Найти тему
БИСКИД

Концепция создания ГИС "Цифровая Летопись России"! Часть 2.

Первую часть концепции можно изучить здесь.

4. Базовые режимы и процессы ГИС "Цифровая летопись России".

Разумеется, при разработке операционного блока предлагаемого электронного ресурса ГИС «Цифровая Летопись России» (Далее коротко – «ЦЛР»), пакета операционных интерфейсов (board-book) различной глубины погружения, появится много различных меню и опций по удобному пользованию системой. Но для подготовки ТЗ (Технического Задания) в качестве базовых возможностей системы ЦЛР будут предусмотрены следующие режимы и процессы:

1. Поиск по названию исторического события. Это наиболее распространенный поиск, должен быть гибким и реагировать на различные комбинации и падежи слов в базовом тэге. Например, «Отечественная война 1812 года». Набор такого события сразу выдает календарный ТАЙМЛАЙН (ось координат времени), с датами начала и окончания события. При нажатии на дату начала события выводится один или перечень документов, подтверждающих именно эту дату и именно это событие. Документы выстраиваются в порядке приоритета (цветовая шкала), в соответствие с которой можно сразу нажать ссылку на любой из них и перейти в каталог конкретного документа. В этом каталоге есть ссылка на скан той страницы документа, в котором указано данное событие, а также все вспомогательные ссылки: на документ в целом в нередактируемом формате, на перевод, на перерасчет времени, на географическую верификацию события, на паспорт документа из государственного архива!

2. Поиск по дате исторического события. Поиск по дате исторического события ведется на основании вода даты и фильтра отбора документов по алфавиту. Разумеется, фильтр позволяет отобрать только чистые события (т.н. Зелёные документы), только опосредованные документы (т.н. Желтые документы), только литературные документы (т.н. Красные документы). Также фильтр может давать любую выборку из названных документов и выдавать аналитические отчеты о наличии и количестве источников. Кроме того, на основании анализа соотношений всех видов документов может быть получен отчет о степени достоверности событий на данную дату, а также – по названию события. Если у данного события 1 зеленый документ и 100 желтых и красных документов, можно говорить об 1% вероятности данного события.

3. По исторической личности. Данный отбор сразу формируется в отношении конкретной исторической личности, от документов, подтверждающих его существование вообще, до его дел и участия в других исторических событиях. Данные документы о личностях перевязываются с документами о событиях, как по датам, так и по системам, а значит формируют стройную многомерную структуру исторических документов. Разумеется, реестр стандартизированных событий позволяет делать кроссдокументарное перевязывание всех документов.

4. По историческим социально-экономическим системам (СЭС). Под СЭС мы понимаем любые исторические объединения людей и их сообществ, оставивших след в истории и продолжающиеся поныне. Имеется в виду, что речь идет как о государствах, так и союзах, религиозных структурах, компаниях, сообществах, кружках, партиях и т.п. К таким же объединениям привязывается ТАЙМЛАЙН лидеров и глав данных объединений.

5. По точке на карте мира. Географическая точка на карте также может иметь много наименований и принадлежать разным историческим СЭС, а значит все изменения её состояния должны подтверждаться документами. Тут же выстраивается ТАЙМЛАЙН этой точки от появления исторического места до её нынешнего состояния.

6. По степени исторической вероятности. Разумеется, на все указанные выше основания для анализа может быть много документов. И все они могут быть Красными, т.е. художественно вымышленными. Анализ историчности – это анализ наличия документов и их качества, а значит и возможность реально оценить достоверности исторической хроники в целом.

5. Ключевые тезисы проекта.

Как видно из выше представленного вводного обзора, реализация данного проекта – не тривиальная задача, решаемая в рамках короткого времени, а серьёзная многолетняя работа на благо страны и России и требует не проектного, а длительного стратегического подхода. Реализовать такой подход можно или в рамках специального УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА, или в рамках специального ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, гарантирующего финансирование и поддержку сервиса на 10 лет, как минимум.

Реализация этой инициативы потребует привлечения властных полномочий не только федеральных министерств и ведомств (в особенности министерства образования и государственных институтов исторического наследия), но и активного вовлечения местных и региональных властей, без обязательного участия которых проект может задохнуться. Отсюда можно сделать организационный вывод о том, что реализация проекта потребует серьезного сетевого подхода на основе добровольности, научности и добропорядочности. Вплоть до обязательного вовлечения всех соискателей на ученые степени кандидатов и докторов исторических наук через участие в представленном проекте. Эти и другие критерии успешности реализации проекта попробуем изложить в представленных ниже тезисах.

