Найти тему

Уроки моего отца

Оглавление

Как учил меня отец? До сих пор не знаю, но у меня есть две гипотезы.

✅ Два взгляда на обучение

От мастеров я слышал две точки зрения на обучение. Кажется, они противоречат одна другой.

  • Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя.
  • Не бывает плохих учителей, бывают плохие ученики.

Оба взгляда находят подтверждение в жизни, что, как кажется, усиливает разрыв понимания. Но это противоречие кажущееся.

Однажды на Урале …

Помнится, мне было лет, наверное пятнадцать. Точно не помню, но понимание психологии говорит, что это был именно возраст первой «взрослости».

Помнится, я «загнул пальцы» (такого слова тогда не было, было «выпендрился») перед отцом по какому-то поводу. То ли олимпиаду по физике выиграл и стал полагать себя «шибко умным». То ли что-то понял и решил компенсировать из того, чего у отца было явно больше. Тогда я не знал, чего именно.

Теперь знаю. Это называется "понимание жизни".

Ответ отца был такой:

  • «То, что ты сейчас только учишь, я уже успел забыть».

Я не понял, но запомнил.

Да и игра слов мне понравилась, даже больше, чем смысл. Позже я стал употреблять это выражение, когда сам стал отцом. 😄

Отец меня не особенно учил. Точнее, учил много, но не поучал.

А в чем разница?

В том, что отец учил не словами, а примерами. Если выразиться точнее, то не он учил меня примерами, а я примеривал образы отца на себя. То есть получается, что я учился сам, а не отец учил меня?

По факту он научил меня всем главным вещам, которые знал сам. Точнее, которыми он сам был.

Но откуда я знаю, что всем?

Вот именно. И тут мы возвращаемся к кажущемуся противоречию обучения.

Облака и река существуют вместе. Трудно сказать, кто первичен, и кто у кого учится
Облака и река существуют вместе. Трудно сказать, кто первичен, и кто у кого учится

✅ Кажется - не значит существует

❓ Так все-таки: кто в обучении бывает плохой, а кто хороший? Учитель или ученик?

Однажды мой учитель сказал:

«У каждого ученика свой учитель».

Будь учитель хоть самим Буддой, научиться у него возможно, только самому находясь на уровне, близком к Нему.

Чему я смог бы сейчас научиться, скажем, у чемпиона мира по шахматам, у великого Магнуса?

Многому смог бы. Но только не шахматам. Мой уровень шахматной игры не позволил бы применить советы Магнуса, то есть воспринять, интегрировать информацию, которую Магнус потенциально способен сообщить.

Знание – это не информация.

Можно сказать, что знание больше похоже на фарш, мясо, пропущенное через мясорубку, чем на само мясо. Но еще больше знание похоже на то, что остается в организме после того, как скушаешь и переваришь, усвоишь блюдо, приготовленное из фарша.

Знание – это результат усвоения, применения.

Но усвоения чего? И что такое информация? Поток слов, определения из учебников?

Но почему тогда Лао Цзы утверждал:

"Учиться можно даже у собаки, если умеешь учиться?"

А собака умеет только громко гавкать.

Мой учитель говорит "У человека должно быть много учителей". У каждого человека (и вообще - существа) можно научиться тому, что он умеет делать хорошо. А каждый что-то умеет делать лучше тебя, даже собака.

Это очевидно.

❗️ ️Не очевидно, что именно он умеет делать хорошо. Чтобы это увидеть, нужно иметь развитое зрение. Вот поэтому мастера и говорят, что не бывает плохих учителей.

❌ Относительно плохих учеников …

Нас вводит в заблуждение линейная, черно-белая логика «или – или», из которой и вырастают противоречия.

Обучение - это процесс из двух составляющих. Вообще любой процесс - это минимум две составляющие.

В простейшем случае - это "верх" и "низ". Желание учиться, видеть, применять, усваивать. И наличие того, чему можно научиться.

Но главное не это.

❗️ Главное - это взаимное сродство душ, общение, процесс, который и называется "обучением". Взаимный обмен, результатом которого является взаимное изменение.
Получается, что я еще не успел забыть физику.

Лучшие учителя - это дети

Интересно, а чему отец научился у меня?..

Чему я учусь у своих детей - я знаю точно.

Если "Опыт - лучший учитель. Берет дорого, но объясняет доходчиво", то дети - лучшие учителя его школы. Кто же покажет нам лучше других наши слабые места, как не люди, которых мы любим, к кому привязаны?

Прямо картинка из сказки "Гуси-лебеди". Но это реальность деревни в Смоленской губернии
Прямо картинка из сказки "Гуси-лебеди". Но это реальность деревни в Смоленской губернии

Силы близкодействия - самые сильные, они проявляются на малых расстояниях, быстро ослабевая с увеличением расстояния между частицами.

Отличная метафора, кстати, для понимания психологии обучения и понимания человеческого общения. Еще не успел забыть это из курса школьной физики.

А когда забываю, то, жизнь мне напоминает.

---------------------------------------------------------------------------------

Приглашаю вас в свою группу ВК.

На комментарии отвечаю.