Найти в Дзене
Учебный центр IBS

BPMN: Моделирование бизнес-процессов простыми словами

Оглавление

Умение различать и использовать BPM, BPMS и BPMN – важная часть формирования стратегии развития бизнеса. В статье мы разберем различия между этими аббревиатурами и ответим на вопрос: «для чего бизнесу BPMN?».

В чем разница между BPM, BPMN, BPMS?

  • BPM (сокращение от англ. Business Process Management) – это подход к бизнес-аналитике, основанный на использовании определенных технологий для анализа и совершенствования бизнес-процессов.
  • BPMS (сокращение от англ. Business Process Management Suite) – это программное обеспечение, использующее нотации языка BPMN. Цель BPMS – автоматизировать бизнес-процессы в компании. Благодаря BPMS вы можете создавать стандартизируемые образы, которые отображают деятельность компании, помогают моделировать, контролировать и отслеживать процессы.
  • BPMN (сокращение от англ. Business Process Model and Notation) – это язык на базе XML (набор символов и других графических представлений), который позволяет визуализировать бизнес-процессы. Другими словами, BPMN – это моделирование процессов в BPMS.

Зачем нужен BPMN?

В современных компаниях с вертикальной структурой, сложнее следить за большим количеством отделов и ими управлять. Использование BPMN позволяет наглядно отслеживать эффективность бизнеса, а также повышать производительность труда, совершенствовать структуру компании, налаживать коммуникацию между подразделениями, находить причины снижения прибыли и т. д.

На протяжении всего жизненного цикла компания сталкивается с различными проблемами. Например, на ранних этапах, когда команда только формируется, а разграничение ответственности между отделами размыто, любой триггер может стать началом конфликтной ситуации и проблем с коммуникацией. Даже дальнейшее развитие и рост компании может привести к нехватке квалифицированных кадров и усложнению процессов управления. Использование BPM позволяет снизить нагрузку на работников, распределить необходимые ресурсы, повысить прозрачность и разработать цепочки действий, которые благоприятно скажутся на деятельности. Но без необходимой подготовки наладить бизнес-процессы в компании трудно. Поэтому недостаточное внимание к BPM сопровождается финансовым, кадровым, репутационным и другим потерям.

Почему компании выбирают BPMN?

Для разрешения ситуаций, о которых мы писали выше, компании стремятся пересмотреть подход к управлению, создать новую, функциональную и продуманную структуру. Но реализовать эту трансформацию без BPMN крайне трудно. Главное преимущество BPMN – это универсальный язык, понятный всем участникам проекта. Также к преимуществам BPMN относятся:

  • создание централизованной системы управления бизнесом;
  • улучшение взаимодействия с персоналом (возможность устанавливать цели и отслеживать KPI);
  • возможность выстраивать и оптимизировать процессы «на бумаге», видеть их преимущества, недостатки и только потом внедрять в структуру компании;
  • дальнейшее использование BPMS;
  • разработка бизнес-правил и контроль за их выполнением;
  • описание конкретных процессов, удовлетворяющих потребности бизнес-анализа.

Как выглядит BPMN?

В настоящее время язык BPMN является самой популярной нотацией, используемой в бизнес-аналитике. Мы не раз упомянули понятие «нотация», давайте разберемся с его значением.

Нотация – это описание последовательности действий и событий, которые сопровождают бизнес-процессы и взаимодействие между отдельными объектами бизнеса.

Далее перечислим основные элементы, встречающиеся в нотации BPMN:

  • Event – это события, происходящие вне компании или внутри нее. Поскольку события влияют на бизнес-процессы предприятия, они требуют к себе особого внимания по причине того, что компания обязана так или иначе реагировать на них.
  • Activity – это действия (или задачи), реализуемые в рамках бизнес-процессов. Являются реакцией на те или иные события (Events).
  • Gateway – это так называемая «развилка», шлюзы или процесс принятия решений).
  • Еще один элемент – это Flow (потоки), основные элементы, задающие поведение процесса. Потоки разделяют на три вида: события, действия и шлюзы.
  • Pool – это пулы или блоки, другими словами – это основные участники бизнес-процесса. Ими могут быть отделы или конкретнее люди (помощник менеджера, продавец, стажер и т. д.).
  • · Dialogue – это полосы или диалоги, обозначающие взаимоотношения между элементами схемы.
  • Artefact – артефакты или сноски. Являются дополнительным элементом, который используется для создания текстовых примечаний. Они не влияют на поток, но дают более подробную информацию об объектах внутри потока.

В BPMN существуют следующие типы схем:

  • описание процесса;
  • описание хореографии;
  • описание сотрудничества.
Пример нотации в BPMN
Пример нотации в BPMN

Кто работает с BPMN?

В зависимости от потребностей и заинтересованных лиц, будет определяться и состав команды. Как правило, в нее входят:

  • бизнес-аналитики, изучающие направления деятельности и проектирующие организационную структуру компании;
  • разработчики и архитекторы, разрабатывающие архитектуру информационных систем предприятия;
  • менеджеры и руководители подразделений, заинтересованные в оптимизации бизнес-процессов, выполняемых в этих подразделениях.

Подводя итог, отметим, что не все нуждаются в BPMN. Если это малый бизнес и в команде над проектами трудится несколько человек, использование нотации будет потерей времени. Также к «минусам» можно отнести то, что даже крупные компании не всегда могут максимально эффективно использовать этот инструмент из-за отсутствия нужных технологий и компетентных специалистов на рынке труда.

Хотите стать бизнес-аналитиком или вас интересует системная архитектура? Освойте все необходимые навыки для работы с BPMN на наших курсах и получите скидку 10%.

#технологии #it #бизнес #бизнес-анализ #bpm #bpmn #bpms