5.1 Программный государственный подход.

Реализация задачи создания и запуска в работу ГИС «Цифровая Летопись России» возможна только при использовании государственного программного подхода. Программа, в отличие от проекта (в любом случае это проектный подход более высокого уровня) предполагает совокупность отдельных проектов и специальных мероприятий, ведущих к достижению общей цели, к достижению коллективного результата при условии, что каждый проект в отдельности может и не ощущать этой связи. Что это значит? Во-первых, потребуется специальный государственный документ, на основании которого программа инициируется и утверждается бюджет и срок реализации программы в первом приближении (см. ниже раздел). Во-вторых, потребуется руководство программой, работающее на постоянной основе, но отвечающее за достижение веховых целей, а не программы в целом, просто потому, что сроки программы могут меняться исходя из вновь открываемых перспектив. Внутри программы проекты могут быть как целевые, финансируемые из бюджета России, так и цикличные перманентные, финансируемые спонсорами или из иных источников. Наконец, могут быть мероприятия, проводимые соучастниками программы за счет собственных бюджетов с привлечением волонтёров: конференции, семинары, круглые столы, выставки, дни открытых дверей в ВУЗах, выездные археологические сессии и т.п. В общем случае Программа будет включать следующие проекты и мероприятия:

1. Проект разработки ТЗ на программную платформу – специальное ПО, на базе которого будут работать все пользователи ресурса;

2. Проект подготовки НМД и РПД – Нормативно-методологической и разрешительно-правовой документации для организации юридического сопровождения работы и деятельности ресурса ГИС «Цифровая Летопись России»;

3. Проект создания сканов и фотографий «зеленых источников» - это проект массового участия всех заинтересованных сторон, подготовка иных библиотек и Баз Данных для использования в ресурсе;

4. Образовательный Проект подготовки и обучения волонтеров и специалистов, работающих в программе;

5. Проект по размещению и запуску в эксплуатацию программного комплекса и машинно-аппаратного обеспечения для его функционирования и другие проекты;

6. Различные мероприятия, связывающие проекты и всю программу в единый поток.

5.2 Научно-исторический кластер.

Один из проектов программы создания ГИС должен быть передан в ведение Министерства образования и иметь специальную цель – научно обоснованное сопровождение и наполнение системы. Для этого необходимо создать целый пакет документов по мотивации научных работников исторического профиля на работу исключительно в целях наполнения системы ГИС "ЦЛР". Для этого предполагается примерно следующий набор мотивационных условий для участников программы за счет государственных грантов:

1. Подготовленный раздел об источнике исторической информации в полном объеме: о событии, о конкретном лице, о географическом месте, о конкретной исторической СЭС в рамках классификатора ГИС "ЦЛР", с учетом источников всех цветов – это ДИССЕРТАЦИЯ на получение степени ДОКТОРА исторических наук!

2. Подготовленный раздел ГИС о конкретном зеленом источнике, о наборе желтых источников по конкретному событию, лице, месту или СЭС со сбором всех сопровождающих и подтверждающих документов – это ДИССЕРТАЦИЯ на получение степени КАНДИДАТА исторических наук;

3. Участие в подготовке раздела или статьи ГИС ЭРИИИ в соавторстве с аспирантом или докторантом может быть принята как магистерская выпускная работа для магистрантов исторических специальностей.

4. Участие в специальном Научном Совете при Оргкомитете ГИС по верификации источников исторической информации является обязанностью докторов исторических наук и профессоров исторических дисциплин наравне с написанием научной статьи по каждому новому источнику информации. По факту участия в работе такого совета участник вправе подготовить собственную научную статью, включаемую в референц-перечень научного работника.

Это только примеры возможной мотивации и стимулирования все работы научно-исторического кластера России по активному заполнению ГИС "ЦЛР".

5.3 Волонтерство и студенты.

В рамках программы предполагается привлечение волонтёров и добровольных помощников в двух направлениях:

1. Использование студентов в качестве помощников по созданию библиотек источников на базе утвержденной практической методики. Работа строится удаленным образом и может быть принята как научная практика, а также как общественная работа на Центр управления Программой с запись в трудовой книжке о стаже работы, даже после окончания ВУЗа. Иными словами, работа без оплаты может быть записана в трудовой стаж, если она согласована с организаторами программы. Кроме того, важное условие – работать в этой системе могут студенты и выпускники ВСЕХ ВУЗов, а не только исторических факультетов.

