Лето – не только сезон отдыха и отпусков, но и период экзаменов – выпускных и вступительных.
Не так давно завершили свое обучение и студенты XV Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей России.
И хотя они оттачивали свое театральное мастерство и повышали квалификацию на протяжении только лишь месяца, выпускной экзамен (вернее, выпускной показательный спектакль) им пришлось сдавать (то есть демонстрировать) на полном серьезе и с полной отдачей. А как иначе, - ведь среди педагогов школы – ведущие специалисты из лучших вузов страны!
Так, например, в нынешнем – 2022 году - режиссерами Школы стали Николай Коляда (драматический театр), Денис Азаров (драматический театр), Анна Викторова (театр кукол), Татьяна Чижикова (пластический спектакль), Пётр Айду (эксперимент). А художественный руководитель школы - председатель СТД РФ, народный артист России Александр Калягин.
В школе имеют возможность обучаться молодые артисты из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.
На протяжении образовательного интенсива студенты совершенствуются по таким дисциплинам как сценическая речь, сценическое движение, ритмика, современный танец, фехтование.
Логическое завершение обучения – постановка пяти разножанровых спектаклей: драматических, кукольного, хореографического и экспериментального, а также их публичный показ в качестве выпускного экзамена на площадках Москвы.
Вот на один из таких публичных показов мне и удалось попасть.
Выпускной играли в Театральном центре СТД РФ «На Страстном». Показывали спектакль «Лекарь поневоле» по одноименной комедии Жана-Батиста Мольера. Постановщиком спектакля стал известный режиссер Николай Коляда.
В основе сюжета – произведение классика. Однако Коляда не был бы самим собой, если бы не осовременил постановку, не внес в нее креатив, драйв, бешеную энергетику и, по сути, не превратил ее в определенное музыкально-танцевальное, очень красочное и очень заводное театральное шоу. А помогали режиссеру в этом, естественно, выпускники летней школы нынешнего сезона.
Для них это был экзамен, поэтому выкладывались ребята не просто по-серьезному, а сверх того.
И так, семейная влюбленная парочка Мартина и Сганарель. Мартине, как истинной женщине, не чуждо пристрастие к интригам. В один прекрасный момент, сильно обидевшись на мужа, она разнесла слух о том, что Сганарель вовсе не обычный вязальщик хвороста, а знаменитый и талантливый лекарь, причем страдающий амнезией, и от того отчаянно отрицающий свой лекарский дар.
Что из этого получилось? Абсолютно ничего плохого, скорее наоборот. Ставшему лекарем поневоле Сганарелю удалось-таки вылечить от неизлечимой «болезни» Люсинду – дочку богача Жеронта. Это он сделал влегкую, даже несмотря на то, что в постановке Коляды потерявших дар речи от «неизвестного» недуга Люсинд оказалось целых две.
А еще, вжившийся в образ «великого лекаря» главный герой, по ходу спектакля попытался соблазнить появившуюся в спектакле, опять же по воле Николая Коляды, супругу Жеронта (в произведении Мольера такого персонажа нет) – странноватую, не от мира сего любительницу эзотерики, повсеместно поглощающую энергию Солнца. Так что постановка, кроме всего прочего, была пронизана легким «эротИк».
Однако, в режиссерском прочтении Мольера, Сганарелю приходилось не только постоянно вводить окружающих в заблуждение и производить определенное «впечатление», дабы не быть поколоченным, но и прыгать, кувыркаться, сражаться на палицах, а главное - танцевать, танцевать, танцевать. Да и всем остальным персонажам - тоже!
Свои отношения Мартина и Сганарель выясняют посредством танца.
Ведь именно такой – супер-музыкальной, яркой и зрелищной увидел и сделал свою постановку режиссер Николай Коляда. (Не будем опять же забывать, это - выпускной, и на данной площадке актеры должны были продемонстрировать все свои умения, приобретенные за время обучения в театральной школе).
Именно поэтому со сцены звучали многие известные и любимые песни и мелодии, под которые артисты-выпускники бешено исполняли.
Вообще в спектакле Коляды много танцев.
Это и песня группа «Любэ» «Эх, заря», и знаменитый гимн студентов «Из вагантов» Давида Тухманова, и многие другие музыкальные произведения.
Вообще, в данном конкретном «Лекаре поневоле» музыкальные и танцевальные паузы были вовсе не паузами или вставками, как можно подумать, а являлись основной зрелищной составляющей спектакля, построенной на сюжетной линии классика.
Очень много танцев...
Одной из очень располагающих (и актуальной по нынешнем временам) «фишкой» спектакля стали лица актеров, раскрашенные в цвета флагов тех стран ближнего и дальнего зарубежья, откуда они приехали на обучение в Москву. Очень толерантная задумка!
Напомню, обучаться в Летней театральной школе СТД РФ могут не только российские студенты. А в спектакле играли ребята не только из Армении, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, но даже из Монголии и Финляндии.
Общий же посыл, как произведения Мольера, так и постановки Николая Коляды, как казалось зрителям на протяжении почти всего спектакля, таков: интриги-интригами, хитрость-хитростью, но любовь должна победить всё.
Очень-очень много.
Но нет... Режиссерский замысел оказался иным – более сложным и глубоким. А финальная сцена спектакля полностью разрушила сложившийся за полтора часа театрального действия сюжетный стереотип.
Что же произошло? – Просто закончилось театральное сказочное шоу и началась жизнь. Наша, современная, совершенно не мольеровская. Жизнь, - какая она сегодня и какая есть на самом деле.
Позже выяснилось, что, несмотря на общие восторженные отзывы о спектакле, именно концовка «Лекаря поневоле» вызвала недоумение и даже негодование зрителей, а также бурные обсуждения и споры в театральной среде в Сети.
Что ж, каждый имеет право на свое вИдение, мнение, слово. И именитый режиссер, и рядовой зритель.
А жизнь – она преподносит свои уроки. Всем нам. Главное – постараться пройти эти уроки.
А спектакль я очень рекомендую посмотреть. Вдруг, когда-то у кого-то еще появится такая возможность.
P.S. Благодарю свою коллегу, театрального блогера Ирину Красильникову за предоставленные к этой публикации фотографии.
#николай коляда, театр, спектакль, мольер
Уважаемые читатели! Если вам понравился это материал, ставьте лайки, пишите комменты, а также подписывайтесь на "Культурные вечера, чтобы не пропустить новые интересный публикации!
А еще можно почитать другие отзывы, написанные мною после посещения разных спектаклей.
«Гамлет in Moscow» в Театре на Малой Бронной. Шекспир ли это после Константина Богомолова?
«Волшебная гора» Константина Богомолова: почему захотелось продезинфицироваться.
"Ночь в музее" и Театр "У камина". Где "погреться" в холодной Москве?
Почему спектакль «Урок дочкам» - это урок всем нам?
"Лёля и Минька одни дома". Что из этого вышло? Показывают актёры театра "PROзрение"
«Пустыня» в большом городе: зарисовка об ожидании от театра «PROзрение»
«Владимир III степени» - неожиданная версия пьесы Гоголя на сцене Центрального Дома актера.