Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Курбэ» – первый дредноут Третьей республики

Первое десятилетие ХХ века для военно-морских флотов ведущих стран мира можно назвать периодом постоянных поисков оптимальных решений и лихорадочных попыток усилить свой состав большим количеством мощных боевых кораблей. В Британии и Германии активными темпами шло пополнение флотов «стандартными» броненосцами, которое после 1906 года с вводом в строй «Дредноута» перешло на качественно новый уровень в связи с началом строительства линкоров нового класса. Россия, «приходя в себя» после разгрома в русско-японской войне и потери практически всего броненосного флота, пересматривала свои кораблестроительные программы, приступая к возрождению своего линейного флота, начав с линкоров «промежуточного класса». Италия и Австро-Венгрия, усилив свои ВМФ броненосцами с «промежуточным» калибром, во второй половине десятилетия также приступили к проектированию линкоров-дредноутов, США и Япония, пройдя своим путем и сделав свои выводы, в итоге присоединились к этой новой «дредноутской» гонке.

Американский «Великий белый флот» в походе (1907-1909 годы)
Американский «Великий белый флот» в походе (1907-1909 годы)

Военно-морской флот Франции развивался примерно «по той же схеме», но с опозданием, удивительным для страны, которую считают вместе с Великобританией «Родиной броненосцев» (если помнить про «Глуар» и «Уорриор», соответственно).

Первый французский броненосец «Глуар», модель
Первый французский броненосец «Глуар», модель

Но факт остается фактом, если свои первые «дредноуты» Великобритания заложила уже в конце 1905 года (серийные – в конце 1906 года), США – в конце 1906 года, Германия – летом 1907 года, Италия, Россия и Япония – в 1909 году, то Франция заложила свой первый дредноут только осенью 1910 года, даже позже Австро-Венгрии (линкор «Вирибус Унитас», июль 1910 года). Более того, первый французский дредноут вступил в строй позже всех своих иностранных «одноклассников», обогнав только русские линкоры. И этим первым французским дредноутом был «Курбэ». Давайте вспомним, что же предшествовало созданию этого корабля.

Основными причинами опоздания французов в постройке своего первого дредноута большинство авторов и экспертов называют политические причины, признавая, что технические и экономические аспекты были менее важными.

«Массена» - характерный представитель французских броненосцев 90-х годов XIX века
«Массена» - характерный представитель французских броненосцев 90-х годов XIX века

Долгое время Франция и ее верховное морское командование в качестве противника в будущей войне рассматривало Великобританию, не замечая роста могущества других европейских стран и изменения их приоритетов в развитии. Как следствие, к началу ХХ века французский броненосный флот, по большому счету, представлял собой «коллекцию образцов», а не организованную и однородную силу. Соответственно, именно непонимание роли броненосного флота, отсутствие единого и системного видения развития броненосцев, частая смена руководства в морском министерстве привели к тому, что флот пополнялся довольно «странными», а главное – единичными боевыми кораблями с различными тактико-техническими характеристиками. В то же время отдельные технические решения, которые реализовывались на них, соответствовали самым передовым тенденциям в военном кораблестроении. К ним, по моему мнению, вполне можно отнести и башенное расположение орудий среднего калибра на броненосцах, систему бронирования кораблей, использование противоторпедной переборки. К тому же есть отличный практический пример, который только подтверждает способности французских инженеров и высокое качество работы французских верфей – эскадренный броненосец «Цесаревич», построенный во Франции, по праву считался одним из лучших броненосцев русского флота, причем вполне заслуженно.

Броненосец «Сюффрен» - один из последних представителей своего класса
Броненосец «Сюффрен» - один из последних представителей своего класса

Своеобразным прорывом, который основывался уже на понимании значимости однородности для управления эскадрой броненосцев, стала постройка трех броненосцев типа «Шарлемань», а за ними еще двух типа «Сюффрен». Облик построенных по этим проектам броненосцев уже вполне соответствовал «классическому», принятому как стандарт в большинстве стран мира. Так они ушли от традиционного «французского ромба».

Принятая в 1900 году кораблестроительная программа была призвана изменить облик французского флота и сделать его более сбалансированным, и хотя это на практике удалось не полностью, но флот пополнился 12 эскадренными броненосцами, боевые возможности которых постепенно усиливались, а полученный при проектировании опыт позволил чуть позже построить и линкоры типа «Курбэ».

Линкор-додредноут «Патри» типа "Републик"
Линкор-додредноут «Патри» типа "Републик"

Первыми по этой программе были заложены и построены два броненосца типа «Патри» («Родина») водоизмещением 14 600 т, вооруженные 2х2-305-мм орудиями и 18-164-мм орудиями (в башнях и казематах). Заложенные в 1901 году, эти броненосцы в 1903 году были спущены на воду, но вступили в строй только в 1906 году.

