В первой части рассматривается производство танков и САУ в СССР и США, во второй - в Германии средних танков, а в третьей тяжелых танков в Германии
Полный швах в немецком танковом производстве - часть 1
Полный швах в немецком танковом производстве - часть 2
Многие любители истории восхищаются немецкими тяжелыми танками «Тигр» и «Королевский Тигр» времен Второй Мировой войны, однако и не подозревают, что с производством тяжелых танков у немцев были большие проблемы.
Начали немцы Вторую Мировую войну вообще без тяжелых танков и все свои победы в 1939-1941 гг. одержали вообще без них. Поражения на восточном фронте заставило их ускорить разработку тяжелых танков, которая в вялотекущем темпе шла еще до войны на фирме «Хеншель». Первые проекты начали разрабатываться с 1937 г. (DWI и DWII с 1938 г.), с 1938 г. проект тяжелого танка VK3001H дошел до стадии изготовления 4 шасси с 50-мм броней. Следующий проект той же фирмы начал разрабатываться с 1939 г. и назывался VK6501H. Его прототип с 80-мм броней с 75-мм короткоствольной пушкой и дополнительной пулеметной башенкой был собран из неброневой стали в середине 1941 г. Разработку тяжелого танка вела с 1939 г. и фирма «Порше», но ее проект VK3001Р оказался неудачным. Все эти разработки были отвергнуты.
В мае 1941 г. фирме «Хеншель» был выдан новый заказ на разработку нового тяжелого танка VK3601H со 100-мм лобовой броней и мощной пушкой с коническом стволом, для боеприпасов которой требовался дефицитный вольфрам. Проект предусматривал поражение танков противника с 1,5 км при этом защиту с такой же дистанции аналогичным оружием.
Тут надо сказать, что разработка танка под новую пушку с коническом стволом во время войны, дело довольно рисковое. В итоге проект VK3601H был отменен из-за затруднений именно в связи с задержкой разработки 75-мм пушки с коническим стволов Great 0725. 26 мая 1941 г. был выдан новый заказ на разработку тяжелого танка сразу двум фирмам «Хеншель» и «Порше» уже с обычным 88-мм орудием KwK36 L/56.
История разработки тяжелого танка «Тигр» довольно известна, чтобы ее повторять. Стоит напомнить, что на фирме «Порше» прототип VK4501P был готов в апреле 1942 г. и без предварительных испытаний и благославления военных был в июле запущен в производство (!) на заводе «Нибелунгенверке». До августа на серийном заводе было собрано всего 5 танков после чего производство было запрещено из-за недостатков конструкции. В итоге эти 5 танков фирмы «Порше» не приняли на вооружение, а отправили для тренировок и опытов в Деллерсгайм.
Недостатки заключались в неполадках электрической трансмиссией танка, которую не удавалось отладить. В схеме этого танка два двигателя воздушного охлаждения «Порше» тип 101/1 работали на два электрогенератора, которые, в свою очередь, выдавали электроэнергию на два электромотора, приводивших в движение ведущие катки. Схема трансмиссии была революционной (впервые применялась на проекте VK4501P), но в ходе войны, при постоянном недостатке танков, начать производить такие конструкции было очень сомнительно. Тем более, что завод «Нибелунгенверке» был загружен производством средних танков Pz.IV.
В СССР на такой эксперимент не пошли и тяжелые танки в ходе всей войны производили с разработанной еще до ее начала ходовой частью от КВ и с дизельными двигателями В-2. В нашей стране внедрение производства на серийном заводе абсолютно «сырой» конструкции, тем более, не утвержденной посчитали бы диверсией. А в США тяжелые танки не производили вовсе, решив завалить врага массовым производством «Шерманов», лишь под конец войны стали выпускать М26 «Першинги».
Итак, проект VK4501Н фирмы «Хеншель» стал известным «Тигром», довольно опасным тяжелым танком. «Тигр» производился с июля 1942 г. по август 1944 г. в количестве 1354 единицы. Однако он имел некоторые недостатки в результате чего уже в январе 1943 г. фирме «Хеншель» был выдан заказ на проектирование нового тяжелого танка, который стал выпускаться с января 1944 г. под наименованием «Королевский Тигр» (проектирование каждого танка длилось примерно год). Интересно, что новый «Королевский Тигр» не имел ничего общего с «Тигром» - орудие, ходовая часть и двигатель были абсолютно разные, что затрудняло производство, эксплуатацию и ремонт. Т. е. немецкие конструкторы не стали модернизировать «Тигр», а создали абсолютно новую конструкцию.
В нашей стране такой подход посчитали бы расточительным - в ходе войны создавать абсолютно новый танк, не имеющий ничего общего с выпускающимися. Вспомним, наши тяжелые КВ-85, ИС-1, ИС-2 создавались путем модернизации предыдущих образцов. Кстати, в связи с тем, что «Королевский Тигр» был абсолютно новым, сразу на фронт его отправить не могли. Только через 5 месяцев после начала серийного производства «Королевские Тигры» были отправлены на фронт - до этого они были в учебных частях (!). Отправить сразу на фронт новый танк не могли, боясь больших потерь из-за не обученности экипажей, ведь даже обслуживание у него было иное.
«Вишенкой на торте» в истории о бардаке в немецком танкостроение - это разработка сверхтяжелых танков. В июне 1942 г., т. е. в самый разгар войны, конструктор Ф. Порше получил от Гитлера задание создать сверхтяжелый танк с 128-мм оружием и максимально толстой броней. Ходовые испытания «Мауса» начались в мае 1943 г., которые выявили множество проблем. На танке пробовали не очень успешно «сосватать» два двигателя - авиационный мотор МВ509 или дизель МВ517. Несмотря на проблемы фирме «Алькетт» последовал заказ в 150 танков! Танк имел боевую массу в 188 т (напомним, что «Тигр» имел массу 57 т, а «Королевский Тигр» - 68 т). Из-за затягивания разработки военный заказ был отменен в октябре 1943 г. Было изготовлено 2 прототипа и еще 9 машин находились в производстве.
Как альтернатива «Маусу» из-за проблем с этим танком Управление вооружения в июне 1943 г. поручило фирме «Адлерверке» разработку тяжелого танка Е-100 массой 140 т. со 170-мм пушкой. Танк оснащался сразу двумя двигателями от «Тигра». Однако доделать эти сверхтяжелые танки немцам не удалось. В 1944 г. Гитлеру, наконец, стало ясно, что трата ресурсов в условиях тотальной войны на разработку столь дорогих в производстве танков - абсолютное безумие и он полностью запретил все работы над сверхтяжелыми танками. Тем более, что боевая ценность его была явно сомнительной.
Таким образом, немцы не только решились в ходе войны на производство абсолютно нового танка «Тигр», но еще и к концу войны начали выпускать новый тяжелый танк «Королевский Тигр», не имеющий ничего общего с прежней конструкцией, что затрудняло производство, эксплуатацию и ремонт. Работы над сверхтяжелыми танками были вообще авантюрой, которая отвлекала производственные силы от выпуска серийных танков.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
#история #техника #оружие #война #хобби #ссср #германия #танки #вторая мировая война #великая отечественная война
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским.
Другие публикации про танки - Полный швах в немецком танковом производстве - часть 1
Полный швах в немецком танковом производстве - часть 2
Как хитро немцы скрывали свои потери в танках