворачивалась справа; если пяткой, она поворачивалась влево. Чем сильнее он нажимал в том или ином направлении, тем быстрее происходило движение. При самом медленном движении поворот орудия башни на 360 градусов занимал 60 мин. При самом быстром - 60 сек. Таким образом обеспечивалась чрезвычайная точность прицеливания. Опытному наводчику не требовалось потом доводить вручную.
При наличии у пушки электрического спуска легкого нажатия пальцем было достаточно для того, чтобы произвести выстрел. За счет этого удавалось избегать неизбежного рывка при производстве выстрела».

Из недостатков Кариус пишет, что для снятия внутреннего опорного катка (расположены в три ряда) требовалось снять три исправных. Также для погрузки танка на ж/д платформу гусеницу приходилось заменять на более узкую, иначе она выпирала за габариты ж/д платформы. Кроме того, при формировании эшелона между двумя платформы с «Тиграми» приходилось цеплять четыре (!) обычных вагона с другим имуществом. Эта предосторожность позволяла нормально преодолевать мосты, которые под тяжестью платформы с "Тигром" могли рухнуть. Кстати, для транспортировки «Тигра» были созданы специальные шестиосные ж/д платформы (!).

Кроме того, появилась новая проблема - транспортировка неисправного "Тигра" на большие расстояние. Совершенно вдруг оказалось, что буксировка танка «Тигр» тремя или даже четырьмя стандартными тягачами Sd.Kfz.9 практически невозможна на пересеченной местности. Для надежности цепляли пять-шесть (!) тягачей, однако такая процессия загромождала дорогу и отвлекала много техники и солдат.

Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют неисправный «Тигр». Фото из открытых источников
Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют неисправный «Тигр». Фото из открытых источников

Можно было, конечно, для транспортировки неисправного "Тигра" использовать другой "Тигр", но это было не реально при транспортировке на большие расстояния в тыл. В результате немцы создали эвакуационный танк на базе "Пантеры" - "Бергпантеру" (двигатель такой же, как и у "Тигра"), но это было слишком расточительно (полноценная "Пантера" без башни шла на эвакуационный танк).

Правда потом оказалось, что у "Тигра" множество "детских болезней". 29 января 1943 г. ремонтный взвод 502-го батальона тяжелых танков, в котором служил Кариус, выпустил Технический доклад по дефектам танков «Тигр», которые были выявлены на фронте. Дефекты действительно были самые обидные для немецкого танкостроения, например, ослабление крепежных болтов на направляющем колесе из-за чего эти болты приходилось в полевых условиях постоянно затягивать. Причем "Тигр" производился к этому времени уже как полгода (!), могли бы исправить.

Еще одной особенностью танка "Тигр" было необычное Руководство по эксплуатации танка Tigerfibel, которое впервые для немецкой армии было выпущено как детская "Мурзилка". Вперемешку с полезной технической информацией соседствовали картинки с полуобнаженными девушками, шутки и даже стихи. По признанию самого Кариуса нормальное описание своего танка "Тигр" он получил... в качестве трофейной русской документации (!), которую написали на основе трофейных подбитых немецких "Тигров" под Ленинградом.

"В последующих операциях мы быстро нашли превосходное описание "Тигра" русскими".
Руководство по эксплуатации танка "Тигр". Фото из открытых источников
Руководство по эксплуатации танка "Тигр". Фото из открытых источников

Таким был танк "Тигр" во всей "его красе". Танк "Тигр" стал первенцем "западного"пути танкостроения, когда танк создавался с толстым бронированием и мощным вооружением, но был тяжелым, дорогим, ненадежным, сложным в эксплуатации и ремонте и требовал высокой культуры его обслуживания. "Вишенкой на торте" стали такие западные танки, как "Леопард" и "Абрамс".

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#тигр #танки #вов #вторая мировая война #великая отечественная война #отто кариус #тигры в грязи #ww2 #pz.vi

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским.

Другие публикации про танки "Тигр" - Все «косяки» немецкого тяжелого танка «Тигр»

Полный швах в немецком танковом производстве - часть 3

Немецкий танк «Тигр» - тянем его, потянем, вытянуть не можем

Необычное руководство по эксплуатации танка "Тигр"