Атмосферный литературный музей, одна из немногих усадеб к северу от Санкт-Петербурга, чудом сохранившаяся до наших дней — мыза Приютино.
От административной границы города по «Дороге жизни» нужно проехать всего 6 км.
В начале XIX века расстояния выглядели иначе:
«Есть дача за Невой,
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близь Парголы крутой…….
Но мы забудем шум
И суеты столицы,
Изладим колесницы,
Ударим по коням
И пустимся стрелою
В Приютино с тобою.
Согласны? – По рукам»
/К.Н. Батюшков «Послание к Тургеневу»/
В 1795 году Алексей Николаевич Оленин (09.12.1763-29.04.1843), заплатив из приданого жены Елизаветы Марковны Полторацкой 3000 рублей ассигнациями, купил у барона Густава Фридрикса 766 десятин пустопорожней земли на берегах реки Лубья.
Мало кому известная речка впадает в Охту и имеет два официальных названия:
- первое «Лубья», более древнее историки связывают с неким Лубиком, чья мельница находилась в верховьях;
- второе «Луппа», по легенде возникло в Петровские времена, когда на Охте располагались Пороховые заводы. Для работников по берегам реки устроили бани и места для наказания розгами. Провинившихся пороли так, что кожа начинала трескаться («лупиться»). Именно от слова «лупить» Лубья в районе Ржевка — Пороховые получила второе имя.
Не знаю, замечен ли А.Н. Оленин в жестоком обращении с крепостными? Надеюсь — нет.
Он считался человеком всесторонне образованным, знатоком и собирателем культурных артефактов, историком, археологом, художником.
Впрочем, в Петербургском обществе ходили слухи, что до 18 лет юный Анатоль был «величайшим невеждою» и Денис Иванович Фонвизин «списал» с него Недоросля. Когда Оленин узнал себя в образе героя пьесы он от стыда взялся за учебу.
Запланированную родителями военную карьеру молодой человек променял на занятия искусствами.
И достиг немалых успехов: в 1786 г. стал членом Российской академии; в 1811 г. получил назначение на пост директора Императорской Публичной библиотеки; в 1817 г. Занял должность президента Академии художеств.
Строительство усадьбы Приютино началось в конце XVIII века. Равнинный участок расчистили; реку Лубья перекрыли платиной, благодаря чему образовался живописный ландшафтный пруд.
5 сентября 1806 года состоялся первый большой театрализованный прием в честь хозяйки. Праздник отмечали ежегодно. Сейчас традиция возрождается.
В течение следующих лет на территории мызы появились: еще один господский дом, 26 хозяйственных построек, две оранжереи, погреба, ротонды, беседки и великолепный парк.
Вряд ли найдется русский творец, современник Оленина, который не гостил бы в «приюте, любовью муз согретом».
Здесь бывали: Гавриил Романович Державин, Александр Сергеевич Грибоедов, Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Михаил Иванович Глинка, Карл Павлович Брюллов.
Николай Гнедич посвятил Елизавете Марковне Олениной оду:
«Еще я прихожу под кров твой безмятежный,
Гостеприимная Приютинская сень!
Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний,
Твою приютную всегда любивший тень»
Милый сельский уголок стал свидетелем страстной любви Александра Сергеевича Пушкина к 17-летней Анне Олениной.
Летом 1828 года поэт просил руки молоденькой очаровательной фрейлины императорского двора, но получил родительский отказ.
«Теперь я бесприютен», — говорил Александр Сергеевич друзьям.
От несостоявшейся женитьбы нам осталось два вечных литературных шедевра - «Ты и Вы» и «Я Вас любил...»; последнее Пушкин собственноручно записал в альбом Анны.
Баснописец Иван Андреевич Крылов проживал на мызе в маленьком домике, называемом «Крыловская келья».
