Найти тему

Людмила Белецкая и её креативные картины

Сегодня мы будем рассуждать о жизни и творчестве известного художника - флориста из города Донецк Людмилы Белецкой, оставившей неизгладимый след в судьбе многих людей, увлечённых плоскостной (или прессованной) флористикой и ставшей для них Учителем с большой буквы.

Позволю себе использовать в этом своём материале рассказ уже не раз упоминавшейся мной художницы с Украины Алёны Верхолы о Людмиле Борисовне. Думаю, для тех, кто не знаком с личностью и творчеством Л. Белецкой, будет очень полезна эта информация, прежде чем мы перейдём непосредственно к рассмотрению её удивительных картин.

"Жернова Великой Отечественной войны перемололи миллионы людских судеб. И только волею удивительного события матери Людмилы Борисовны удалось выжить. Еврейская семья стояла возле калитки и наблюдала за отступающими советскими войсками. Все слышали о еврейских погромах, но глава семьи до последнего отказывался в это верить. Он жил одно время с немцами и был очень хорошего мнения о них. Они бы, несомненно, остались и погибли, но вдруг из толпы услышали на идише голос солдата: «Чего Вы ждете? Смерти?». Это настолько потрясло семейство, что они тут же собрались и успели запрыгнуть чуть ли не в последний вагон уходящего поезда.

В эвакуации мама училась на врача, там же познакомилась с будущим мужем, отцом Людмилы. Всю свою недолгую жизнь мама работала рентгенологом. Возможно, эта профессия, а именно радиация, повлияла на ее здоровье, и в 22 года Людмила Борисовна осталась без матери.

Отец работал инженером в научно-исследовательском угольном институте. Тяжело переживал утрату жены, погрузился в свой мир, оставив детей, в общем-то, побоку. В какой-то степени его можно понять. Читать его воспоминания о жене без слез не получалось ни у кого…

Отец всю свою жизнь трепетно относился к искусству. Собирал художественные открытки, альбомы по искусству, пластинки с классической музыкой. Кстати, когда-то у него была самая большая фонотека в Донецке. Сам любил что-то мастерить, выжигать… Творить и креативить он умел, и это у него получалось замечательно.

Маленькая Люда не особенно любила играть в куклы. Больше удовольствия ей доставляло пройтись по соседям, насобирать красивых баночек, ниточек, каких-то фантиков, а потом раскладывать свое богатство и любоваться им.

Бабушка научила девочку вышивать. Людмила хорошо рисовала, расписывала доски, пробовала делать бусы. Искала себя в творчестве, как и многие из нас. Она ходила в художественную школу, но была смелой ученицей – посещала только те занятия, что нравились, а вот лепку игнорировала. Именно поэтому она так и не получила заветную для многих «корочку». Хотя… унесла она оттуда гораздо более ценное – знания.

Нельзя сказать, что дальше жизнь ее радовала и баловала. Остается только удивляться, как эта скромная и тонкая душа вообще смогла выстоять и выдержать. Одна поднимала ребенка, на руках была еще тётя – инвалид детства. Последние 15 лет своей жизни тётя не выходила из дома. Женская доля Людмилы тоже как-то так и не сложилась…
Возможно, именно поэтому большая часть ее произведений несёт философскую мысль и какую-то надрывающую сердце грусть.

Её жизнь, её любовь к созерцанию (которая шла еще от тех детских баночек-фантиков), похоже, и привели Людмилу к цветочкам и листочкам.
Людмила Борисовна работала в центральной научно-технической библиотеке. В 1983 году ее коллега решила засушить цветы и сделать открытки. Людмила Борисовна подключилась к этому занятию и вскоре начала делать различные композиции. Женщина уже давно забросила это увлечение, а вот Людмилу творчество увлекло надолго.

Уже в 1985 году она начала активно участвовать в различных выставках, а в 1995 году ей присвоили звание Народного мастера Украины.
Не замечаете удивительных «случайностей»? Сначала солдат-еврей, потом женщина с гербарием… На самом деле таких «случайностей» было очень много, и Людмила Борисовна с благодарностью рассказывает об этих людях. Они словно направляли ее на нужную тропинку, указывая путь и пропадая в толпе.

Так случилось и с Зоей Тищенко, которая в начале 90-х годов появилась в жизни Людмилы и принесла ей книгу, привезенную из-за границы. Красочная книга с глянцевыми страницами английской флористки, которую звали Joanna Sheen, произвела на Людмилу Борисовну неизгладимое впечатление, и она, набравшись мужества, написала ей письмо. Именно эта женщина рассказала ей о зарождающемся обществе флористов IPFAS в Японии.

