Найти тему

Византия далёкая и близкая. Часть вторая

«Борьба за своё существование, как вид деятельности природы и человека, извечна. Её результаты не всегда предсказуемы, но конечным продуктом такой борьбы обязательно будет чья-то победа, а то, что произойдёт в дальнейшем после неё, может определить только время и не всегда, настоящее…»

В заключительном разделе моей заметки «Византия далёкая и близкая. Часть первая», рассказано о первом и втором периоде существования Византийской империи. Напомню, что первый, самый продолжительный и значимый в её истории период, длился чуть более восьми веков. Он закончился в 1204 году первым падением Византийской империи вследствие завоевания и разорения её крестоносцами в ходе их четвёртого Крестового похода на Византию. Второй период, длившийся несколько более полвека до 1261 года, как известно, завершился освобождением Константинополя и Византии от крестоносцев.

При этом надо сказать, что термин «Византия», как обозначение Византийской империи, появился только в средние века с лёгкой руки германского гуманиста и историка Иеро­нима Вольфа, издавшего в конце шестнадцатого века небольшой сборник письменных воспоминаний очевидцев разных событий происходивших в Византийской и Римской империях с одиннадцатого по пятнадцатый века под названием «Корпус византийской истории». Сами «византийцы», как вы понимаете, понятия не имели о таком их обозначении, они называли свои территории Империей Ромеев, а себя – ромеями.

Иеро­ним Вольф (годы жизни1516 -1580).

Фактически исторический труд Иеро­нима Вольфа стал и первой попыткой осмысления роли Византийской империи в мировой истории. Надо сказать, что эта кропотливая работа продолжается и в наше время. Учёные-историки в своих исследованиях и трудах, опираясь на летописные и другие документальные материалы известные на сегодняшний день, описали чуть ли не каждый день существования Византийской империи.

Попытки проникновения учёными-историками в суть явлений, происходивших в Византии и почему они произошли так, а не по-другому, не случайны. Ни одна Великая империя в мире, до и после Византийской, не имела такого продолжительного, более чем десяти веков периода своего существования. Из
известных нам Великих империй – Османская империя продержалась несколько больше шести веков, Российская империя чуть более трёх веков, Золотая орда – почти три века, Китайская империя Цин – два с половиной века, Португальская, Испанская, Французская колониальные империи – порядка пяти веков. Последней из сохранившихся в мире Великих империй на сегодня, считается Британская колониальная империя, которая, по всем прогнозам, в нашем двадцать первом веке, всё же закончит своё пятивековое существование. Кстати сказать. Учёные-историки считают, что всего мире существовало порядка тридцати больших государственных объединений, которые или сами себя называли империями или такой статус был им дан историками по уровню их деяний и по размерам занимаемых ими территорий.

Причинами такого длительного существования Византийской империи мне видятся в нескольких факторах. Один из них заключался в том, что древнеримский народ в ходе переселения на присредиземноморские земли не нёс на них, как потом это делали римляне-крестоносцы, разрушений и горя. Римляне-пришельцы, заселяясь на свободные благоприятные для земледелия территории, не насаждали там свои достаточно демократические для тех времён порядки и не мешали жить проживавшим на них разным народам.

Другим фактором можно считать тот, что значительное влияние на политику императоров Великой Римской империи, а затем после её распада на императоров Римской и Византийской империй, оказывала по тем временам молодая христианская религия, зародившаяся на соседних с Византией палестинских землях и получившая быстрое распространение на ближайших к Палестине территориях. Великие римские императоры не отторгали христианскую религию и не преследовали её носителей. Постепенно, адепты христианской религии заменив на территории Великой Римской империи все существовавшие на ней языческие античные греческие религиозные обряды на свои, укоренили в Великой Римской империи христианскую веру, как государственную религию. При этом надо сказать, что христианская религия в те далёкие от нас века, для трудно живущих в них народов, была. как «свет далёкой звезды» дававший надежду если уж и не на лучшую земную жизнь, то хотя бы на последующую, умиротворённую небесную жизнь после ухода из тяжёлой земной жизни.

