"...Что пророчит нам Судьба? Дай ответ мне чёткий!
Да безответно холодна сталь морской волны.
Господь Бог давным-давно утвердил все сводки -
никуда не денешься из подводной лодки..."
© "Никуда не денешься". Кавер-версия Юрия Козлова. Автор музыки и первоначального текста - Иванов Сергей Александрович ("Морячок"). (*)
Этот рассказ даётся мне нелегко... Я одно время, выйдя в запас (на пенсию), решил:
-"Может хватит уже?! У тебя новая, гражданская жизнь, особо (кроме семьи, конечно) не ограниченная наконец никакими рамками и запретами?".
Но... не отпускает... никак не отпускает, хотя и вспоминается всё реже и реже, по ночам сны про службу прекратились практически полностью, новые дела и заботы затягивают паутиной ежедневной суеты. А порой, внезапно, кааак... ****ь, нахлынет!! И я осознал, что я неправ. В корне неправ. Теперь я думаю несколько по - иному.
Разве можно забыть и не любить судьбу, какой бы она не была?!! Судьбу - это чтобы потом, несмотря ни на что, с гордостью вспоминать:
-"Это моё! И никто никогда этого у меня не отнимет!"
Поэтому рассказ так и называется. Сверху картина Олега Вячеславовича Юдина из города Северодвинск, изображающая подводную лодку проекта 658М в открытом море. Возможно, это К-149...
Сразу честно скажу, что моё распределение по выпуску я с отцом специально не обсуждал. А его рекомендации по службе на атомных подлодках вообще мной всерьёз не принимались. Я хотел пойти служить в службу радиационной безопасности (СРБ). Завораживали изучаемые приборы, обсчёт проб, "пики" на экране, по котором можно было определить тот или иной радиоактивный элемент. Но поскольку я изведал Гремиху стажировкой в бригаде ОВР*а, оттуда мне и был направлен вызов на должность флагхима в сию достойную организацию. И, естественно, ОК (кадры) училища имени Никого изготовили мне туда предписание.
А я даже на торжественном прохождении по случаю выпуска не присутствовал. На выпуск из родни ко мне никто не прибыл и мне сей ритуал был не интересен. Получив кортик и погоны, я стоял четвёртым в очереди в кассу за получением денежного довольствия. Но тут слепая судьба подставила подножку: справка из библиотеки отсутствовала. А для её получения необходимо было докупить книжки, "утерянные" мной по просьбе старшего товарища за 800 аж (!!!) граммов чистейшего "шила". Кто не изведал перестройку и горбачёвщину, меня не поймёт. Ну так вот метнулся я в книжный магазин, а он… закрыт. Дело было в пятницу, и я махнул рукой на это дело, решив устроить повторный заход с понедельника. В понедельник с утра прикупив книжки и получив заветную справку я стал обладателем 500 рублей (А то! На Cевера распределялся, не хухры – мухры). В ценах 1989 года это была приличная сумма. По дороге я уже получил всю интересующую меня информацию от однокашников (моё место занято, но по ТОФ*у план выполнен). Лениво получив "втык" от замначфака по учебной части капитана 1 ранга Браславского (кличка "Конь"):
-"А что это Вы "по гражданке"?"
и вяло отбрехавшись:
-"А я теперь лейтенант и имею право!",
я прибыл в святая святых - отдел кадров.
Кадры правда решают почти всё, и впоследствии я неоднократно имел возможность в этом убедиться на собственном опыте, но тут меня ждал серьёзнейший прикол. Сразу скажу, что роль в определении моей дальнейшей судьбы однокашника отца, занимавшего не последнюю должность в кадрах ВМФ аж в Москве, я так и не выяснил. Но ему, как и моему Бате - спасибо! Я говорю это искренне и от души, поскольку мне за годы моей службы есть что вспомнить. Есть чем гордиться. Есть что ненавидеть. А (Боже упаси!) начав лейтенантом и отслужив 20 календарей "офисным планктоном" в погонах на каком - нибудь складике, либо базе хранения; я возможно, и сохранил бы кучу здоровья и нервов, но это не моё. Надводные же корабли, как я указывал выше, не рассматривались в принципе.
Начальник отдела кадров училища был только назначен, на его свеженьких погонах ярко блестели две большие новёхонькие звёздочки и пребывал он в благодушнейшем настроении (понедельник же уже, это на выходные "телефоны раскалялись"). Предъявив мне предписание, он спросил:
-"А вы в курсе, что Ваше место занято?".
-"Так точно!".
-"И… что мы будем делать?".
-"Прошу Вас назначить меня в распоряжение ОК КСФ, так как план по ТОФ*у Вы выполнили!".
-"Откуда знаешь?".
-"Разведка своих источников не выдаёт, товарищ капитан 2 ранга!".