2. Второе направление – это участие и организация в мероприятиях Центра управления программой, обеспечение и сопровождение национальных и международных конференций, семинаров, крупных научных мероприятий и выставок, участие в образовательных программах, как тренерского типа (обучение новых волонтеров работе в системе), так и администрирование курсов по подготовке специалистов для ГИС ЭРИИИ.

3. Третье направление – участие в исследовательских и археологических командировках и поездках по сбору и поиску источников исторической информации. Это касается как поездок по российским регионам, так и зарубежные командировки для поиска и получения СКАН-КОПИЙ зеленых источников, желтых или иных иностранных источников, нахождение которых на территории России невозможно. Кроме того, сюда же относится научно-исследовательская работа в архивах и библиотеках по сопоставлению источников.

5.4 Госфинансирование, спонсорство и краудфандинг.

Безусловно такая программа потребует достаточно существенного финансирования, но при столь разнообразной сети соисполнителей и соучастников нет никакого смысла формировать единый централизованный казначейский центр. В составе программы предполагается целый документ – БЮДЖЕТ программы, в составе которого предусмотрены следующие источники и цели финансирования:

1. Финансирование из федерального бюджета: Содержание центра управления программой (ЦУП ГИС) на ежегодной основе на основании утвержденного бюджета на год и финансового плана работы на три года. Оператор финансирования – Министерство НАУКИ и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ или любой его аналог! Бюджет передается в ведение центра правления программой в полном объеме, аудит проводится по завершению отчетного периода. Из федерального бюджета финансируется разработка Платформы и аренда ЦОД (Центра Обработки Данных, например, РАН) для ведения продукта на всем жизненном цикле. Финансирование вполне может осуществляться в рамках программы «Цифровая экономика. Цифровая инфраструктура». Из Федерального бюджета финансируется создание библиотек источников через Госархив и подобные архивные институты.

2. Финансирование из региональных бюджетов: производится по согласованным условиям Программы для работы в региональных архивах и составлению баз данных по ним. Финансирование региональных ВУЗов и научных центров для проведения исследований и археологических исследовательских экспедиций по поиску и анализу источников.

3. Спонсорство. Участие спонсоров для материального и аппаратного обеспечений лабораторий, исследований, обеспечения студентов и волонтеров компьютерной техникой и доступом в Интернет. Кроме того, на основе спонсорских средств возможно привлечение волонтерских ресурсов для сопровождения мероприятий федерального или регионального уровня с дефицитом финансирования.

4. Краудфандинг. Вполне возможен для проведения образовательных и маркетинговых акций по агитации и пропаганде работы программы, по изданию специальных пособий и инструкций, а также по проведению внеплановых акций по продвижению программы.

5.5 Доступ к оригиналам источников.

Открытость исторической информации будет неполной если не предоставлять информации о реальном месте нахождения источника информации, его состоянии физическом и условиях сохранения. Немаловажной представляется информация об истории самого источника, т.е. где и когда был найден или обнаружен, кто и какими методами провел первичную оценки оригинальности и, кто, как и когда проводил повторные проверки по актуализации соответствия источника. Такая информация представляется крайне важной, поскольку ссылки на многие «зеленые источники», которыми могли пользоваться историки и ученые 50-100 лет назад, сегодня не актуальны в силу потери самого источника.

В этом свете, один из важнейших аспектов системы – это организация взаимодействия пользователей системы по возможности изучения оригиналов источников. Разумеется, эта возможность не предоставляется всем желающим, и она, скорее всего, не будет бесплатной для желающих изучать сам оригинал. Но сам факт обеспечения электронного доступа через встроенный в систему механизм (workflow) регистрации и фиксации факта изучения также будет говорить о степени достоверности того или иного автора. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что многие подвижники истории, многие писатели исторического романа и прочие пропагандисты исторической информации сами никогда не видели и не изучали источники, но при этом ссылаются на личную работу над источником. Список всех, кто получил государственной системой регистрации доступ к источнику позволит закрыть эту тему.

5.6 Отношение к СМИ, как к источнику информации.

Большой объем исторической информации, особенно в новейшей истории появился только благодаря СМИ и хранится в соответствующих бумажных или электронных источниках. К счастью, большинство печатных изданий давно оцифровали свои архивы и перевели их на уровень поисковых машин, что позволяет довольно легко найти нужную статью или тему. Безусловно, если информация об историческом событии впервые появилась в СМИ и только потом стала официальной в связи с появлением соответствующего указа или решения властей, то логично ссылаться на это СМИ. В принципе, большинство старинных источников, летописи, сборники, описания – это тоже были своеобразные СМИ, пусть и для ограниченного круга читателей. Именно так появляется большой объем «красных источников», когда авторы исторических описаний просто ссылаются на заметки в газетах и научных журналах. В связи с наличием такой дилеммы представляется обязательной экспертиза СМИ как источников исторической информации по следующим признакам:

1. Упоминание источника в СМИ в отсутствие оригинала источника – «красный источник»;

2. Упоминание источника в СМИ при наличии оригинала источника – «желтый источник»;

3. Сообщение о событии в СМИ в отсутствие иного источника, но при наличии подтверждения и оригинала СМИ – «зеленый источник».