Людмила написала письмо главе этого движения, показала свои работы и уже в 1998 году была приглашена в Японию на первую международную конференцию по прессованной флористике. Со следующего года в Японии стали проходить ежегодные международные конкурсы. Лучшие работы в стиле ошибана выставлялись в огромном выставочной центре в городе Йокогама. Потихоньку к этому конкурсу присоединились и ее друзья-флористы из Донецкой области, а с 2009 года и из других областей Украины, а затем и России.

Благодаря еще одной «случайности» в 2006 году выходит знаменитая в среде флористов книга Людмилы Белецкой «Креативные картины из природных материалов». Именно эта книга стала отправной точкой, началом нового пути и новой жизни многих флористов. Именно эту книгу благодарят десятки, а может, и сотни человек..."

Добавлю, что несколько лет спустя Людмила Борисовна издала вторую книгу -- "Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев", которая также стала настольной книгой для многих начинающих художников - флористов.

За десятилетия творческой работы Людмила Белецкая создала очень много картин в технике ошибана, каждая из которых заставляет зрителя подолгу смотреть на произведение, раздумывать о судьбах мира, о собственной судьбе, постигать философичность работы, удивляясь оригинальности и неповторимости каждой детали.

Посмотрим и мы на картины художницы.

"Взгляд изнутри"
"Взгляд изнутри"

"Изменение мира"
"Изменение мира"
"Время собирать камни"
"Время собирать камни"
"Банановая сказка"
"Банановая сказка"
"Время"
"Время"
"Высокие отношения"
"Высокие отношения"
"Гадание на гортензии"
"Гадание на гортензии"
"Геополитика"
"Геополитика"
"Горящие полотна осени"
"Горящие полотна осени"
"Ещё не зима"
"Ещё не зима"
"Зимняя ворона"
"Зимняя ворона"
"Ковчег"
"Ковчег"
"Лист лопуха"
"Лист лопуха"
"Метаморфозы"
"Метаморфозы"
"Обрывки утреннего сна"
"Обрывки утреннего сна"
"Осенний натюрморт с ягодами"
"Осенний натюрморт с ягодами"
"Осенняя душа натюрморта"
"Осенняя душа натюрморта"
"Памяти брата"
"Памяти брата"
"То, что всегда скрыто"
"То, что всегда скрыто"
"Пейзажный наив"
"Пейзажный наив"
"Тонкие коммуникации"
"Тонкие коммуникации"
"Перед грозой"
"Перед грозой"
"Прирученная геометрия"
"Прирученная геометрия"
"Сон художника о спасении мира"
"Сон художника о спасении мира"
"Каждый в своём измерении"
"Каждый в своём измерении"
"У каждого своя луна"
"У каждого своя луна"
"Толкователи сновидений"
"Толкователи сновидений"
"Я обязательно вернусь"
"Я обязательно вернусь"
"У входа в полнолуние"
"У входа в полнолуние"
"Голубой кувшин"
"Голубой кувшин"
"Зима в Карпатах"
"Зима в Карпатах"
"Найти себя в капусте"
"Найти себя в капусте"
"Перцы"
"Перцы"
"Чаепитие в стране чудес"
"Чаепитие в стране чудес"
"Чувство дома"
"Чувство дома"
"Натюрморт с венком"
"Натюрморт с венком"

Есть у художницы картины, которые "расшифровать" не так уж трудно -- замысел, что называется, лежит на поверхности. Как, например, в картине "Карандаш флоры".

"Карандаш флоры"
"Карандаш флоры"

А есть такие, замысел и суть которых порой не ясны даже самому автору. И в этом явно какая - то мистика. Я читала отзывы почитателей таланта Л. Белецкой в одной из популярных соцсетей. Под фотографией картины "Мыслеформы" люди живо обсуждали, сколько же лиц изображено на этой картине. Кто - то насчитал аж 17... Спросили у самой Людмилы Борисовны, опубликовавшей это фото своей работы и принимавшей участие в обсуждении. И что бы вы думали она ответила? А вот что: "В этой работе не было определенного первоначального замысла, все как-то проявилось потом, в изгибах, все образы вылезли сами по себе..."

Выходит, рукой художника рисует сама природа?

"Мыслеформы"
"Мыслеформы"

И для этого ей, природе, нужна порой лишь небольшая горстка сухих листьев. Сама Людмила Борисовна сфотографировала материал, который использовала, например, при создании картины "Последний полёт бабочки". Вот этот материал:

-39

А вот что из него получилось.

"Последний полёт бабочки"
"Последний полёт бабочки"

"Когда б вы знали, из какого сора..." (А. Ахматова)