Найти тему

«Кто подобен Богу?» История архангела Михаила

В недавно опубликованной статье Музея Христианской культуры мы разбирали вопрос о том, кто такие ангелы и какое место они занимают в философии и сознании верующего человека. На протяжении долгого времени вестники Господа представлялись людям несколько иначе, нежели сегодня, и дело не только во внешнем облике, а в самой персонификации. В представлении людей ветхозаветной эпохи длительное время ангел не существовал как отдельная, самостоятельная личность. Если подробно разобрать сюжеты из жизни Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и др., можно заметить, что в Библии ангелы зачастую предстают как часть Бога и напрямую ассоциируются именно с Ним. Например, когда Иаков боролся с ангелом, он воспринимал это как борьбу с самим Богом. Когда Моисею в горящем кусте было видение ангела, он обратился к нему как к самому Создателю. А трех вестников Божьих, посетивших Авраама и Сарру под Мамврийским дубом, даже сегодня на иконах изображают как олицетворение самой Святой Троицы.

Иконы Святой Троицы в Музее Христианской культуры
Иконы Святой Троицы в Музее Христианской культуры

Ангел как личность, с именем, историей и ролью, предназначенной сугубо для него, появляется ближе ко времени жизни Иисуса Христа – приблизительно II-I вв. н.э. Наиболее известны среди них четверо: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил. О первом в этом списке и пойдет речь.

Архангел Михаил. Фрагмент мозаики в Музее Христианской культуры (Византия)
Архангел Михаил. Фрагмент мозаики в Музее Христианской культуры (Византия)

Михаил считается главным архангелом и военачальником всего Божьего Воинства. В среде грекоязычных христиан он получил титул «архистратиг» (др.-греч. «Αρχιστρατηγός» - главнокомандующий). Несмотря на то, что ангелы в первую очередь - вестники Господа - Михаила зачастую наделяют функциями полководца.

Церемониальный крест архангела Михаила из собрания Музея Христианской культуры, фрагмент произведения (Византия). Надпись на греческом: «CHГNO|TOY|APXHCTPATHГOY» (Образ архистратига)
Церемониальный крест архангела Михаила из собрания Музея Христианской культуры, фрагмент произведения (Византия). Надпись на греческом: «CHГNO|TOY|APXHCTPATHГOY» (Образ архистратига)

Хотя в Ветхом Завете конкретные имена ангелов появляются довольно редко, имя Михаила можно найти в нескольких фрагментах Книги Пророка Даниила, где его именуют «великий начальник» (Μιχαηλ ὁ ἄρχων ὁ μέγας). В еврейском сознании Михаил вместе с тремя другими предстает стражем престола Господа и четырех стран света. Значительно большую популярность он приобрел в христианском мире – в двух новозаветных произведениях. Одним из них стало «Соборное Послание» св. апостола Иуды, в котором Михаил противостоит дьяволу в споре о теле Моисея. Другим таким трудом стало «Откровение» св. Иоанна Богослова, согласно которому именно этому архангелу предстоит возглавить ангельский сонм и, вступив в схватку с демонами, низвергнуть в ад Сатану. Впоследствии христианская апокрифическая традиция приписала ему ключевую роль на Страшном Суде – вняв его молитвам, Христос должен простить грешников.

«Архангел Михаил, поражающий диавола». Вологда, XVIII в. Икона из собрания Музея Христианской культуры
«Архангел Михаил, поражающий диавола». Вологда, XVIII в. Икона из собрания Музея Христианской культуры

Тема противостояния Михаила и дьявола стала очень популярной. Согласно церковному преданию, последний в свое время был самым приближенным к Богу ангелом – Денницей. Возгордившись, он захотел всей власти, стал подстрекать ангельский сонм к бунту против Господа и многих совратил. Тогда один из ангелов, сохранивших верность, выступил вперед и спросил: «Кто подобен Богу?» (др. евр. «Ми ка Эль?») и, возглавив верных, низверг будущих демонов с Неба. Свое имя он получил в память об этом событии, после которого вместе с Гавриилом стал руководить Божьим Воинством.

«Собор архангелов». Юж. Россия, кон. XVIII в. Икона из собрания Музея Христианской культуры
«Собор архангелов». Юж. Россия, кон. XVIII в. Икона из собрания Музея Христианской культуры

Имя Михаила множество раз появляется на страницах апокрифов - неканонических произведений, официально не включенных в состав Священного Писания: «Книге Еноха», «Евангелии от Никодима», «Откровении Павла» и т.д. Зачастую он предстает, подобно древнегреческому Гермесу, как проводник душ умерших в Царство Небесное. К примеру, автор «Евангелия от Никодима» сообщает, что именно этому архангелу Христос передал души грешников, выведенных им из пасти Ада. Эти и другие интересные факты о Михаиле, ангелах, святых и самом христианстве можно узнать на лекциях, арт-медиациях и экскурсиях Музея Христианской культуры.