Прочие СМИ могут использоваться в качестве «желтых источников» исторической информации при наличии дублирующих независимых источников по событиям, официальное подтверждение которых так и не состоялось!

5.7 Новейшая история современных исторических событий.

Вопрос использования СМИ одновременно ставит вопрос об использовании иных источников информации о текущих событиях новейшей истории России, которые условно можно разделить на следующие категории:

1. Секретная информация органов безопасности и иных силовых ведомств со сроком раскрытия, который ещё не наступил. Использование таких источников регулируется дополнительными уточняющими постановлениями к правовому акту о создании ГИС "ЦЛР".

2. Электронная первичная информация, в т.ч. хранящаяся на государственных электронных ресурсах и в иных ГИС. Использование таких источников также будет регулироваться специальным постановлением к правовому акту о создании ГИС "ЦЛР".

3. Выявление и появление новых документов к уже описанным историческим событиям. В случае, если в процессе работы над предлагаемым сервером появляется более точный источник информации, решением научного совета при Оргкомитете ГИС производится смена источника по фактору приоритетности c указанием в ленте новостей основного интерфейса. Наличие ленты изменений в ГИС – одно из важнейших условий эффективности сервиса, причем мы предполагаем, что она будет проактивной, то есть сразу можно будет перейти и посмотреть историю изменений конкретного объекта с момента появления.

4. В целях предотвращения конфликтных оценок действующих лиц, политических деятелей современности, должно быть поставлено условие, что в библиотеку исторических событий сервиса входят только события, исторически НЕ ВЛИЯЮЩИЕ на современный ход событий, не оказывающие политического, экономического или иного воздействия на современное поколение живущих людей. Та же позиция выполняется в отношение ныне живущих деятелей и лиц, участвующих в политической жизни и деятельности. Лучшее условие внесения в базу – 10 лет со дня смерти конкретного исторического персонажа, деятеля или лица. Оказавшего влияние на ход исторических событий. Оценку возможности внесения тех или иных лиц и событий в ГИС "ЦЛР" также осуществляет специальный научный совет при центре управления программой, в который входят утвержденные Президентом лица.

5.8 Взаимодействие с международным историческим сообществом.

Большой объем исторических событий, происходивших в России связан с первоисточниками, находящимися за рубежом. Работа с такими первоисточниками может выстраиваться в нескольких ключевых трендах:

1. Партнерское предоставление информации о первоисточниках всех цветов со ссылкой на паспортную информацию об источнике, разрешение на его использование и перевод. Безусловно, это самый простой и самый лучший сценарий сотрудничества, в ответ на который, партнер может получить некие эксклюзивные аддитивные права на работу с ГИС "ЦЛР".

2. Использование данных открытого доступа из международных электронных источников со ссылкой на местонахождения и со скачиванием скана изображения на собственный сервер. Если подтвердить точность такого документа и его первичность или приоритетность невозможно в официальном порядке, такой источник относится к категории желтых, вплоть до появления официального подтверждения владельца документа.

3. Направления официального запроса потенциальному зарубежному владельцу документа с просьбой исследовать, описать и оцифровать первоисточник, нотариально подтвердить соответствие электронной копии оригиналу и внести в библиотеку источников (может быть даже платно). Разумеется, такое развитие событий должно быть самым последним сценарием из возможных способов получения доступа к первоисточнику, но его нельзя не проговаривать, т.к. от количества таких контактов зависит бюджет программы ГИС "ЦЛР". Оптимальным вариантом является обращение за поддержкой к владельцам документов на безвозмездной основе.

4. Выкуп первичных документов у иностранных владельцев. Также один из нежелательных сценариев, хотя более привлекательный с позиции оценки приоритетности источника в принципе. Исходя из поставленной задачи, приобретение исторического источника может быть:

· В рамках государственной программы создания ГИС "ЦЛР" с отнесением на ответственный ФОИВ и расчетом бюджета для этих целей.

· Спонсорская помощь и поддержка коммерческих структур, отдельных граждан и дарение источников иностранными владельцами с передачей в государственные институты хранения и обеспечения доступа.

