Как учил меня отец? До сих пор не знаю, но у меня есть две гипотезы.
✅ Два взгляда на обучение
От мастеров я слышал две точки зрения на обучение. Кажется, они противоречат одна другой.
- Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.
- Не бывает плохих учителей, бывают плохие ученики.
Оба взгляда находят подтверждение в жизни, что, как кажется, усиливает разрыв понимания. Но это противоречие кажущееся.
Однажды на Урале …
Помнится, мне было лет, наверное пятнадцать. Точно не помню, но понимание психологии говорит, что это был именно возраст первой «взрослости».
Помнится, я «загнул пальцы» (такого слова тогда не было, было «выпендрился») перед отцом по какому-то поводу. То ли олимпиаду по физике выиграл и стал полагать себя «шибко умным». То ли что-то понял и решил компенсировать из того, чего у отца было явно больше. Тогда я не знал, чего именно.
Теперь знаю. Это называется "понимание жизни".
Ответ отца был такой:
- «То, что ты сейчас только учишь, я уже успел забыть».
Я не понял, но запомнил.
Да и игра слов мне понравилась, даже больше, чем смысл. Позже я стал употреблять это выражение, когда сам стал отцом. 😄
Отец меня не особенно учил. Точнее, учил много, но не поучал.
А в чем разница?
В том, что отец учил не словами, а примерами. Если выразиться точнее, то не он учил меня примерами, а я примеривал образы отца на себя. То есть получается, что я учился сам, а не отец учил меня?
По факту он научил меня всем главным вещам, которые знал сам. Точнее, которыми он сам был.
Но откуда я знаю, что всем?
Вот именно. И тут мы возвращаемся к кажущемуся противоречию обучения.
✅ Кажется - не значит существует
❓ Так все-таки: кто в обучении бывает плохой, а кто хороший? Учитель или ученик?
Однажды мой учитель сказал:
«У каждого ученика свой учитель».
Будь учитель хоть самим Буддой, научиться у него возможно, только самому находясь на уровне, близком к Нему.
Чему я смог бы сейчас научиться, скажем, у чемпиона мира по шахматам, у великого Магнуса?
Многому смог бы. Но только не шахматам. Мой уровень шахматной игры не позволил бы применить советы Магнуса, то есть воспринять, интегрировать информацию, которую Магнус потенциально способен сообщить.
Знание – это не информация.
Можно сказать, что знание больше похоже на фарш, мясо, пропущенное через мясорубку, чем на само мясо. Но еще больше знание похоже на то, что остается в организме после того, как скушаешь и переваришь, усвоишь блюдо, приготовленное из фарша.
Знание – это результат усвоения, применения.
Но усвоения чего? И что такое информация? Поток слов, определения из учебников?
Но почему тогда Лао Цзы утверждал:
"Учиться можно даже у собаки, если умеешь учиться?"
А собака умеет только громко гавкать.
Мой учитель говорит "У человека должно быть много учителей". У каждого человека (и вообще - существа) можно научиться тому, что он умеет делать хорошо. А каждый что-то умеет делать лучше тебя, даже собака.
Это очевидно.
❗️ ️Не очевидно, что именно он умеет делать хорошо. Чтобы это увидеть, нужно иметь развитое зрение. Вот поэтому мастера и говорят, что не бывает плохих учителей.
❌ Относительно плохих учеников …
Нас вводит в заблуждение линейная, черно-белая логика «или – или», из которой и вырастают противоречия.
Обучение - это процесс из двух составляющих. Вообще любой процесс - это минимум две составляющие.
В простейшем случае - это "верх" и "низ". Желание учиться, видеть, применять, усваивать. И наличие того, чему можно научиться.
Но главное не это.
❗️ Главное - это взаимное сродство душ, общение, процесс, который и называется "обучением". Взаимный обмен, результатом которого является взаимное изменение.
Получается, что я еще не успел забыть физику.
Лучшие учителя - это дети
Интересно, а чему отец научился у меня?..
Чему я учусь у своих детей - я знаю точно.
Если "Опыт - лучший учитель. Берет дорого, но объясняет доходчиво", то дети - лучшие учителя его школы. Кто же покажет нам лучше других наши слабые места, как не люди, которых мы любим, к кому привязаны?
Силы близкодействия - самые сильные, они проявляются на малых расстояниях, быстро ослабевая с увеличением расстояния между частицами.
Отличная метафора, кстати, для понимания психологии обучения и понимания человеческого общения. Еще не успел забыть это из курса школьной физики.
А когда забываю, то, жизнь мне напоминает.
---------------------------------------------------------------------------------
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.