Найти тему
Друг Народа

Немецкий танк «Тигр» - тянем его, потянем, вытянуть не можем

История разработки немецкого тяжелого танка «Тигр», довольно поучительна. Немцы начали разработку тяжелых танков в 1937 г. - первый проект DWI фирмы «Хеншель» должен быть весить на 50 % тяжелее среднего танка Pz.IV, который имел боевую массу 18 т, т. е. масса тяжелого танка должна составлять 27 т.

В 1938 г. следующий проект тяжелого танка VK3001H фирмы «Хеншель» дошел до стадии изготовления 4 шасси с 50-мм броней. Боевая масса прототипа с чушками, которые имитировали вес башни, составляла уже 32 т.

Проект другой фирмы «Порше» тяжелого танка VK3001Р «Леопард» с 80-мм лобовой броней имел боевую массу 30 т. В 1940-1941 гг. было изготовлено 2 прототипа. В мае 1941 г. фирме «Хеншель» был выдан следующий заказ на разработку нового тяжелого танка VK3601H уже со 100-мм лобовой броней и мощной пушкой с коническом стволом. Танк должен быть иметь боевую массу 32 т.

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Тягач-буксировщик танков Sd.Kfz.9. Фото из открытых источников
Тягач-буксировщик танков Sd.Kfz.9. Фото из открытых источников

Наконец, оба прототипа танка «Тигр» VK4501P фирмы «Порше» и VK4501H фирмы «Хеншель» имели боевую массу уже в 57 т. Как известно выпускаться стал «Тигр» фирмы «Хеншель» с июля 1942 г. Кроме многочисленных «детских болезней» новый тяжелый танк «Тигр» имел существенный недостаток - он был очень тяжелым для буксировки. Оказалось, что немецкие конструкторы постепенно увеличивали массу нового тяжелого танка с 27 т до 57 т; при этом никто не задумывался о том, чем буксировать получившийся перетяжеленный «Тигр».

Несколько Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников
Несколько Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников

Это фиксировалось немецкими ремонтниками. Так, 2-й ремонтный взвод 502-го батальона тяжелых танков 29 января 1943 г., т. е. через полгода после начала серийного производства этих танков, выпустил Технический доклад по дефектам танков «Тигр», которые были выявлены в полевых условиях по результатам боевых действий. Целый раздел был посвящен буксировке и буксировочному оборудованию танка «Тигр».

Согласно доклада при буксировке танка «Тигр» были выявлены следующие недостатки:

1) Все буксировочные балки гнутся, болты ломаются. Это особенно проявляется на крутых склонах.

2) Стандартным танковым буксиром является 18-т полугусеничный тягач (Sd.Kfz.9 или FAMO); буксировка танка «Тигр» тремя или даже четырьмя стандартными тягачами практически невозможна на пересеченной местности. На подъемах и спусках «Тигр» сталкивает тягачи вниз. На практике немцы старались на крутых спусках два тягача цеплять спереди и два сзади, чтобы задние тормозили собой «Тигр».

Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников
Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников

3) Из-за маломощности стандартных 18-т тягачей, их приходится сцеплять по четыре или пять штук. В результате этого такая процессия по буксировке одного единственного танка «Тигр» сильно вытягивается (длина одного 18-т тягача составляет более 9 метров), что сильно мешает движению по дорогам, затрудняет совместное или встречное продвижение с другими войсками. Сами немцы пишут, что остановка для отдыха такой колонны практически невозможна.

4) Масса «Тигра» настолько тяжела, что необходимо проверять прочность всех мостов, что тяжело ночью, т. е. буксировка ночью невозможна по неизвестной местности.

5) Буксировка «Тигра» четырьмя тягачами на расстояние 150 км (видимо до крупной ремонтной базы или до ж/д станции) показала, что трансмиссия всех четырех 18-т тягачей оказалась повреждена. Чтобы вытащить «Тигр» при уклоне в 10 градусов необходимо минимум пять тягачей. Самое оптимальное - это использование шести (!) 18-т тягачей, в т. ч. один с 6-т краном.

Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников
Пять тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников

Далее ремонтники жалуются, что их 502-й батальон тяжелых танков был разделен на две части, причем у каждой был свой ремонтный взвод всего по 3 тягача в каждом (не 5-6, а 3!), один из которых был потерян из-за повреждения трансмиссии при буксировке «Тигра».

По опыту немцев для вытаскивания обездвиженного «Тигра» самое лучшее использовать такой же «Тигр». Однако изымать ценный боевой танк для буксировки подбитого - очень дорогое удовольствие. Поэтому авторы «малявы» предлагают, чтобы в каждом батальоне были два без башенных тягача на базе танка «Тигр» для того, чтобы такая ремонтно-эвакуационная машина могла в одиночку вытаскивать обездвиженный «Тигр».

Колонна тягачей Sd.Kfz.9 буксируя «Тигр», создают пробку. Фото из открытых источников
Колонна тягачей Sd.Kfz.9 буксируя «Тигр», создают пробку. Фото из открытых источников

Мольбы немецких ремонтников были услышаны - началась переделка некондиционных танков под тягачи: в сентябре 1943 г. три прототипа VK4501P танка «Тигр» фирмы «Порше» были переделаны в бронировано ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). В 1944 г. три стандартных танка «Тигр» (видимо, небоеспособных) также были переделаны в БРЭМ. Еще 6 шасси прототипов VK3601Н были переделаны также в БРЭМ. Однако такое мизерное количество БРЭМ было явно маловато.

Тогда немцы с июня 1943 г. начали серийный выпуск бронированной ремонтно-эвакуационной машины «Бергпантер» на базе «Пантеры», которая имела, кстати, такой же двигатель, как и у «Тигра». Фактически БРЭМ «Бергпантер» была «Пантерой» без башни, но с обычным бронированием от «Пантеры».

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Пара тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников
Пара тягачей Sd.Kfz.9 буксируют «Тигр». Фото из открытых источников

Это было очень удачная БРЭМ, за исключением главного - производство такой БРЭМ было огромной роскошью при постоянной нехватки танков. «Бергпантер» было выпущено 347 штук, что хватило бы (при установке башни с вооружением) на формирование 3-4 танковых дивизий (!). Причем такие БРЭМ делались не из подбитых или устаревших танков, а шли прямиком с завода! Завод «Демаг», например, вообще прекратил выпуск «Пантер» и стал выпускать новенькие БРЭМ «Бергпантер».

БРЭМ «Бергпантер». Фото из открытых источников
БРЭМ «Бергпантер». Фото из открытых источников

Получается, что немцы разработали тяжелый танк «Тигр», но даже не задумались об его транспортировке в случае повреждения трансмиссии. А выпускать специальный БРЭМ стали только через год (!) после начала серийного производства «Тигра».

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#Тигр #хеншель #порше #вторая мировая война #великая отечественная война #502 батальон #вермахт #бергпантера

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским.

Другие публикации про танки - Как хитро немцы скрывали свои потери в танках

Немцы построили в годы WW2 более 81 тыс. единиц различной бронетехники

Полный швах в немецком танковом производстве - часть 2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц