Найти в Дзене
Кино без мужа

НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ПРОЩАЙ: В ЧЕМ ВИНА МАРТЫ?

Фильм "Не могу сказать прощай" (1982) — на мой взгляд, откровенно слабый, потому что выводы, к которым должен прийти зритель путем внутренней работы по переосмыслению поступков героев, преподносятся ему практически в готовом виде. Сюжет картины гораздо выигрышнее смотрелся бы в виде сказки, где злая "богачка" Марта бросает доброго молодца Сергея, а славная простая девушка Лида выхаживает его и становится любимой женой.

Холеная холодная красавица Марта из этой мелодрамы (вот чистой, 100 % мелодрамы) — однозначно отрицательная героиня. Это обстоятельство ставят перед зрителем, как факт, который многократно закрепляется сюжетной линией.

-2

На протяжении фильма Марта упорно "отвергает" все "попытки" режиссера сделать ее более человечной. Отказывается купить свекрови новые сапоги (ладно, в комиссионке поищу!), не дает взаймы другу Сергея, молодому отцу двух маленьких детей, выгоняет мужа на работу вопреки требованиям техники безопасности, в результате чего он получает травму.

-3

Когда Сергей оказывается парализованным, она резко включает режим целомудрия, несмотря на то что по этой части у парня все работает. Об этом мы узнаем в конце фильма вместе с радостным сообщением Лиды о беременности. В свете этой новости Марта выглядит еще более цинично: она отказалась спать с больным мужем, чтобы не забеременеть! (Впрочем, с моральной стороной вопроса рождения ребенка от мужа-инвалида не все так однозначно. Да и Лида забеременела не сразу, а позже, когда Сергей уже получил место трудовика на дому и начал возвращаться к социальной жизни).

Потом она сбегает в ночи, прихватив чемодан с тряпками, но позже возвращается, узнав, что Сергей не покорился судьбе, а вполне остался на плаву и даже имеет все шансы вернуться к нормальной жизни. И вот к тому моменту, когда Марта смотрит на резвящихся в холодной осенней речке Лиду и Сергея, зритель уже испытывает к ней отвращение всеми фибрами души и считает, что анализировать в Марте нечего. .

Но я сомневаюсь, что именно этого добивался режиссер. Ведь искусство, настоящее классическое искусство, принципы которого близки и советскому кинематографу, всегда утверждает непреходящие человеческие ценности, дает человеку возможность подняться над земной суетой, убрать внутренний диссонанс души.

Окончательная версия картины шокировала Татьяну Паркину, сыгравшую Марту. Режиссер убрал все сцены, где она выглядела человечно. В итоге получилась не женщина, а Снежная Королева из андерсеновской сказки или Белая Колдунья из Хроник Нарнии. Очевидно, на этот шаг режиссер пошел, чтобы ниу кого из зрителей не возникло желание оправдать Марту. Но правильным ли было решение так сильно сгущать краски в ее образе?

-4

Марта действительно холодная, расчетливая и эгоистичная женщина. Но только Сергей сам ее выбрал. Судя по прямоте, с которой она отказывается покупать сапоги его матери и не моргнув глазом лжет, что деньги у нее на срочном вкладе, а по факту, держит их в руках под столом, Марта не особо скрывала от мужа этот свой душевный изъян. Вероятнее всего, она его таковым вовсе не считала. И вполне может быть, эту черту деревенский парень принял за бережливость и хозяйственность, ведь все мы без исключения идеализируем своих избранников в начале отношений. Правда, позже почти все признают, что неприятные звоночки были, но из-за сносящих голову чувств, были благополучно прошляплены. Так и Сергей поздно понял прижимистую суть своей красавицы-жены.

-5

Но надо сказать, что живут и не с такими. Да, со временем Сергей бы досыта наелся мартиного скупердяйства, начались бы ссоры и размолвки, но не факт, кто кого бы заткнул за пояс. Все-таки он парень с характером и ни разу не подкаблучник: и деньги отнес другу, и отказ от показаний против председателя колхоза подписал. Да и Марта не похожа на сильную духом личность, которая смогла прогнуть под себя такого мужика, как Сергей. Очаровать, околдовать, охмурить — да, прогнуть — нет. Это не в стиле таких женщин, как Марта да и не под силу им.

-6

Если бы не трагедия, случившаяся с Сергеем, этот брак мог бы просуществовать долго, учитывая, что в советские годы разводы не особо поощрялись, тем более в деревне. А здоровому Сергею было что предложить Марте. Да и думаю со временем он бы даже перенял какие-то ее черты: начали бы строить дом, завели своего ребенка (уверена, только одного), копить на автомобиль. Тогда и пригодилась бы бухгалтерская душа Марты. Да и в конце концов, идеальных людей не бывает, такие, как Марта — далеко не худший вариант для семейной жизни. Поэтому намеренное акцентирование на недостатках ее характера мне, лично, кажется излишним. Не все люди женятся по большой и чистой любви. Не все меркантильные женщины бросают своих мужьев...

-7

В том, что она не справилась с испытанием судьбы в виде утраты мужем дееспособности, тоже нет глубинного зла. Жизнь-то одна. Люди слабы, Марта не оказалась исключением. Молодая женщина, у которой впереди вся жизнь, вынуждена жить, цепляясь за призрачную надежду, что ее муж снова начнет вставать на ноги... Если на то пошло, Сергей тоже не показал себя образцом стойкости — и истерики закатывал, и травиться пытался, не подумав о матери. Его можно понять, но, соответственно, можно понять и Марту. До определенного момента.

Отвратителен не сам факт того, что Марта оставила больного Сергея. А в том, как она это сделала. Тайком, не попрощавшись, не объяснившись, она бросает живого, страдающего мужа, как сломанную вещь. Бросает в самый тяжелый период, когда надежда то гаснет, то зажигается вновь, а больной не принял до конца факт своей обездвиженности, не адаптировался к страшным переменам в жизни. Именно в этот момент совершается предательство, которое фактически убивает Сергея. Если бы не Лида, он бы точно покончил с собой.

Для деревенского Сергея побег жены — кощунство, святотатство. Дело не только в том, что Сергей любит Марту, он также имеет крепкие духовые скрепы: семья, дружба — святое для него. Он даже ждет жену первое время и готов простить ее. Он верит, что она просто совершила ошибку, но способна осознать ее и раскаяться. Именно вера в семейные ценности давала Сергею надежду, что Марта вернется. Но этого не случилось. Вместо нее появилась Лида — чужой по сути человек. Это подкашивает Ватагина. Его ценности растоптаны, тело искалечено. Поэтому он принимает решение выпить разом все сильнодействующие порошки.

Вина Марты не в отдельных чертах характера и не в решении уйти от мужа-инвалида, а в том, что в ее шкале ценностей отсутствует семья. И это ее выбор. Семья — одухотворенное продолжение взаимной симпатии мужчины и женщины, имеет огромную созидательную силу, в случае, если супруги искренне относятся друг к другу. Именно поддержка семьи — матери и Лиды — помогает в итоге Сергею начать ходить. А рождение ребенка должно окончательно поставить Ватагина на ноги.

-8

Семью создают, а Марта создавать не способна. Тем не менее, она согласилась выйти замуж за Сергея и паразитируя на искренних и чистых понятиях мужа о семейных ценностях, обеспечивала комфортное и безбедное существование себе любимой. Красивая интеллигентная молодая женщина, которую Сергей привел в свой дом, оказалась обыкновенной босячкой без роду и племени. Пожила шабашницей в его родной деревне и сбежала, чуть не убив приютившего ее хозяина.

Именно так я вижу вину Марты, хотя сформулировать это было нелегко. На мой взгляд, основной порок Марты плохо просматривается за активной демонстрацией зрителю ее менее серьезных отрицательных качеств и поступков. Тот факт, что она хладнокровно бросила больного мужа в самый тяжелый для него период, автоматически превращает ее в злодейку. И совершенно не важно, как она отнеслась к его другу, просящему взаймы — он для нее чужой человек. А вот муж — это совсем другое. Сергею она клялась быть рядом в горе и в радости.

Пусть они не давали клятв перед алтарем, а всего лишь расписывались в ЗАГСе, по сути своей Марта все равно клятвопреступница. В советское время религия была под запретом, но душа человека все равно неудержимо стремилась к духовности, одним из оплотов которых и стала семья. Именно попрание Мартой этой святыни и вызывает всеобщее презрение к ее героине, а многочисленные "штрихи к портрету" лишь усиливают это ощущение.

Друзья, если статья понравилась, не забудьте поставить лайк 👍🏻. Вам несложно, а мне приятно! 👍🏻способствуют развитию канала и выходу новых интересных разборов! Желаю всем любить и быть любимыми!