-"Молодец! Нравишься ты мне, лейтенант!".
Хозяин кабинета вызвал машинистку и отправил её перепечатывать предписание, а меня попросил стрельнуть пару сигарет. Стрельнув у таких же охламонов как я (в очереди в кабинет было негусто) две "Ту – 134", я протянул их капдва.
-"Неееет, а сам?".
-"Я не курю".
-"Ничего не знаю, окажи уважение!".
Пока машинистка трудилась, я закурил, закашлявшись после второй же затяжки, и получил команду "Отставить!". Мне был задан дежурный вопрос:
-"Вопросы, просьбы, пожелания есть?".
И тут меня понесло (а может и повело – я реально не курил, а затянулся нехило). Я послушался интуицию (всё же так неплохо складывается!) и попросил две недели дополнительного отпуска:
-"Вы знаете, я же с Баку, а там ведь… стреляют".
Капдва буквально застыл от удивления, но внезапно громко рассмеявшись: -"От наглец! А ведь молодец, чёрт побери!", с удовольствием воспользовался своей властью и позвонил машинистке.
Достаточно послужив, я и сам делал приятное при случае подчинённым мне людям не раз и не два – а почему бы и нет? Человек тебе симпатичен, у тебя хорошее настроение, да и, в конце концов, это тебе ничего не стоит?!! Пришла машинистка. Я получил предписание, фразу одобрения и вопрос:
-"А что со старым бланком предписания делать будем? На память возьмёшь?".
-"Никак нет, предлагаю уничтожить!".
-"Умница, лейтенант!".
Перечёркнутое предписание было порвано и полетело в мусорную корзину. Я получил новое предписание, пожелания всего самого наилучшего, 12 лишних суток отпуска, и в припадке радостного возбуждения убыл в ротное помещение, попрощаться с командиром и заодно забрать кое - что из формы (а получили мы по вещевому аттестату шмоток немерено). Сычев Александр Васильевич дал мне пару советов, а после слов напутствия прибавил:
-"Женя, а я решил было даже тебе помочь с распределением, а ты, оказывается… "
- ("...блатной"? - да уж, конечно! ;).
Неопределённо улыбнувшись командиру, я поблагодарил его (а было за что - за два с половиной года научил он нас, балбесов, жизни и службе) и убыл в самостоятельную офицерскую новую и неизвестную мне жизнь.
Но сначала был отпуск. Офицерским этот отпуск не считается, хотя у тебя уже погоны лейтенанта, и полагаю, это правильно. Билеты на самолёт в Баку пришлось сдавать, по почти истерическому требованию леди И. Ненавижу смотреть, как женщины плачут. На этой теме и вообще из - за своей мягкотелости в отношениях с женщинами я и потом не раз горел. Ну нельзя их ставить на пьедестал, пылинки сдувать и почти обожествлять, посвящая им стихи и творя прочие глупости. Портит их это дело. Прямо на глазах. Согласен, может мне не те женщины по жизни встречались. Не оценили и не разглядели (уже самому смешно, я слишком самокритичен). Но это моё (выстраданное) мнение и с него я уже не отступлю. Да и Бог с ними. Без них скучно, а с ними потом грустно местами. Речь не об этом. Так вот, обменяв билет и получив несколько классных дней и ночей взамен, я расстался с леди И. по - хорошему (-"Ну не хочешь жениться - и не надо").
Прибыл я в Баку кружным путём: Севастополь - Астрахань - Тбилиси на поезде с пересадкой и потерей свежекупленных белых фирменных итальянских кроссовок. ЯК - 40 из аэропорта Тбилиси долго не хотел взлетать, но в результате, заявившись домой в несколько помятом виде и обутым в чужие тапочки - вьетнамки (подарила сердобольная проводница), я кое - что окончательно понял. Первое - за все удовольствия в жизни приходится платить. Второе - счастливый (и везучий) я всё - таки человек (деньги - то не спиз… пардон, не скоммуниздили). Пообщавшись чуток с бакинскими друзьями - товарищами, я улетел в Оренбург. К бабушке.
Анна Васильевна! Ты прости меня за всё, если сможешь...
Ведь теперь, только теперь я понимаю: ты была единственной женщиной в моей жизни, которая меня по - настоящему любила… Ведь любят, конечно, не за что - то. Но чтобы так беззаветно, преданно, искренне! Мои два охламона осчастливить меня внуками не спешат, и я уже морально готовлюсь уйти, так и не став дедушкой. Впрочем, это меня не сильно беспокоит. Я к тому, что понять как сильно можно любить внуков мне, скорее всего, не дано.
Нуууу воооооот… развёл сопли, скажете Вы. Пусть так. В конце концов воспоминания - то мои? И без отступлений (скачков) в сторону я рассказывать не могу, не умею, да и не буду.
