Когда в советской литературе говорят, что вся Европа работала на фашистскую Германию - это сущая правда. Рассмотрим на примере того, как французская танковая промышленность выполняла для немцев заказы во время оккупации. Французы не производили для немцев танки в обычном смысле, а восстанавливали неисправные французские танки, захваченные немцами в ходе кампании 1940 г., выпускали для них запасные части, а также занимались переделками и модернизациями этих богатых трофеев.
По неполным данным немцы захватили во Франции более 2 тыс. легких танков «Гочкисс» Н-35, Н-38, Н-39, «Рено» R-35, АМС-35, FCM-36, средних танков «Сомуа» S-35, В-1bis (без учета устаревших «Рено» FT-17), а также еще более 300 бронетранспортеров «Лоррен», несколько сот «Рено» UE и около 250 бронеавтомобилей «Панар-178». Чтобы оценить эти цифры достаточно вспомнить, что немцы начали французскую кампанию 1940 г. только с 3 тыс. танков, из которых более 2 тыс. составляли Pz.I и Pz.II.
Так вот, французские фирмы приняли немецкие заказы на восстановление и выпуск запчастей для танков, бронетранспортеров и бронеавтомобилей, которые они когда-то выпускали. Французские танки на первых порах немцы преимущественно использовали для обучения своих механиков-водителей в танковых школах, во время переформирования танковых дивизий, когда танкисты ждали современную немецкую материальную часть, а также для несения охранной службы на оккупированных территориях (Франция, Норвегия, Польша, Балканы, английские острова в Ла-Манше).
На части легких «Рено» R-35, «Гочкисс» Н-35, Н-38, Н-39, а также средних танков S-35 «Сомуа» и В-1bis, которые предполагалось использовать в немецкой армии, были установлены немецкие радиостанции, командирские башенки с двухстворчатым люком, а на части средних танков В-1bis дополнительно приварены броневые листы для защиты погона башни.
Одновременно, началась постепенная переделка французских танков в различные САУ и специальные машины, которая производилась опять же с помощью французской промышленности. Первой такой переделкой стал 80-мм самоходный миномет на шасси легкого пулеметного танка AMR-35. С него снималась башня и крышка моторного отсека, устанавливалась рубка. В 1941 г. на бронетранспортеры «Рено» UE стали устанавливать 37-мм противотанковую пушку (с 1943 г. реактивные снаряды). Наиболее серьезной переделке подверглись легкие 174 танка «Рено» R-35, которые с мая по октябрь 1941 г. переделывались в 47-мм противотанковые САУ.
После громадных потерь на Восточном фронте немцы ускорили доработку трофейной французской бронетехники. С мая по октябрь 1941 г. 60 средних танков В-1bis были переделаны в огнеметный вариант В-2, но особенно активный период переделок пришелся на 1942 г. В этом году французские фирмы «Гочкисс», «Талбот», «Мэтфорд» под руководством немецкого инженера Альфреда Беккера начали переделку бывших французских трофейных танков в различные САУ для нужд германской армии.
Бронетранспортеры «Лоррен» 37L переделывались в 75-мм противотанковые САУ (170 единиц), в гаубичные 105-мм (12 единиц) и 150-мм САУ (94 единицы); легкие танки «Гочкисс» переделывались в 75-мм противотанковые САУ (24 штуки) и 105-мм гаубиц (48 штук); танки FCM-36 опять же в 75-мм противотанковые САУ (10 штуки) и 105-мм гаубиц (12 штук); средние танки В-1bis в 105-мм гаубичные САУ (16 САУ). Причем в качестве 105-мм и 150-мм гаубиц использовались устаревшие немецкие гаубицы, соответственно, leFH16 и sFH13 времен Первой Мировой войны.
Также часть танков было переделано в транспортеры боеприпасов или артиллерийские тягачи без башен. Переделывались и трофейные полугусеничные бронетранспортеры типа «Уник Кегресс» Р107 и «Сомуа» MCG путем дополнительного бронирования, установки реактивных установок залпового огня или противотанковых орудий. Колесные бронеавтомобили «Панар-178» получили железнодорожный ход (43 единицы) для охраны путей ж/д.
Может возникнуть справедливый вопрос, почему немцы не поручили французским танковым заводам производить относительно современные танки и САУ, как это делали те же чехословаки, а заниматься откровенным старьем? Можно предположить, что немцы не доверяли французам и не хотели вкладываться в их промышленность, чтобы потом не потерять инвестиции (ведь нацистский режим был, в первую очередь капиталистическим). Немцы действовали просто - выкачать побольше при минимуме вложений. Причин недоверия было много, от сил сопротивления, поддерживаемого Шарлем Де Голлем и англичанами до прямого или скрытого саботажа. Следует напомнить, что французы в ноябре 1942 г. в Тулоне затопили свой военный флот, чтобы он не достался немцам, когда те решили захватить оставшуюся неоккупированную часть Франции. А чехословаки были в этом отношении более спокойны, собственно, немцы даже и не воевали с ними, те сами «подняли лапки к верху». Кроме того, чешские танковые заводы «Шкода» и «CKD» находились в зависимом квази-государстве «Германском Протекторате Богемия и Моравия» под полным немецким контролем. Поэтому чехи и выпустили для немцев в период 1939-1945 гг. более 6,3 тыс. новых танков Pz.38(t) и САУ на его базе, а французы все доделывали и переделывали свою бывшую бронетехнику, захваченную у них немцами.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что французы на нацистов точно работали, правда, в силу своих скромных возможностей.
#история #вермахт #вторая мировая война #танки
Автор ни коим образом не разделяет какие-либо идеологии и материал не является пропагандистским.
Другие публикации про военную технику и историю Второй Мировой войны - Как немцы использовали трофейные французские танки