Каждое столетие истории Византии требует своего описания и осмысления. Жизнь в Византии никогда не была праздной. Византия вела практически ежедневную не затухавшую борьбу за своё выживание. А периодически византийским императорам приходилось организовывать ещё и отражения военных нападений со стороны её врагов. Так в начале своего существования Византийской империи приходилось постоянно защищать свои земли от покушавшихся на них то персов, то арабов. Только крестоносцы Римской империи совершили на Византию четыре разоривших её Крестовых похода. Сумев изгнать крестоносцев со своих территорий и снова приобретя независимость, Византия стала ощущать на себе агрессивные устремления начинавшей набирать силу в Малой Азии Османской империи, которая в конечном итоге и стала в 1453 году могильщицей Византии.

В период своего существования Византия то территориально расширялась на востоке за счёт завоевания земель Палестины в ходе войн с арабами, а на западе в войнах с самой Римской империей и даже с кратковременным захватом её столицы – Рима, то вновь сужалась до городских пределов Константинополя и его пригородов.

При этом Византия делала всё необходимое для распространения и утверждения на завоёванных ею землях христианской православной веры. Византия к тому же, на своей территории вкладывала огромные средства для строительства сотен новых православных церквей, в том числе в 537 году в Константинополе был возведён главный Византийский христианский православный собор, получивший имя Святой Софии.

-2

Собор Святой Софии в Константинополе (картина-реконструкция первоначального вида этого собора).

-3

Собор Святой Софии в наши дни (после завоевания Византии Османской империи он стал главной мечетью всех османов).

Возможно, Византия могла бы просуществовать ещё больше веков, чем было на самом деле, достигнув нового расцвета и процветания, если бы на соседних с ней землях Аравийского полуострова во второй половине нашего первого тысячелетия не зародилась и не набрала силу ещё одна религия – исламская религия, в последующем ставшая мировой религией. Исламская религия в отличие от христианской религии, за счёт более чёткого и ясного объяснения взаимоотношения человека с Аллахом, так называли исламисты своего Бога, в первый же век своего существования нашла миллионы приверженцев, в том числе и на части территорий Византийской империи и Римской империи. Кстати сказать. Исламская религия, как и христианская религия со временем также не избежала раскола на исламистов-суннитов, признававших выборность духовного лидера исламистской общины и исламистов-шиитов, не признававших такой постулат и считавших законной передачу верховной власти в исламистской общине только по наследству.

Как известно, основателем исламской религии являлся Пророк Мухаммед.

-4

Пророк Мухаммед (годы жизни 570-632. В детстве, оставшись сиротой, он много времени уходя в пустыню, проводил в уединённых молитвах. В сорокалетнем возрасте к нему, в одном из таких уединений, с небес сошло божье благословление и наставление по распространению веры, которая вскоре получила название исламская вера. Само же слово «ислам», происходит от арабского слова «муслим», в переводе – «тот, кто покоряется»).

Вскоре Пророк Мухаммед создал в своём родном городе Мекке первую исламскую религиозную общину, в которой основным принципом, объединившим верующих, было признание единобожия в лице Аллаха и Мухаммеда, как его Пророка. В дальнейшем Мекка стала главным городом Арабского халифата – мусульманской империи, зародившейся в те века на землях Аравийского полуострова. Со временем, из остатков пришедшего в упадок Арабского халифата в начале четырнадцатого века образовалась другая мусульманская империя – Османская империя, получившая такое название по имени её первого султана Османа, а коренным народом которой были турки-сельджуки.

-5

Границы Арабского халифата в период его наибольшего расцвета в конце первого нашего тысячелетия.

В течение последующих двух веков после зарождения, исламская религия с Аравийского полуострова быстро распространилась на все четыре от него стороны света, вытеснив при этом на территориях своего проникновения и, не всегда мирным путём, православную христианскую религию, в том числе на части византийских земель.

