Сегодня мы будем рассуждать о жизни и творчестве известного художника - флориста из города Донецк Людмилы Белецкой, оставившей неизгладимый след в судьбе многих людей, увлечённых плоскостной (или прессованной) флористикой и ставшей для них Учителем с большой буквы.
Позволю себе использовать в этом своём материале рассказ уже не раз упоминавшейся мной художницы с Украины Алёны Верхолы о Людмиле Борисовне. Думаю, для тех, кто не знаком с личностью и творчеством Л. Белецкой, будет очень полезна эта информация, прежде чем мы перейдём непосредственно к рассмотрению её удивительных картин.
"Жернова Великой Отечественной войны перемололи миллионы людских судеб. И только волею удивительного события матери Людмилы Борисовны удалось выжить. Еврейская семья стояла возле калитки и наблюдала за отступающими советскими войсками. Все слышали о еврейских погромах, но глава семьи до последнего отказывался в это верить. Он жил одно время с немцами и был очень хорошего мнения о них. Они бы, несомненно, остались и погибли, но вдруг из толпы услышали на идише голос солдата: «Чего Вы ждете? Смерти?». Это настолько потрясло семейство, что они тут же собрались и успели запрыгнуть чуть ли не в последний вагон уходящего поезда.
В эвакуации мама училась на врача, там же познакомилась с будущим мужем, отцом Людмилы. Всю свою недолгую жизнь мама работала рентгенологом. Возможно, эта профессия, а именно радиация, повлияла на ее здоровье, и в 22 года Людмила Борисовна осталась без матери.
Отец работал инженером в научно-исследовательском угольном институте. Тяжело переживал утрату жены, погрузился в свой мир, оставив детей, в общем-то, побоку. В какой-то степени его можно понять. Читать его воспоминания о жене без слез не получалось ни у кого…
Отец всю свою жизнь трепетно относился к искусству. Собирал художественные открытки, альбомы по искусству, пластинки с классической музыкой. Кстати, когда-то у него была самая большая фонотека в Донецке. Сам любил что-то мастерить, выжигать… Творить и креативить он умел, и это у него получалось замечательно.
Маленькая Люда не особенно любила играть в куклы. Больше удовольствия ей доставляло пройтись по соседям, насобирать красивых баночек, ниточек, каких-то фантиков, а потом раскладывать свое богатство и любоваться им.
Бабушка научила девочку вышивать. Людмила хорошо рисовала, расписывала доски, пробовала делать бусы. Искала себя в творчестве, как и многие из нас. Она ходила в художественную школу, но была смелой ученицей – посещала только те занятия, что нравились, а вот лепку игнорировала. Именно поэтому она так и не получила заветную для многих «корочку». Хотя… унесла она оттуда гораздо более ценное – знания.
Нельзя сказать, что дальше жизнь ее радовала и баловала. Остается только удивляться, как эта скромная и тонкая душа вообще смогла выстоять и выдержать. Одна поднимала ребенка, на руках была еще тётя – инвалид детства. Последние 15 лет своей жизни тётя не выходила из дома. Женская доля Людмилы тоже как-то так и не сложилась…
Возможно, именно поэтому большая часть ее произведений несёт философскую мысль и какую-то надрывающую сердце грусть.
Её жизнь, её любовь к созерцанию (которая шла еще от тех детских баночек-фантиков), похоже, и привели Людмилу к цветочкам и листочкам.
Людмила Борисовна работала в центральной научно-технической библиотеке. В 1983 году ее коллега решила засушить цветы и сделать открытки. Людмила Борисовна подключилась к этому занятию и вскоре начала делать различные композиции. Женщина уже давно забросила это увлечение, а вот Людмилу творчество увлекло надолго.
Уже в 1985 году она начала активно участвовать в различных выставках, а в 1995 году ей присвоили звание Народного мастера Украины.
Не замечаете удивительных «случайностей»? Сначала солдат-еврей, потом женщина с гербарием… На самом деле таких «случайностей» было очень много, и Людмила Борисовна с благодарностью рассказывает об этих людях. Они словно направляли ее на нужную тропинку, указывая путь и пропадая в толпе.
Так случилось и с Зоей Тищенко, которая в начале 90-х годов появилась в жизни Людмилы и принесла ей книгу, привезенную из-за границы. Красочная книга с глянцевыми страницами английской флористки, которую звали Joanna Sheen, произвела на Людмилу Борисовну неизгладимое впечатление, и она, набравшись мужества, написала ей письмо. Именно эта женщина рассказала ей о зарождающемся обществе флористов IPFAS в Японии.
Людмила написала письмо главе этого движения, показала свои работы и уже в 1998 году была приглашена в Японию на первую международную конференцию по прессованной флористике. Со следующего года в Японии стали проходить ежегодные международные конкурсы. Лучшие работы в стиле ошибана выставлялись в огромном выставочной центре в городе Йокогама. Потихоньку к этому конкурсу присоединились и ее друзья-флористы из Донецкой области, а с 2009 года и из других областей Украины, а затем и России.
Благодаря еще одной «случайности» в 2006 году выходит знаменитая в среде флористов книга Людмилы Белецкой «Креативные картины из природных материалов». Именно эта книга стала отправной точкой, началом нового пути и новой жизни многих флористов. Именно эту книгу благодарят десятки, а может, и сотни человек..."
Добавлю, что несколько лет спустя Людмила Борисовна издала вторую книгу -- "Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев", которая также стала настольной книгой для многих начинающих художников - флористов.
За десятилетия творческой работы Людмила Белецкая создала очень много картин в технике ошибана, каждая из которых заставляет зрителя подолгу смотреть на произведение, раздумывать о судьбах мира, о собственной судьбе, постигать философичность работы, удивляясь оригинальности и неповторимости каждой детали.
Посмотрим и мы на картины художницы.
Есть у художницы картины, которые "расшифровать" не так уж трудно -- замысел, что называется, лежит на поверхности. Как, например, в картине "Карандаш флоры".
А есть такие, замысел и суть которых порой не ясны даже самому автору. И в этом явно какая - то мистика. Я читала отзывы почитателей таланта Л. Белецкой в одной из популярных соцсетей. Под фотографией картины "Мыслеформы" люди живо обсуждали, сколько же лиц изображено на этой картине. Кто - то насчитал аж 17... Спросили у самой Людмилы Борисовны, опубликовавшей это фото своей работы и принимавшей участие в обсуждении. И что бы вы думали она ответила? А вот что: "В этой работе не было определенного первоначального замысла, все как-то проявилось потом, в изгибах, все образы вылезли сами по себе..."
Выходит, рукой художника рисует сама природа?
И для этого ей, природе, нужна порой лишь небольшая горстка сухих листьев. Сама Людмила Борисовна сфотографировала материал, который использовала, например, при создании картины "Последний полёт бабочки". Вот этот материал:
А вот что из него получилось.
"Когда б вы знали, из какого сора..." (А. Ахматова)