О Лизе дель Джокондо написано столько книг, рецензий и научных статей, что впору создавать отдельную библиотеку. Произведение итальянского художника, учёного и изобретателя гипнотизирует, притягивает и влечёт.
Обычный заказ
Портрет госпожи Лиза Герардини заказал художнику её супруг — Франческо дель Джокондо. Казалось бы, обычный заказ. Однако гений увлёкся настолько, что писал портрет целых четыре года. К моменту начала написания Леонардо был 51 год, а натурщице — 21. Он везде носил картину с собой. Работал специалист с лупой, нанося мазки от 1/20 до 1/40 мм. Приходилось работать не менее трёх часов в день! А на выходе получилась картина размером 77×53 см.
Нечёткие границы
Да Винчи изобрёл технику в изобразительном искусстве, которую теперь называют сфумато. Крохотными мазками он достигал эффекта размытости, что по его разумению помогало отобразить проникновение одного предмета в другой. Как в жизни! Почти прозрачной краской художник нанёс более тридцати слоёв. Распознать каждый из них можно только под микроскопом. Чтобы отработать технику, гений окуривал дымом помещение, а потом выискивал в нём границы объектов.
Идеальные пропорции
Макушка, нос и подбородок Моны Лизы — стоят на одной чёткой линии, а соотношение длины и ширины здесь — идеальное. Специалисты называют этот принцип золотым сечением, ведь эстетическая привлекательность передаёт в мозг зрителя положительно-заряженные импульсы. Лиза Герардини стала олицетворением математического явления — «наилучшее в своём роде отношение частей и целого».
Смещение акцентов
Особенности изображения линии горизонта сумели оживить картину. Слева от Моны Лизы линия ниже, чем справа. За счёт этого зритель воспринимает левое плечо более высоким, чем правое. Тот самый эффект «наклонения» портрета. И ещё одна деталь: с правой стороны художник сильнее смешал волосы с горизонтом, а с левой — сделал границы чётче. Это создаёт иллюзию того, что с одной стороны Мона Лиза ближе, а с другой — дальше.
К доске!
Мировой шедевр нарисован вовсе не на холсте. Только итальянские художники остались преданными древнегреческой традиции писать картины на дереве. Из-за того, что Да Винчи выбрал не лиственницу, а белый тополь, Мона Лиза перестала путешествовать по миру. На основе произведения уже пошли трещины. Во избежание рассыхания материала, температуру в Лувре поддерживают специальные устройства стоимостью 7 млн $. Не каждый музей обеспечит такой микроклимат.
Распознавание эмоций
Улыбка Джоконды по сей день является предметом споров. Дело в том, что она видна только в том случае, если созерцатель концентрирует взгляд на глазах Моны Лизы. Как только взор опускается на губы, улыбка исчезает, а рот кажется печальным. Подойдя ближе к картине, человек видит выражение скромности на лице, а по мере удаления от неё, лицо преображается, расплываясь в улыбке. Маргарет Ливингстон из Гарварда утверждает, что это — хитрый обман зрения.
Поставь автограф!
Ни черновиков, ни даты, ни подписи, указывающих на авторство Леонардо да Винчи, на картине не было. Лишь при компьютерном увеличении обнаружили, что в правом глазу портрета имеются крошечные буквы «LV». Это напрямую указывает на имя автора. Кроме того, на картине было обнаружено несколько двоек и число «72». Которое, возможно, относится к дате создания моста Понте Гоббо. Историк Карла Глори считает, что на фоне изображён именно он.
Выставочные галереи
Это сейчас знаменитый на весь мир шедевр имеет собственную резиденцию в Лувре. А король Франции Франциск I приобрёл её за 4000 монет, что было баснословной суммой по тем временам. Только место для размещения было самым что ни на есть — неподобающим. Со всеми своими приближёнными и послами других государств правитель встречался в бане в Фонтебло. Именно здесь он и разместил Мону Лизу!
Неуязвимость высшей пробы
Сколько раз покушались на картину… Не сосчитать. Её даже умудрились украсть из Лувра. Причём сделал это работник музея. А в 2022 году мужчина пытался разбить защитное стекло, но потерпел неудачу и лишь измазал его тортом. В 1956 посетитель швырнул в Мону Лизу камень. Серьёзного ущерба не принёс, однако «травма» всё-таки осталась — незначительное повреждение краски. В 1974 дама распылила красную краску вблизи картины. Но каждый раз Джоконда оставалась целой.
До обморока доведёт
Сотрудники музея уже давно не удивляются эффекту Мона Лизы. Пристально вглядываясь в портрет, некоторые посетители теряют самообладание. Что говорить, сам Леонардо да Винчи обзавёлся массой недугов, пока писал её. А в XIX веке французский писатель Стендаль так залюбовался Джокондой, что упал в обморок.
Сотрудники Лувра утверждают, что Мона Лиза темнеет лицом, когда в музее мало посетителей. И, наоборот, становится ярче, когда их много!
———
С вами был «Эпос Клио».