За первой парой последовала закладка еще четырех кораблей типа «Демократи» («Демократия»), практически однотипных с первыми двумя. Основное отличие заключалось в увеличенном до 194 мм калибром средней артиллерии, тем самым эта четверка уже относилась к додредноутам с промежуточным калибром артиллерии, аналогам британских «Кинг Эдуард VII», «Лорд Нельсон», русским «Андрею Первозванному» и «Евстафию», итальянским броненосцам типа «Реджина Елена».

Линкор «Демократи» - французский додредноут с промежуточным калибром (10-194-мм орудий)
Линкор «Демократи» - французский додредноут с промежуточным калибром (10-194-мм орудий)
Как писал журнал «Engineer» в те годы: «… броненосцы «Демократи» (Демократия»), «Жюстис» («Справедливость»), «Либертэ» (Свобода»), «Веритэ» («Правда»), которым вскоре предстоит вступить в наличие французского флота, принадлежат, как известно, к программе 1900 года. В них французский флот после полного перерыва снова получит, наконец, отряд однотипных судов большого водоизмещения, что представляется весьма знаменательным событием, так как после парусной эпохи во Франции вошло в обычай формировать эскадры из самых разнокалиберных судов…».

Новая четверка французских броненосцев с 4-305-мм и 10-194-мм орудиями оказалась достаточной удачной, построенные корабли не уступали английским «Кинг Эдуардам VII» (даже превосходили их по скорости и толщине брони), при этом они превосходили немецкие броненосцы типа «Дойчланд» по основным ТТХ.

Линкор «Андрей Первозванный» в качестве промежуточного калибра имел 8-203-мм орудий в четырех башнях и шесть - в каземате
Линкор «Андрей Первозванный» в качестве промежуточного калибра имел 8-203-мм орудий в четырех башнях и шесть - в каземате

Однако появление британского «Дредноута» в 1906 году привело к неизбежному финалу – в 1908 году, когда броненосцы типа «Демократи» вошли в строй Armee Navale, они оказались в категории устаревших кораблей. К этому моменту британский Гранд Флит не только ввел в строй свой «Дредноут», но и успел заложить серию из трех линкоров типа «Беллерофон», которые уже в 1907 году были спущены на воду и вошли в строй через год после французских «демократий». Было о чем задуматься французским кораблестроителям, военным и политикам.

Как отмечает Ю.И.Александров в книге «Линейные корабли типа «Курбэ», во Франции еще в 1904 году предполагалось строительство дредноутов, причем предлагались два проекта. Первый – с двадцатью 240-мм орудиями главного калибра и скоростью 21-22 узла, второй – с шестнадцатью 274-мм орудиями, водоизмещением 18 000 т и скоростью 20,3 узла. Но в то время во Франции не нашлось человека, похожего на Фишера, и был выбран более «экономичный» ход – по программе 1906 года было заложено шесть броненосцев типа «Дантон».

По отдельным оценкам броненосцы типа «Дантон» («Дантон», «Мирабо», «Вольтер», «Дидро», «Кондорсье», «Верньо») стали последними в мире линкорами-додредноутами и первыми французскими линкорами с паровыми турбинами, а главное – они отличались сильной артиллерией, которая по мощи залпа равнялась первым британским и немецким дредноутам. Действительно, «дантоны» получили 4-305-мм и 12-240-мм орудий, что было больше, чем у английского «Лорда Нельсона», а если учесть, что серия французских броненосцев состояла из шести кораблей против двух британских – можно сделать вывод о серьезном усилении французского флота в виде этих кораблей. Но это были все же не дредноуты, и данный факт сразу «опустил» ВМФ Франции среди мировых держав со второго на четвертое место.

Линкор «Дантон» - головной в последней серии французских додредноутов
Линкор «Дантон» - головной в последней серии французских додредноутов

Усиление «союзников / противников» на Средиземном море в середине первого десятилетия ХХ века потребовало в спешном порядке пересмотреть кораблестроительные программы и планы по усилению флота. Италия и Австро-Венгрия усиленно работали над проектами своих дредноутов, и хотя ожидать появления германских линкоров на Средиземном море не приходилось (кто же тогда думал, что в 1914 году там окажется «Гебен»!), однако вопрос усиления флота ЛК нового типа следовало решать.

