Умение различать и использовать BPM, BPMS и BPMN – важная часть формирования стратегии развития бизнеса. В статье мы разберем различия между этими аббревиатурами и ответим на вопрос: «для чего бизнесу BPMN?».
В чем разница между BPM, BPMN, BPMS?
- BPM (сокращение от англ. Business Process Management) – это подход к бизнес-аналитике, основанный на использовании определенных технологий для анализа и совершенствования бизнес-процессов.
- BPMS (сокращение от англ. Business Process Management Suite) – это программное обеспечение, использующее нотации языка BPMN. Цель BPMS – автоматизировать бизнес-процессы в компании. Благодаря BPMS вы можете создавать стандартизируемые образы, которые отображают деятельность компании, помогают моделировать, контролировать и отслеживать процессы.
- BPMN (сокращение от англ. Business Process Model and Notation) – это язык на базе XML (набор символов и других графических представлений), который позволяет визуализировать бизнес-процессы. Другими словами, BPMN – это моделирование процессов в BPMS.
Зачем нужен BPMN?
В современных компаниях с вертикальной структурой, сложнее следить за большим количеством отделов и ими управлять. Использование BPMN позволяет наглядно отслеживать эффективность бизнеса, а также повышать производительность труда, совершенствовать структуру компании, налаживать коммуникацию между подразделениями, находить причины снижения прибыли и т. д.
На протяжении всего жизненного цикла компания сталкивается с различными проблемами. Например, на ранних этапах, когда команда только формируется, а разграничение ответственности между отделами размыто, любой триггер может стать началом конфликтной ситуации и проблем с коммуникацией. Даже дальнейшее развитие и рост компании может привести к нехватке квалифицированных кадров и усложнению процессов управления. Использование BPM позволяет снизить нагрузку на работников, распределить необходимые ресурсы, повысить прозрачность и разработать цепочки действий, которые благоприятно скажутся на деятельности. Но без необходимой подготовки наладить бизнес-процессы в компании трудно. Поэтому недостаточное внимание к BPM сопровождается финансовым, кадровым, репутационным и другим потерям.
Почему компании выбирают BPMN?
Для разрешения ситуаций, о которых мы писали выше, компании стремятся пересмотреть подход к управлению, создать новую, функциональную и продуманную структуру. Но реализовать эту трансформацию без BPMN крайне трудно. Главное преимущество BPMN – это универсальный язык, понятный всем участникам проекта. Также к преимуществам BPMN относятся:
- создание централизованной системы управления бизнесом;
- улучшение взаимодействия с персоналом (возможность устанавливать цели и отслеживать KPI);
- возможность выстраивать и оптимизировать процессы «на бумаге», видеть их преимущества, недостатки и только потом внедрять в структуру компании;
- дальнейшее использование BPMS;
- разработка бизнес-правил и контроль за их выполнением;
- описание конкретных процессов, удовлетворяющих потребности бизнес-анализа.
Как выглядит BPMN?
В настоящее время язык BPMN является самой популярной нотацией, используемой в бизнес-аналитике. Мы не раз упомянули понятие «нотация», давайте разберемся с его значением.
Нотация – это описание последовательности действий и событий, которые сопровождают бизнес-процессы и взаимодействие между отдельными объектами бизнеса.
Далее перечислим основные элементы, встречающиеся в нотации BPMN:
- Event – это события, происходящие вне компании или внутри нее. Поскольку события влияют на бизнес-процессы предприятия, они требуют к себе особого внимания по причине того, что компания обязана так или иначе реагировать на них.
- Activity – это действия (или задачи), реализуемые в рамках бизнес-процессов. Являются реакцией на те или иные события (Events).
- Gateway – это так называемая «развилка», шлюзы или процесс принятия решений).
- Еще один элемент – это Flow (потоки), основные элементы, задающие поведение процесса. Потоки разделяют на три вида: события, действия и шлюзы.
- Pool – это пулы или блоки, другими словами – это основные участники бизнес-процесса. Ими могут быть отделы или конкретнее люди (помощник менеджера, продавец, стажер и т. д.).
- · Dialogue – это полосы или диалоги, обозначающие взаимоотношения между элементами схемы.
- Artefact – артефакты или сноски. Являются дополнительным элементом, который используется для создания текстовых примечаний. Они не влияют на поток, но дают более подробную информацию об объектах внутри потока.
В BPMN существуют следующие типы схем:
- описание процесса;
- описание хореографии;
- описание сотрудничества.
Кто работает с BPMN?
В зависимости от потребностей и заинтересованных лиц, будет определяться и состав команды. Как правило, в нее входят:
- бизнес-аналитики, изучающие направления деятельности и проектирующие организационную структуру компании;
- разработчики и архитекторы, разрабатывающие архитектуру информационных систем предприятия;
- менеджеры и руководители подразделений, заинтересованные в оптимизации бизнес-процессов, выполняемых в этих подразделениях.
Подводя итог, отметим, что не все нуждаются в BPMN. Если это малый бизнес и в команде над проектами трудится несколько человек, использование нотации будет потерей времени. Также к «минусам» можно отнести то, что даже крупные компании не всегда могут максимально эффективно использовать этот инструмент из-за отсутствия нужных технологий и компетентных специалистов на рынке труда.
Хотите стать бизнес-аналитиком или вас интересует системная архитектура? Освойте все необходимые навыки для работы с BPMN на наших курсах и получите скидку 10%.
#технологии #it #бизнес #бизнес-анализ #bpm #bpmn #bpms