Найти тему
АБВ ТВ

ШАХМАТЫ. Человек против компьютера.

Недавно мы рассказывали вам про суперкомпьютеры, что это и почему они СУПЕР) *прочитать статью можно здесь

А сегодня, в Международный день шахмат, расскажем как складывалась история шахматных противостояний человека и компьютера.

Тем более интерес к шахматам невероятно возрос после выхода сериала "Ход королевы" (если еще не смотрели, вот вам и планы на выходные😉)

История шахматных машин старше, чем история компьютеров. Идея создать машину, играющую в шахматы, датируется ещё восемнадцатым веком.

Около 1769 года появился шахматный автомат «Механический турок». Он был предназначен для развлечения королевы Марии-Терезии. Машина действительно неплохо играла, но только вскоре вскрылось, что внутри аппарата просто сидел профессиональный шахматист.

Первую действительно рабочую шахматную программу в 1947 году создал знаменитый Алан Тьюринг — один из лучших математиков времен Второй мировой войны, знакомый многим по фильму «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем. Его алгоритм реально работал, но был еще очень слаб, чтобы на равных сражаться с шахматистами.

Долгое время гроссмейстеры свысока смотрели на компьютерные программы, считая, что искусственный интеллект никогда не сможет принимать решения лучше живого человеческого ума.

Начало полувековому противостоянию гроссмейстеров с компьютерами было положено только в 1968 году с простого пари, заключенного на вечеринке шотландским шахматистом Дэвидом Леви и американским информатиком Джоном МакКарти, придумавшим термин «искусственный интеллект». МакКарти, уверенный в скором и стремительном развитии компьютеров, предложил поспорить на 500 фунтов (сейчас это около 12 тысяч долларов), что в течение ближайших 10 лет программа обыграет Леви, как ребенка. Леви принял вызов, хотя 500 фунтов на тот момент почти равнялись его годовому доходу.

Шахматный компьютер
Шахматный компьютер

В течение 10 лет шотландский мастер шахмат исправно выигрывал матчи у компьютера, но с каждым годом делать это становилось все сложнее — вычислительные способности искусственного интеллекта развивались бешеными темпами. В 1978 году в Торонто Леви провел 10-й матч против шахматной машины, состоявший из пяти партий. Первую компьютер свел к ничьей, во второй и третьей сильней был мастер шахмат. Неожиданность случилась в четвертой партии — компьютеру впервые удалось победить. Но победа в партии — это не победа в матче. Пятая партия осталась за Леви и он забрал свои 500 фунтов.

Но останавливать противостояние в тот момент, когда программа только-только начала выходить на уровень профессиональных шахматистов, было бы глупо. Поэтому Леви продолжил проводить ежегодные выставочные матчи с компьютером, на которых неизменно побеждал в течение 21 года подряд.

Но в 1989 году победная серия шахматиста прервалась, он был повержен программой под названием Deep Thought. Шахматную общественность новость о первой победе компьютера не слишком то взбудоражила. Да, Леви был международным мастером шахмат, но это даже не гроссмейстер и уж тем более не чемпион мира.

В течение последующих лет компьютеры продолжали обыгрывать шахматистов в неофициальных матчах. Выходить же на официальный матч с программой гроссмейстеры с именем боялись.

В 1995 году у Гарри Каспарова спросили в интервью о его отношении к шахматным программам. Чемпион ответил весьма резко: «Шахматы – это не математика. Это фантазия и воображение, это человеческая логика, а не игра с предсказуемым результатом. Возможных шахматных комбинаций больше, чем атомов в нашей Вселенной. Я не думаю, что теоретически игру в шахматы можно уместить в набор формул или алгоритмов».

Спустя год чемпион мира наконец согласился проверить свое суждение на практике и сразиться с суперкомпьютером от IBM, называвшимся Deep Blue. Первая же партия охладила пыл Каспарова — он уступил и вынужден был продолжать матч уже в статусе отыгрывающегося. В тот момент Каспарову удалось собраться с силами и переломить ход встречи — больше ни одной партии он не отдал, выиграл три из них и две сведя к ничьей.

Матч Каспарова и шахматного суперкомпьютера Deep Blue
Матч Каспарова и шахматного суперкомпьютера Deep Blue

Несмотря на победу, преимущество чемпиона мира не выглядело подавляющим, поэтому через год решено было провести матч-реванш. За этим противостоянием следил весь мир — шахматы тогда были на пике своей популярности, по центральному телевидению и в газетах велись разборы партий. На старте матча Каспаров и Deep Blue обменялись победами, после чего выдали серию из трех ничьих. Все решалось в последнем шестом матче, который сенсационно выиграл компьютер от IBM.

С этого момента ровно 20 лет назад началось тотальное превосходство компьютеров над шахматистами. Ни разу с тех пор ни один гроссмейстер не обыгрывал компьютер в официальном матче. Хотя попыток было много.

Нынешние компьютеры продумывают игру на столько ходов вперед и анализируют столько возможных альтернатив, сколько не под силу ни одному гроссмейстеру. Причем делают это за считанные доли секунды. Но главное их преимущество в том, что они не совершают ошибок. Совсем. Именно поэтому крупные матчи против компьютеров не проводились уже много лет и вряд ли уже будут проводиться. Человечество признало поражение.