«Существует следующий анекдот про Крылова: когда он жил здесь на даче, приезжает к нему раз граф Хвостов со своей одой, посвященной ему, под названием «Певцу соловья». Узнав, что Хвостов приехал, Крылов с гостями не впускают его в залу, пока он не внесет в качестве члена общественные издержки 25 рублей. Граф просит позволения прочесть оду свою.
- Сколько строф? — спросили его.
- Двадцать, ответил он и начал читать.
Только что он окончил первую строфу, как раздались рукоплескания. Он хотел начать вторую, но ему не дают и все аплодируют. Граф сконфузился. Один из гостей объяснил, что когда при чтении аплодируют, то читающий должен, по уставу, купить бутылку шампанского и потчевать слушающих. И так, двадцать строчек стали его сиятельству 200 или 300 рублей» /Пыляев М.И. «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» 1889 г/
В начале XIX века Приютино славилось праздниками, театральными постановками, творческими вечерами.
Принадлежность к «Оленинскому кружку» служила признаком одухотворенного жизненного уклада, в последствии названного «русской усадебной культурой» - полезное проведение досуга и почтительная манера общения в простой домашней атмосфере.
На мызе все располагало к творчеству — теплый цвет фактурного кирпича, темная гладь пруда, зелень вековых дубов.
Парк, окружающий усадьбу, и теперь очень хорош. Старинные деревья дарят фитонциды и прохладу.
Следуя традициям, летом выступают артисты. Мы послушали концерт сирийской народной музыки.
Уходя на войну 1812г., сын Алексея Оленина Николай посадил в парке дубок. 20-летний прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка погиб под Бородино, вскоре и деревце засохло. Безутешные родители установили на этом месте памятник-кенотаф (Николая похоронили на Бородинском поле) с эпитафией Гнедича:
«Вот здесь семья берез, нависших над водами,
Меня безмолвием и миром осенит;
В тени их мавзолей под ельными ветвями,
Знакомый для души, красноречивый вид!
При нем вся жизнь, как сон, с мечтами убегает,
И мысль покоится, и сердце здесь молчит.
И дружба самая здесь слез не проливает:
О храбром сожалеть ей гордость запретит».
От обелиска осталась только малая часть.
После смерти Елизаветы Марковны (1838 г.) Алексей Николаевич решил продать Приютино.
Кроме живописного английского парка у Олениных было хозяйство: коровы костромской породы, лошади, немного сельскохозяйственной земли, теплицы и 38 человек крепостных. Молоко и его производные, цветы, ягоды-фрукты-овощи отправляли на продажу.
Однако дохода поместье не приносило.
Разоренную мызу выкупил доктор Фердинанд Матвеевич Адамс, поклонник сельскохозяйственных новшеств.
«Приют муз» превратился в молочную ферму; «Крыловская келья» — в овощехранилище; цветы в оранжереях уступили место овощам.
Собственно, до середины XX века усадьба так и существовала - в виде скотного двора и коммунальных квартир для колхозников в бывшем господском доме.
В 1960 году Приютино вошло в реестр памятников культурного наследия республиканского значения.
Ремонт и подготовка музейной экспозиции началась в 1971 году.
Как видно, 50 лет оказалось явно недостаточно, конца — края не видно.
Сейчас можно осмотреть 10 комнат в главном доме:
Воссозданы интерьеры гостиной,
малой гостиной,
кабинета,
спален хозяина и хозяйки,
жилых комнат 2-го этажа.
Многие личные вещи, гравюры, книги, портреты передали музею прямые потомки Олениных.
Несмотря на незаконченную реставрацию заглянуть в небогатый дворянский особняк с выдающейся историей, прогуляться под сенью вековых деревьев интересно, полезно, приятно.
Не стоит забывать — радушие хозяев, геометрически выверенные домики из красного кирпича, разнотравье берегов Лубьи - дарили вдохновение выдающимся русским поэтам, писателям, композиторам, художникам.
С надеждой на возрождение…
#санкт-петербург #усадьбы #пушкин #музей-заповедник