-6

Паломники в священном городе мусульман Мекке – родине Пророка Мухамеда и первой исламской религиозной общины во время ежегодного хаджа в наши дни (хадж в переводе с арабского означает «намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление». Хадж ежегодно совершается с начала 12 месяца лунного мусульманского календаря, который называется «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладающий паломничеством». В этом, 2022 году хадж длился с 7 по 12 июля).

Именно эта по сравнению с христианской религией молодая исламская религия наряду с другими сопутствующими факторами, в том числе появлением Османской империи, через несколько веков и стала предтечей ухода в историческое небытие Византийской империи. Так сложилось, что к началу пятнадцатого века Византия, растеряв почти все свои земли, сократилась до размеров лишь одной Константинопольской общины. Византийские императоры хорошо понимали и осознавали, что рано или поздно Византии придётся столкнуться в вооружённом противостоянии с соседней набирающей силу Османской империей и всё это может закончится не в пользу Византии.

Что касается Османской империи или, вернее сказать, Османского султаната, то он образовался из феодального султаната сельджуков – древних предков, как сказано выше, нынешних турков. Османский султанат, как и другие небольшие исламские султанаты, появился в Малой Азии в начале тринадцатого века при распаде Арабского Халифата. Первым правителем самостоятельного султаната турков-сельджуков стал местный наиболее зажиточный и уважаемый феодал по имени Осман. От правителей других соседних султанатов, Осман отличался повышенной предприимчивостью и агрессивностью. За короткий по историческим меркам срок, порядка десяти лет, Осман подмял под себя в Малой Азии все ближайшие и отдалённые султанаты и создал огромную вотчину, статус которой он обозначил, как Османский султанат. Надо при этом сказать, что статус «Османская империя» Османскому султанату присвоили учёные-историки только в восемнадцатом веке.

-7

Осман I (годы жизни1259 -1324).

-8

Границы Османского султаната в Малой Азии в 1299 году.

Чтобы избежать прямого военного столкновения с Османским султанатом, Византийский император Иоанн VIII в 1439 году собрал в итальянской Флоренции Христианский Собор из представителей Византийской православной христианской и Римской католической христианской церквей с приглашением Московского православного Митрополита Исидора. На этом Соборе собравшимися была подписана так называемая Флорентинская уния или другими словами Флорентинское соглашение с призывом к Римскому папе предпринять новый Крестовый поход, но теперь уже против Османского султаната.

-9

Император Византии Иоанн VIII (годы жизни1392 -1448). Митрополит Московский Исидор (годы жизни1385? -1463).

Большинство византийских православных священнослужителей понимая, что за Флорентинской унией стоит война с Османским султанатом, которая ещё больше ослабит Византию, не приняли её. Прислушавшись к их мнению многие из священнослужителей, подписавших Флорентинскую унию, вскоре отозвали под ней свои подписи. Митрополиту Исидору после его возвращения в Москву, верховные представители Русской православной церкви предложили отказаться от подписанной им Флорентинской унии, а после его упорного отказа сделать это, объявили Исидора низложенным в поста Московского Митрополита и отправили в Чудов монастырь, где он и закончил свой век оставаясь убеждённым в правоте своего решения.

Флорентийская уния, так и не состоявшись, канула, как говорится в лето, но попытка христиан организовать Крестовый поход против османов, заставила Османского султана принять дополнительные меры для увеличения и усиления своего войска, приблизив тем самым падение Византии.

При этом надо сказать, что Османские султаны уже давно приглядывались не сколько к Византии, сколько к её столице Константинополю, зная его выгодное географическое расположение на берегу пролива Босфор. Торговые сухопутные и морские пути «из варягов в греки» и «великий шёлковый путь» в основном сходились в Константинополе, принося Византии значительные доходы от сбора налогов за провоз через пролив Босфор товаров практически со всех стран мира. Кроме Османских султанов к положению занимаемого Константинополем, присматривались также и правители других европейских стран.