· Организация краудфандинговых площадок для выкупа раритетных источников с официальных аукционных площадок и последующей передачей на ответственное хранение в государственные институты России.

Не исключено, что в структуре центра управления программой потребуется создание специального иностранного отдела по работе с зарубежными источниками исторической информации и по цифровизации данных из открытых зарубежных источников.

5.9 Система управления знаниями в ГИС "ЦЛР".

Как показала практика, вопрос накопления знаний как о самой платформе ГИС ЭРИИИ, так и методах, и принципах работы с ней, в целях и их воспроизведения для подготовки новых специалистов, расширения, обновления, актуализации и апгрейда, сегодня – не просто вопрос цифровизации инфраструктуры, но и вопрос создания единой цифровой научно-образовательной среды в историческом сообществе. Вопрос разработки специальной цифровой подсистемы накопления и управления знаниями – важная веха дорожной карты и входит в программу отдельным проектным подразделом. К ней мы обязательно привяжем и систему управления изменениями по методике оценки пользователей удобства и комфортности эксплуатации системы в целом.

5.10 Безопасность, наследуемость и обновляемость.

Есть целый ряд обязательных требований к подобным цифровым продуктам, которые, так или иначе, придётся учитывать при подготовке ТЗ на цифровое решение. Методологически подобные требования формализуются в специальную «Модель требований», представляющую собой специальный документ, входящий в пакет технических условий и утверждаемый Госзаказчиком системы. В числе прочих требований, система должна обеспечивать следующие безусловные свойства:

1. Безопасность системы и возможность моментального отката после атак. Безопасность системы, тем более, как мы указали ранее, распределенной сетевой облачной, в которой часть функций обработки информации выполняют аутсорсинговые сетевые операторы, независимые от корневого ЦОД (Центра Обработки данных). Взаимодействие и допуск основных игроков и соисполнителей системы должно проходить через консоль безопасности. Для граждан России такой фильтр может быть организован, например, через сайт «Госуслуги» или иной внутрироссийский держатель данных о гражданах России. Для иностранных граждан возможно предварительная регистрация, в том числе через специальные серверы с привязкой к паспортным данным и ID-параметрам.

2. Наследуемость, открытость и сохранность. Обеспечение наследуемости ГИС "ЦЛР" обозначает наличие таких инструментов и условий созданий сервиса, которые позволяют не только развивать и расширять платформы во времени, но и адаптировать созданные сервисы под появление новых программных продуктов, языков и средств коммуникации. Нельзя создавать сервис, который будет работать только до тех пор, пока жив и дееспособен придумавший его вендор. В случае исчезновения разработчика, программный комплекс должен иметь свойства независимой от вендора поддержки и развития. Разумеется, работа сервиса будет дублироваться на нескольких резервных распределенных серверах, а сам принцип сохранения будет включать элемент блок-чейн технологии. Блок-чейн механизм предполагает, что появление нового источника данных, всех его параметров и сопроводительных документов, отражается одновременно во всех сервисных центрах и у всех сетевых операторов и подтверждается ими как фиксация изменения системы. Таким образом, все установленные ранее связи внутри перевязанных статей и объектов фиксируются до следующей правки или изменения. В любом случае, система предусматривает вывод специального отчета «Таймлайн изменений» показывающий точное место изменения по срокам, авторам изменений и связь в блок-чейн цепочке с взаимозависимыми секторами информации.

3. Сервис ГИС "ЦЛР" – это не Википедия! Одно из важнейших условий создания исторического сервиса – это создание независимой площадки для хранения и обсуждения исторического наследия России, а значит одно из важнейших правил – использование исключительно российского платформенного ПО. Такое ПО должно обеспечить работоспособность ресурса не только в условиях смены вендора и отмены поддержки, но и в условиях комплексного отключения от мирового Интернета, т.е. интернет-независимый ресурс, хоть и интегрированный в международное интернет-пространство. Это соответствует и последнему указу Президента РФ о независимости российского интернет-сектора. С другой стороны, российский ресурс не должен повторять Википедия-подобные сервисы, хотя может возникнуть такое ощущение, что речь идет об аналоге Википедии. Безусловно, в Википедии есть как положительные, так и отрицательные свойства, но ключевым отличие российского исторического сервиса «Цифровая Летопись России» будет отсутствие незаполненных статей, отсутствие ссылок на пустые и несуществующие статьи, а также возможность создавать аналитические опции. Кроме того, как уже было замечено, сервис не должен иметь политических и иных оценок деятельности тех или иных людей, стран, объединений и партий и не может содержать субъективный анализ событий.

Продолжение следует.