В недавно опубликованной статье Музея Христианской культуры мы разбирали вопрос о том, кто такие ангелы и какое место они занимают в философии и сознании верующего человека. На протяжении долгого времени вестники Господа представлялись людям несколько иначе, нежели сегодня, и дело не только во внешнем облике, а в самой персонификации. В представлении людей ветхозаветной эпохи длительное время ангел не существовал как отдельная, самостоятельная личность. Если подробно разобрать сюжеты из жизни Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и др., можно заметить, что в Библии ангелы зачастую предстают как часть Бога и напрямую ассоциируются именно с Ним. Например, когда Иаков боролся с ангелом, он воспринимал это как борьбу с самим Богом. Когда Моисею в горящем кусте было видение ангела, он обратился к нему как к самому Создателю. А трех вестников Божьих, посетивших Авраама и Сарру под Мамврийским дубом, даже сегодня на иконах изображают как олицетворение самой Святой Троицы.
Ангел как личность, с именем, историей и ролью, предназначенной сугубо для него, появляется ближе ко времени жизни Иисуса Христа – приблизительно II-I вв. н.э. Наиболее известны среди них четверо: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил. О первом в этом списке и пойдет речь.
Михаил считается главным архангелом и военачальником всего Божьего Воинства. В среде грекоязычных христиан он получил титул «архистратиг» (др.-греч. «Αρχιστρατηγός» - главнокомандующий). Несмотря на то, что ангелы в первую очередь - вестники Господа - Михаила зачастую наделяют функциями полководца.
Хотя в Ветхом Завете конкретные имена ангелов появляются довольно редко, имя Михаила можно найти в нескольких фрагментах Книги Пророка Даниила, где его именуют «великий начальник» (Μιχαηλ ὁ ἄρχων ὁ μέγας). В еврейском сознании Михаил вместе с тремя другими предстает стражем престола Господа и четырех стран света. Значительно большую популярность он приобрел в христианском мире – в двух новозаветных произведениях. Одним из них стало «Соборное Послание» св. апостола Иуды, в котором Михаил противостоит дьяволу в споре о теле Моисея. Другим таким трудом стало «Откровение» св. Иоанна Богослова, согласно которому именно этому архангелу предстоит возглавить ангельский сонм и, вступив в схватку с демонами, низвергнуть в ад Сатану. Впоследствии христианская апокрифическая традиция приписала ему ключевую роль на Страшном Суде – вняв его молитвам, Христос должен простить грешников.
Тема противостояния Михаила и дьявола стала очень популярной. Согласно церковному преданию, последний в свое время был самым приближенным к Богу ангелом – Денницей. Возгордившись, он захотел всей власти, стал подстрекать ангельский сонм к бунту против Господа и многих совратил. Тогда один из ангелов, сохранивших верность, выступил вперед и спросил: «Кто подобен Богу?» (др. евр. «Ми ка Эль?») и, возглавив верных, низверг будущих демонов с Неба. Свое имя он получил в память об этом событии, после которого вместе с Гавриилом стал руководить Божьим Воинством.
Имя Михаила множество раз появляется на страницах апокрифов - неканонических произведений, официально не включенных в состав Священного Писания: «Книге Еноха», «Евангелии от Никодима», «Откровении Павла» и т.д. Зачастую он предстает, подобно древнегреческому Гермесу, как проводник душ умерших в Царство Небесное. К примеру, автор «Евангелия от Никодима» сообщает, что именно этому архангелу Христос передал души грешников, выведенных им из пасти Ада. Эти и другие интересные факты о Михаиле, ангелах, святых и самом христианстве можно узнать на лекциях, арт-медиациях и экскурсиях Музея Христианской культуры.