Так в середине четырнадцатого века, удачное расположение Константинополя на перекрёстке мировых торговых путей привлекло внимание амбициозного короля Сербии Стефана Душана, сумевшего объединить под своим правлением на Балканском полуострове земли стран, которые ныне занимают Сербия, Босния и Герцеговина, Албания, Македония. Он решил, что сумеет захватить Константинополь и возглавить Византию, а Сербского архиепископа возвести в сан Византийского патриарха. Собрав и вооружив сводное, в большинстве наёмное войско, Стефан Душан в 1355 году двинулся в поход на Византию.

-10

Король Сербии Стефан Душан (годы жизни 1308-1355).

Но в этом, как вы понимаете, был совершенно не заинтересован тогда Османский султан Орхан I. На подходе к Константинополю османское войско нанесло жестокое поражение войску Стефана Душана. После позорного возвращение из похода в Сербию Стефан Душан неожиданно для всех умирает, а созданное им Сербское государство распалось на страны, ранее его составлявшие.

Через пять лет после принятия Флорентийской Унии, которая так и не была исполнена, Римскому папе Евгению IV всё же удалось склонить венгерского и польского королей католиков по вероисповеданию, к Крестовому походу на земли Османского султаната. Но это сборное Крестовое войско, состоявшее из наёмников, представлявших практически все народы Западной Европы, недалеко от болгарского города Варна сразу же потерпело сокрушительное поражение от османского войска, после чего крестоносцы, побросав оружие разбежались по своим странам. Попытка Рима «помочь» Византии защитится от Османского султаната, закончилась полным провалом.

Событие, которое сегодня трактуется историками, как окончательное падение и закат Византийской империи, произошло в 1453 году.

Возможно Византия, при всё же в целом лояльном отношении к ней со стороны Османского султаната, могла бы просуществовать еще несколько десятилетий, а может быть даже и больше, не появись в Османском султанате решительный девятнадцатилетний, седьмой по счёту его правитель – Султан Мехмед II, позднее получивший титул «Завоеватель». Он решил окончательно подчинить себе Византийскую империю и установить территориально-религиозное единение народов, проживавших на землях своего султаната на основе исламской веры.

-11

Султан Мехмед II Завоеватель (годы жизни 1432 -1481).

На пути исполнения такого решения у Султана Мехмеда II оставалась только одна преграда – Константинопольская община, с её одноимённым главным городом. Султан Мехмед II приступая к реализации своего замысла, приказал на противоположном к Константинополю берегу Босфора начать строительство османской крепости, в дальнейшем получившей имя Румели. Кстати сказать. Существует легенда, что первоначально строившаяся крепость именовалась «Боаз-Кесен хисари», в переводе – «Крепость, перерезавшая глотку».

Через год строительство крепости Румели было завершено. Османы сразу же после этого приступили к проверке всех торговых судов, проходивших через пролив Босфор и брать с них плату за провозимые ими грузы, не делясь с Византией. Непокорные торговые суда, отказавшиеся выполнять требования османов, сразу же топили, расстреливая их из пушек крепости Румели. Одновременно Султан Мехмед II приступил к созданию хорошо вооружённого двухсоттысячного войска, состоявшего только из турок-османов.

-12

Крепость Румели в наши дни.

Византийский тогда император Константин ХI хорошо понимал, что строительство крепости Румели есть прямая угроза гибели Византийской империи, но оказать силовое воздействие на османов, был уже не в силах. Император Византии Константин ХI в этих условиях предпринял ряд дипломатических попыток воздействия на Султана Мехмеда II, чтобы приостановить строительство крепости Румели, предлагая ему даже часть золота, получаемого Византией от торговли, но, каждый раз, получал решительный отказ.

Участь Византии и Константинополя, а вернее сказать всего того, что осталось от ранее могущественной Византийской империи, была окончательно решена шестого апреля 1453 года. В тот день началась осада Константинополя, продолжавшаяся пятьдесят три дня и завершившаяся двадцать девятого мая того же года захватом его османами.

Немногочисленный гарнизон Константинополя, основу которого составляли наёмники и жители города взявшихся за оружие, делали всё возможное для отпора войска турок-османов, но силы были неравные. Турки-османы впервые в истории применили для обстрела крепостных стен Константинополя пушки с диаметром ствола в семьдесят пять сантиметров и пушечные ядра к ним весом в полтонны.