Казалось бы, что после постройки «Дредноута» проектирование кораблей с традиционной «броненосной схемой» уже вроде как бессмысленно, но, видимо, в те годы во Франции так не считали. В октябре 1907 года Высший Морской совет на своем заседании утвердил ТТХ новых линейных кораблей, которые должны были быть построены по программе 1906 года после «дантонов». Этот проект чуть позже получил обозначение «проект А», но ничего «революционного» он в себе не содержал.

На немецком броненосце «Поммерн» (тип «Дойчланд») промежуточный калибр был
представлен 14-170-мм орудий
На немецком броненосце «Поммерн» (тип «Дойчланд») промежуточный калибр был представлен 14-170-мм орудий

По сути новый корабль представлял собой увеличенный «дантон» с водоизмещением 21 600 т, скоростью 20 узлов, точно таким же вооружением, но усиленной артиллерией ПМК (18-100-мм орудий в казематах и в батарее против 16-75-мм у «Дантона»). Удивительно, но даже после ввода в строй «Дредноута» и спуска на воду в Британии еще трех почти однотипных ЛК, во Франции продолжали рассматривать броненосцы с многочисленным промежуточным калибром. Здесь еще можно понять британцев, которые параллельно с постройкой «Дредноута» продолжили достраивать два линкора-додредноута «Лорд Нельсон» и «Агамемнон», так как процесс строительства кораблей достаточно инерционный, и «эффект «дредноута» еще не был ясен. К тому же принятые и утвержденные Парламентом кораблестроительные программы сложно свернуть. Но всерьез рассматривать корабли «устаревшей концепции» – для этого надо обладать особым «даром». Ведь «проект А» французским руководством был не только рассмотрен, но и утвержден в январе 1908 года. К счастью для французского флота уже 1 февраля 1908 года морской министр отложил реализацию «проекта А» на неопределенный срок, а через две недели на заседании Высшего Морского совета приступили к обсуждению других вариантов проекта нового ЛК.

Линкор «Лорд Нельсон» - последний британский додредноут с 10-
234-мм орудиями в качестве промежуточного калибра
Линкор «Лорд Нельсон» - последний британский додредноут с 10- 234-мм орудиями в качестве промежуточного калибра

Следующий проект, представленный на рассмотрение главным конструктором флота де Ломе и получивший обозначение «проект В», уже был более близок к концепции «дредноута» и имел более однородное вооружение.

При чуть большем водоизмещении (23 200 т) новый линкор должен был нести двенадцать 305-мм орудий в шести башнях, при этом башни должны были располагаться по линейно-ромбической схеме: четыре башни – в оконечностях линейно-возвышенно, а оставшиеся две – в средней части побортно. Промежуточный калибр отсутствовал, а противоминный калибр (ПМК), те же 18-100-мм орудий, располагался только в центральном каземате. Бронирование практически повторяло «проект А», кроме того, что высота броневого пояса по ватерлинии уменьшилась на 10 мм, толщина верхней палубы снизилась до 30 мм, толщину стенок барбетов башен ГК внутри каземата также уменьшили.

Русский линкор «Севастополь» покидает Балтийский завод, 1914 год
Русский линкор «Севастополь» покидает Балтийский завод, 1914 год

В следующей коррекции проекта нового ЛК – в «проекте В1», попробовали устранить недостатки предыдущего (слабость бронирования центрального каземата; малый калибр орудий ПМК). И доработанный проект (В1) уже предполагал каземат с бронированием до 150 мм, а в качестве орудий противоминного калибра – 138,6-мм орудия. Казалось бы, наконец-то был разработан наиболее оптимальный проект, однако представители Высшего Морского совета предложили продолжить разработку новых вариантов, при этом сделав упор на использовании трехорудийных башен на новых линкорах.

Описание первых французский дредноутов в справочнике
Описание первых французский дредноутов в справочнике

Новый проект, получивший затем обозначение «проект С», предполагал вооружить новый линкор 12-305-мм орудиями, но при этом использовать в носовой оконечности одну трехорудийную башню, на корме – две башни (трехорудийную и двухорудийную) и две двухорудийные башни по бортам. Это позволило бы сохранить десятиорудийный бортовой залп, но за счет небольшого ослабления носового залпа (7 орудий против 8) существенно облегчить носовую часть корабля. Применение одной носовой трехорудийной башни против двух двухорудийных давало выигрыш в весе 34 %, что существенно повышало мореходность ЛК и снижало его осадку носом.

Как отмечают источники, по «проекту С» новый линкор должен был иметь стандартное водоизмещение 22 200 т, наибольшую длину – 159 м, вооружение – 12-305-мм орудий (2х3 и 3х2), 18-138,6 мм орудий, 12-47-мм орудий и 4-450-мм подводных ТА. Бронирование: главный броневой пояс 270 мм, палубы – 12+45-70 мм, башни ГК – 270-290 мм, каземат 180 мм; скорость хода – 20 узлов.

