В жизни этого человека было много мистики, трудностей, лишений и несправедливости, но он был настолько увлечен делом, что казалось ничего не замечал.
Родился Юра Кнорозов 19 ноября 1922 года в небольшом поселке под Харьковом, в семье русских интеллигентов. Был пятым, самым младшим ребенком. Его родители познакомились на лекции профессора Бехтерева, где тот рассказывал о возможностях мозга человека. Своих детей тоже воспитывали по «Бехтереву». Учили читать с четырех лет, писать сразу левой и правой рукой, для того, чтобы развивались левое и правое полушарие головного мозга, тщательно изучали рисунки детей, пытаясь понять, к чему у ребенка способности и т.д.
Юра в детстве писал стихи, играл на скрипке, много рисовал. Как он сам рассказывал, (может это была шутка гения), в пять лет он получил сильный удар по голове мячом, потерял сознание. В последствии у него развились способности, довольно странные способности, которые пугали родителей. Он стал рисовать странных существ, придумывал им имена и иногда заговаривал на непонятном языке.
В юношеском возрасте он открыл в себе дар к исцелению, наложением рук мог избавить человека от головной боли, умел диагностировать заболевание.
Выбор был сделан. Юрий Кнорозов решил поступать в медицинский университет, мечтал о психиатрии. Мечте не удалось исполниться, у молодого человека обнаружили редкое заболевание щитовидной железы. Дело в том, что тогда медицинские университеты в основном готовили военных медиков, к здоровью абитуриентов относились очень внимательно.
Поступил Юра на истфак Харьковского университета. Но, началась война и студента первого курса, признанного непригодным к строевой, отправили под Чернигов рыть окопы. Немцы наступали стремительно, строители оборонительных сооружений оказались в окружении. Чудом удалось добраться до родного дома, а там уже хозяйничали немцы. Семья ютилась в сарае. Была убита девушка, в которую он был влюблен.
Отец Юрия, еще в начале войны был вызван в Москву, там он руководил железнодорожными перевозками.
С отступающими советскими войсками семье Кнорозовых удалось добраться до Воронежа. В последствии и до Москвы. Так вся семья оказалась в столице. С помощью отца, занимавшего руководящий пост, Юрию удалось стать студентом МГУ. Сокурсники дали ему прозвище Синухет, так как студент увлекался египтологией. Его всё-таки призвали в армию, до окончания войны прослужил связистом в артиллерийском резерве под Москвой.
Осенью 1945 года вернулся в МГУ на третий курс, все время ходил в гимнастерке и сапогах, всю стипендию тратил на книги, голодал. Под руководством зав. кафедрой этнографии, Юрий начинает заниматься изучением религиозных культов Средней Азии. С профессором С.А. Токаревым, он ездит по экспедициям, участвует в тайных ритуалах шаманов.
Диплом с отличием в 1948 году. Кнорозов в дальнейшем видел себя в аспирантуре, очень хотелось и дальше заниматься наукой, но ему отказали. Причина отказа: пребывание на оккупированной территории.
Профессор Токарев, желая вывести своего талантливого ученика из-под удара, находит ему место в Ленинграде, там восстанавливали музей этнографии и главное, предоставляли жилплощадь. Правда жилплощадь представляла собой комнату-пенал в подвале здания Кунцкамеры, часть этого здания занимал музей этнографии.
Но молодой ученый, казалось не замечал трудностей быта, он был увлечен решением новой задачи. В это время в мире появилась новая наука, получившая название Майонистика. В Америке и Мексике целые институты занимались расшифровкой письменности индейцев Майя.
Цивилизация Майя возникла в первые века нашей эры и просуществовала около полутора тысяч лет. Вторжение испанцев, миссионеров, жестокое уничтожение коренного населения, оказалось катастрофическими для этой цивилизации. Индейцы Майя исчезли с лица земли.
Никому не известный студент из СССР бросил вызов мировым светилам,долгие годы бившимся над этой проблемой. Научный руководитель как-то задал Юрию вопрос: «Если ты веришь, что любая графическая система, созданная одним человеческим умом, может быть разгадана другим, почему бы тебе не попробовать дешифровать эту письменность?»
Юрий Валентинович задался целью разгадать тайну языка индейцев Майя. Работал без помощников, средств, научную литературу покупал за свои деньги, доступа к исследованиям других ученых у него тоже не было, у него ничего не было. Молодой ученый считал, что для того чтобы разгадать тайну языка индейцев Майя не обязательно скакать по пирамидам. Он не имел не единого шанса побывать в Мексике, но это его не остановило.
В 1951 году, 29 –летний Юрий Кнорозов отправил телеграмму своему учителю: «Ваше задание выполнено-письменность майя расшифрована».
Статья в научном советском журнале произвела фурор в мире ученых всех стран. Появились и оппоненты, из числа тех, кто за много лет так и не смог даже приблизится к разгадке. На имя Юрия Валентиновича полетели письма, с приглашениями поучаствовать в симпозиумах, конференциях, но… он этих писем не получал и продолжал жить в каморке подвала Кунцкамеры.
В 1955 году защитил докторскую, минуя кандидатскую. В 1956 году ему все-таки удалось выехать в Данию на американский конгресс. Феномен открытия Кнорозова еще в том, что его метод позволял расшифровывать любое письмо.
В 1979 году он был приглашен на конгресс, посвященный цивилизации Майя, но не смог приехать. Американский лингвист Майкл Ко, специально прибыл в Ленинград, чтобы познакомиться с выдающимся русским ученым, трудами которого он восторгался. Юрий Валентинович объяснил свое отсутствие на конференции не «железным» занавесом, а «золотым», чиновники слишком большие деньги потребовали от ученого за визу, а денег у Кнорозова не было, от слова совсем.
А вот как описал ученого в своих воспоминаниях Майкл Ко:
«Самой удивительной чертой лица Кнорозова были глаза цвета сапфира, глубоко посаженные под кустистыми бровями. Если бы я был физиогномистом XIX века, то совершенно точно сказал бы, что глаза эти выражают не дюжий интеллект… Несмотря на хмурый вид, Юрий Валентинович обладал ироническим, почти озорным чувством юмора и изредка позволял улыбке появляться на своем лице, как если бы она была лучом солнца, прорезавшимся через черные тучи.» - вот так, красиво, лингвист все-таки.
Кабинетный ученый страстно мечтал побывать в Мексике, увидеть своими глазами остатки цивилизации, о которой он теперь так много знал. «Сердцем я мексиканец» - говорил он.
Первая поездка в Мексику и Гватемалу состоялась только в 1990 году. Ему вручили самую высшую награду Мексики - орден Ацтекского орла.
И вот, что удивительно, у старшей сестры Кнорозова чудом сохранились детские рисунки маленького Юры и они очень похожи на рисунки народа исчезнувшей цивилизации. (Вот и не верь после этого в переселение душ).
Умер ученый в коридоре городской больницы в Санкт-Петербурге в 1999 году от пневмонии.
Правда ли то, неужели то правда,
Что вся наша жизнь проходит на этой земле?
Нет, не вся это жизнь-лишь один ее миг!
Здесь зеленый нефрит превращается в крошку,
Украшенья из золота обращаются в прах,
И даже прекрасные перья кецаля тускнеют…
Нет, не вся это жизнь-лишь один ее миг.
Поэзия ацтеков
.