-13

Пушка турок-османов, применявшаяся для разрушения стен Константинопольской крепости (ныне она находится в Великобритании в Музее оружия форта Нельсон).

-14

Фрагмент осады Константинопольской крепости турками-османами.

В последние дни штурма Константинополя Византийский император Константин ХI погиб, что сразу же посеяло панику среди защитников Константинопольской крепости и её ворота были открыты для наступавших турок-османов.

-15

Константин ХI Палеолог Драгаш – последний император Византии (годы жизни 1405 -1453).

На следующий же день после захвата Константинополя, тридцатого мая 1453 года в восемь часов утра Султан Мехмед II торжественно вступил в Константинополь и приказал сразу же начать перестройку собора Святой Софии под мусульманскую мечеть.

Турки-османы, войдя в Константинополь не разграбили и не сожгли его, так это не входило в планы Султана Мехмеда II. Константин ХI был погребён с полагающимися статусу императора почестями. Православные жители Константинополя, в основном греки, не покинули город и остались жить в тех домах, где всегда и жили. Не было изменено и название бывшей столицы Византии. Кстати сказать. Константинополь был переименован турками в Стамбул только в 1930 году. Все православные христианские церкви Константинополя были сохранены и продолжили вести свои службы. Константинопольского патриарха и всех православных священнослужителей церквей Константинополя признали неприкосновенными личностями и освобождёнными от податей. Гражданам Константинополь и бывшей Византии была предоставлена полная свобода вероисповедания. Их же разрешили набирать в османское войско, в том числе в янычары – охранников самого Султана. Всех же наёмников, взятых в плен при захвате Константинополя, отпустили без оружия, как говорится, на все четыре стороны света.

Султан Мехмед II, получивший к султанскому титулу приставку «Завоеватель, кроме этого, присовокупил к нему титул Византийского императора и предложил Риму установить с ним дипломатические и торговые взаимоотношения.

Отдельные христианские и исламские толкователи на фоне всех таких событий, даже выдвинули идею о создании во главе с Султаном Мехмедом II новой Великой империи, в которой ислам и христианство объединились бы в единую религию. Но на самом деле, не всё так уж было радужно, как тогда казалось тем, кто отслеживал происходившие события. Через шесть лет после падения Византии Римская империя попыталась отвоевать у османов утраченные византийские земли. Римский папа Пий II для повышения своего падающего авторитета среди верующих, призвал европейских христиан-католиков начать новый Крестовый поход для освобождения Константинополя, но его никто не поддержал, Крестовый поход не состоялся, как и не состоялось создание Великой христианско-мусульманской империи.

После падения Византии, началась новая эра в мировой истории – османских завоеваний.

С болью в сердце восприняли гибель православной Византии в Великом Московском княжестве. Митрополит московский Филипп I стал вести среди прихожан проповеди, что Русь, в лице её православного народа, является духовным преемником павшей Византийской империи, а Москва, должна занять в православном христианском мире место Константинополя и стать третьим Римом.

-16

Митрополит московский Филипп I (годы жизни 1402-1473).

Для закрепления такого положения, Митрополит московский Филипп I склонил тогда Великого московского князя Ивана III к заключению им второго брака с Софией Палеолог – племянницей последнего императора Византии Константина ХI.

-17

Великий московский князь Иван III (годы жизни 1440-1505). Великая княгиня московская София Палеолог (годы жизни1455-1503. Она была второй женой Ивана III, матерью Великого князя Василия III и бабушкой царя Ивана IV или царя Ивана Грозного).

Бракосочетание Великого московского князя Ивана III с Софией Палеолог – племянницей последнего императора Византии Константина ХI, состоялось в 1472 году, но Москва после этого, так и не стала в полной мере преемницей Византии и третьим Римом, но всё это, как говорится, уже совсем другая история и другая заметка…

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 22 июля 2022 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!