Найти в Дзене
Грани преодоления

ЗАРИСОВКИ И НАБРОСКИ С НАТУРЫ

Обращаясь к изучению наследия того или иного выдающегося художника, мы, помимо законченных капитальных произведений и этюдов, встречаем у каждого из них
большое количество альбомов и альбомчиков, заполненных различными зарисовками и набросками. И когда мы более подробно ознакомимся и с характером и с содержанием этих набросков и зарисовок, нам станет ясно: все они в сущности отображают то, что остановило внимание художника в окружающей его жизни, с чем встретился он вне стен своей мастерской.
Тут портретные зарисовки современников, группы людей, уличные сцены, наброски животных, зарисовки пейзажного характера, фрагменты архитектуры и многое, многое другое. Иногда это зарисовки более или менее проработанные, иногда это только штрихи, пометки,
понятные лишь самому художнику, но, очевидно, для него важные
и необходимые.
Подобно тому как писатель никогда не расстается с блокнотом, туда записывает он и разговорную речь и отдельные слова, свои наблюдения типов и характеров заинтересовавших его людей, — так же не можем мы представить себе подлинного художника без стремления к изучению жизни, без альбома, куда заносит он все, что привлекает его взор и внимание в явлениях «быстро текущей жизни».

Сколько таких альбомов оставили нам А. Иванов, Репин, Серов. Большой интерес представляют дорожные альбомы пейзажиста Ф. Васильева, успевшего за свою короткую жизнь сделать множество превосходных зарисовок и набросков. Мы знаем альбомы и многих
других художников. -Трудно переоценить все значение зарисовок, набросков и рисунков с натуры в работе как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Некоторые люди обладают прекрасной зрительной памятью, но, даже хорошо запомнив увиденное, «держа его в голове», нелегко, а подчас и невозможно воспроизвести на бумаге все разнообразие натуры. Сколько новых, неповторимых явлений возникает
перед нами каждый момент!
Что же делать художнику, если его взволновало и захватило развертывающееся перед
ним событие во всем богатстве зрительных впечатлений? Очевидно, необходимо делать за-
метки, зарисовки, наброски как с натуры, так и по памяти и воображению. Это будут портретные зарисовки, наброски животных, предметов обихода, да
всего и не перескажешь. Зрительные впечатления постоянно
должны фиксироваться изобразительными средствами и в различных материалах, «На улицах (всегда группировку людей наблюдал,— говорил Суриков.— Приду домой и сейчас зарисую,
как они комбинируются в натуре. Ведь этого никогда не вы-
думаешь. Случайность приучился ценить» .

-2

Но недостаточно попробовать и даже потренироваться в работе над наброском. Надо много преодолеть, чтобы овладеть умением свободно передавать свои наблюдения и замыслы в набросках, зарисовках, эскизах и, в конечном счете, в законченном рисунке или картине.

Необходимо, однако, твердо запомнить, что дается это художнику на основе длительного изучения натуры, приобретения знаний и навыков, постоянных упражнений в рисунке и живописи.
Набросок имеет свои особенности, отличающие его от рисунка.
Набросок дает возможность выразить первое впечатление от
натуры во всей ее неповторимости; задачей рисунка будет закрепить,
уточнить проработать форму, сохраняя свежесть первоначального
впечатления.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#Наброскизарисовкипейзаж