Около трети заявок на поиск заблудившихся в лесу людей завершается с результатом «Выведены по телефону руководителем поисково-спасательных работ ПСО "Экстремум"». Звучит очень просто: руководитель спасработ позвонил и сказал, куда идти, но на деле за этим стоит огромная работа. И самого руководителя, и спасателей, разработавших специальные инструменты, помогающие в проведении поисковых работ.
Владимир Писарев, руководитель поисково-спасательных работ (РПСР) ПСО «Экстремум»:
В заявке о потерявшейся женщине информации было немного: известно, что она потерялась где-то в районе Лопухинки (это Ломоносовский район Ленобласти), приехала туда с коллегами на их машине, и был известен телефон водителя. И всё. При этом находилась она в месте, где связи почти не было. Ей позвонить было невозможно совсем, сама она с трудом иногда могла пробиться на 112. Это довольно частая для Ленинградской области ситуация.
номер 112 позволяет человеку позвонить, если в этом месте есть прием хоть какого-то оператора, даже при отрицательном балансе и вовсе отсутствии сим-карты
Сначала я поговорил с водителем, с которым Дайга приехала. Важно было начать опрос именно с него, потому что он находился в безопасном месте, у машины, и не было риска, что у него сядет телефон. Водитель довольно внятно объяснил дорогу и как они заходили в лес, получилось их локализовать. Стало понятно, в каком направлении надо будет выводить Дайгу.
Также мы договорились, что водитель пройдет по ссылке, позволяющей определить его точное местоположение. Если у человека смартфон и хоть немного ловит Интернет, его координаты передаются в нашу систему, и отметка сразу появляется на карте. Если связь плохая, отметка может и не возникнуть, но информация о координатах высвечивается у него на экране, и он может прислать скриншот или продиктовать цифры. Теперь у меня была точная информация, где стоит машина, на которой Дайга приехала в лес.
Кстати, эти места мне знакомы: несколько лет назад у нас там были учения по поискам в лесу, и именно на той просеке, где Дайга потерялась, я сам проходил стажировку на старшего поисковой группы.
Дайга сначала была не на связи: как я говорил выше, покрытие сотовой связи там только местами. Я попросил через нашего координатора ПСР (со мной дежурила Татьяна Горбовцева, она золото и умничка), чтобы оператор центра управления в кризисных ситуациях (это структура МЧС, куда стекаются все-все заявки к спасателям, в каждом регионе есть свой такой центр), принимавшая заявку, со мной связалась.
Оператор мне набрала, и как раз в этот момент потерявшаяся снова ей перезвонила, она нашла зону уверенного приёма. И тогда оператор сказала: «Вот здесь стойте, никуда не уходите, сейчас вам позвонит руководитель спасработ». Хочу отметить, что оператор ЦУКС действовала очень грамотно - остановила потерявшуюся в зоне, где есть связь и созвонилась со мной: я у оператора был в одном ухе, а потерявшаяся - в другом. Большое спасибо оператору за ее работу.
Когда я с Дайгой разговаривал, спрашивал, какие ориентиры есть, она ответила – никаких, вокруг абсолютно одинаковый лес. Солнца нет, небо тучами плотно было затянуто. Ветер был слабый, непонятно откуда дует, так что по движению туч тоже было не сориентировать.
Я решил использовать довольно новый инструмент в нашей системе ведения поисково-спасательных работ – специальный компас. Работает он так же, как определение местоположения, но в ссылку можно добавить азимут (то есть заданное направление, по которому надо будет идти). Тогда человек, прошедший по ссылке, увидит у себя на экране смартфона стрелку, по которой ему нужно следовать. Куда бы человек ни повернул, стрелка сохраняет правильное направление.
Дальше мы с Дайгой общались по СМС. Она пошла по стрелке компаса, вышла на дорогу. Водитель в это время сигналил гудком с открытым капотом, чтобы звуковой ориентир ей давать, мы с ним ранее об этом договорились. Открытый капот нужен, чтобы звук шел дальше: при закрытом капоте звук гудка идет только вниз, а при открытом – во все стороны.
Через некоторое время Дайга уже сама набрала водителя, сказала, можешь не гудеть, не сажать аккумулятор, я тебя слышу, уже понятно, куда идти. До дороги она шла около получаса и по дороге – минут двадцать-двадцать пять. А там уже встретилась с коллегами.
Хочу еще раз отметить, что тут прекрасно сработала наша геоинформационная система и инструменты определения координат (разработка Федора Лежепекова и Алексея Белкина) и «Компас» (идея была предложена Вадимом Лихолетовым из ПСО «Отклик» и реализована Алексеем Белкиным). Именно благодаря этим инструментам получилось быстро вывести человека из леса. И потерявшаяся молодец, что взяла в лес заряженный смартфон (на момент созвона у нее было 62% заряда), быстро позвонила по телефону 112, сказала, что потерялась, и следовала всем инструкциям.
И, конечно, важна общая слаженная работа: службы 112, Центра управления в кризисных ситуациях МЧС Ленинградской области и нашего оперативного руководства: координатора и руководителя ПСР.
На этом рассказ Володя закончил свой рассказ. А я от себя хочу добавить, что все упомянутые в статье спасатели, не только из тёплых кресел руководят спасработами и разрабатывают гениальные компьютерные программы, но и сами ходят в лес искать заблудившихся людей. У Володи кроме 256(!) поисков, которыми он руководил, 18 выездов в лес, а также поиски пропавшего подростка в горах Карачаево-Черкессии.
Татьяна координировала поиски 390 раз и приняла 350+ заявок о спасении животных. А в свободное время прекрасная блондинка штурмует буреломы и болота:
Про разработчиков "Компаса" мы тоже уже рассказывали. Фёдор был "коренным" в упряжке, вытаскивавшей из леса замёрзшего фотографа.
А Алексей способен и вовсе в одиночку вытащить потеряшку из леса