...
А в Оренбурге был день ВМФ, который, как известно, летом. Вот я и решил гульнуть в ресторации! Да ладно, не смейтесь - у меня всегда особое отношение к праздникам. Может быть потому, что праздновать по - настоящему редко получалось. Когда были деньги - не было времени. Потом с точностью до наоборот. И ситуация менялась туда - сюда постоянно, всю мою жизнь. Ведь праздновать это не тупо нажраться, разве это праздник? А вот пообщаться с людьми по - хорошему, закусить обстоятельно вкусненьким, песни потом поорать (а Вы как думали!), вытворить чтой - то такое - этакое, либо вляпаться в очередную историю - вот это даааааа! По нашему, от души и запоминается надолго.
Так вот, прогулялся я до стоянки такси у железнодорожного вокзала и обратился к первому в очереди, как заведено. Всё было замечательно и день солнечный, и настроение приподнятое, но не учёл я одного - в стране перестройка! И, ать их за ногу, местные "слуги народа" решили прогнуться (хотя об этом их никто не просил) - взяли, да… отменили работу всех ресторанов в воскресенье! Чтобы народ на трезвую голову в понедельник на работу шёл!! Ну, ****ь, инициатива власти на местах на протяжении всей жизни доводила меня до бурного и продолжительного эмоционального оргазма!!! Но тут - то что делать?!
Выматерившись вволю, я по просьбе таксиста разрешил досадить в такси ещё трёх скучающих девушек. Объездив ещё три ресторации и попутно перезнакомившись, мы поняли, что сегодня отдохнуть культурно не судьба. Но разве когда постановления и решения заботливой партии и мудрого правительства по - настоящему страждущего останавливали?!! Таксист Гена предложил устроить сабантуй у него дома. Мол и брат у него есть, три на три всё по честному! Девушки пожеманничали немного для приличия и согласились. Оставив их под присмотром "маленького братика" (лет 40 и всеобщий хохот) мы с Геной заехали ко мне домой за водкой. Да привёз. Да из Баку. Да с печатями ресторана на русском и азербайджанском языке. Я уже упоминал, что по молодости был неленив и запаслив. Забыл упомянуть, что познакомив с братом Олегом, Гена сказал дамам:
-"А чтобы не было скучно, Вы тут тогда приборку пока сделайте!".
Дамы обалдели, дружно рассмеялись, но сделали. Я всегда говорил, что нашу Русскую Женщину, когда она настроена отдохнуть и расслабиться, хрен чем удивишь. И фиг остановишь. Поэтому водка с почётом прибыла в свежевымытую кухню к накрытому столу. Оренбург город небольшой (и очень уютный, надо сказать) поэтому вся подготовка операции к сабантую на улице Комсомольской заняла намного меньше времени, чем экскурсия к закрытым дверям ресторанов. К столу был подан ещё "Токай" двух сортов: красненькое и беленькое. Через часок - другой, когда в частном доме гостеприимных братьев начались танцы, дамы искренне сказали: -"И на*** нам был нужен этот ресторан?!!". В чём их я искренне поддерживаю. Когда же наступила финальная часть сего марлезонского балета, я поначалу подсел к леди К., трезво оценив свои силы.
Но выбирает всегда женщина, поэтому прибыв после "звонка по большому белому телефону" (перекроенная и опошленная мною фраза из романа Конецкого) я увидел, что подружки поменялись местами и рядом со мной оказалась леди Т., самая молодая и симпатичная. И далее всё у нас получилось, нам было хорошо и весело все две недели встреч. Прощаясь, я с удивлением узнал, что Т. замужем, и навсегда запомнил брошенную ей фразу:
-"Запомни, Женечка, мы не куклы. Мы живые!".
Добавить к этому мне ровным счётом нечего. Этим безусловно приятным, хотя и несколько грустным, воспоминанием закончился мой отпуск и моя беззаботная жизнь. Беззаботная - потому что все тревоги, переживания и душевные метания оказались ничтожными по сравнению с тем, что ждало меня впереди.
А впереди, уютно затаившись на акватории судоремонтного завода - "гиганта" ВМФ №10 ("Штиль" в просторечии), меня ждала Моя Первая Лодка. Лодка - как женщина. Её любить надо. Тогда и у тебя всё будет хорошо. Ну а ежели не твоё это - уходи (если сможешь), не мучай себя, её и окружающих. Мне абсолютно наплевать, кто что думает по этому поводу. Люди разные. Мировосприятие тоже. Я про себя говорю и за свои слова отвечу перед Богом, чертями, людьми и кем угодно, если будет такая надобность.
17.05.2020
.
Сноска:
(*) Вот и всё, что мне удалось узнать об авторе кавер-версии куплета песни, вынесенной в эпиграф:
.