Схема внешнего вида линкора типа «Курбэ», с подлинных чертежей
Схема внешнего вида линкора типа «Курбэ», с подлинных чертежей

В декабре 1908 года (для справки: к этому моменту были спущены на воду три ЛК типа «Беллерофон», три линейных крейсер типа «Инвинсибл», 4 ЛК типа «Нассау», 2 ЛК типа «Мичиган»; заложены 3 ЛК типа «Сент-Винсент», 3 ЛК типа «Остфрисланд», 2 ЛК типа «Делавэр») на заседании Высшего Морского совета были рассмотрены три проекта («проект А», «проект В1», «проект С») и в качестве приоритетных были выбраны проекты В1 и С. Интересно, что «проект С» считался наиболее удачным из выбранной пары, и это при том, что трехорудийную башню еще следовало создать. Но и в этот раз окончательного решения выработать не удалось. Высший Морской совет предложил начать работы над созданием трехорудийной башни, но при этом не прекращать работы и над двухорудийными башнями, тем самым откладывая закладку нового ЛК на неопределенное время.

К счастью, в итоге все решил «человеческий фактор», пусть новый морской министр Франции вице-адмирал Буэ де Лапейрер и не стал «француским Фишером», но именно его решение положило конец сомнениям, и окончательный проект первого французского дредноута был разработан на основе предварительного «проекта В1».

Схема внешнего вида линкора «Франс», с подлинных чертежей
Схема внешнего вида линкора «Франс», с подлинных чертежей

В окончательном варианте новый линкор полным водоизмещением 23467 тонн получал шесть двухорудийных башен с 305-мм орудиями ГК, двадцать два (вместо 18) 138,6-мм орудия ПМК, размещенных в бронированном (до 180 мм) каземате, а также 4-47-мм орудия и 4 подводных ТА. Размещение артиллерии соответствовало проекту В1 – вся артиллерия ГК была размещена в двухорудийных башнях (так называемого «британского образца»): по две в оконечностях и две по бортам, что определило и размерения нового корабля.

Длина (наибольшая) первого французского дредноута должна была составлять 166 м (существующие доки могли принимать корабли не длиннее 170 м), наибольшая ширина – 28 м, осадка – 8,852 м. Бронирование включало: главный броневой пояс толщиной 270 мм (180 мм – в оконечностях), броневые палубы общей толщиной 112 мм, башни ГК – 320-280 мм, боевая рубка – 300 мм.

Сечение корпуса линкора «Франс», с подлинных чертежей
Сечение корпуса линкора «Франс», с подлинных чертежей

Паротурбинная установка (турбины Парсонса) должны были обеспечить проектную скорость хода в 21 узел. Вскоре было подготовлено техническое задание, выбраны подрядчики и распределены заказы на строительство четырех линейных кораблей нового проекта. При этом расходы на первые два линкора были заложены в бюджет 1910 года, на вторую пару – в бюджет 1911 года.

1 сентября 1910 года на верфи Арсенала в Бресте был заложен линкор «Курбэ», а через два с половиной месяца (15 ноября 1910 года) на верфи Арсенала в Лорьяне второй линкор – «Жан Бар». В ноябре 1911 года в Сен-Назере на верфи «Ателье э Шантье да ла Луар» был заложен «Франс», а в Ла Сейн-Сюр-Мер на верфи «Форш э Шантье» – линкор «Париж».

Линкор «Париж» (тип «Курбэ») на верфи
Линкор «Париж» (тип «Курбэ») на верфи

Надо отдать должное, строительство французских дредноутов шло достаточно быстро. Первый из них, головной «Курбэ», строился дольше всех – 38 месяцев, второй – «Жан Бар» быстрее, 36 месяцев, «Франс» – 35, а «Париж» быстрее всех – 33 месяца. Неплохой результат, если вспомнить, что русские линкоры строились почти 5 лет, а итальянский «Данте Алигьери» – 43 месяца.

Линкор «Франс» на стапеле
Линкор «Франс» на стапеле

В итоге практически накануне Первой мировой войны флот Французской республики пополнился достаточно современными и мощными кораблями, которые не были идеальными, что неудивительно. В то же время ввод в строй французского флота четырех новых линкоров сложно переоценить – это позволило Франции вновь заявить о себе как ведущей военно-морской державе и существенно сократить отставание в дредноутах, а главное – заложить основу для строительства дальнейших серий линкоров.

Линейный корабль «Курбэ» в Тулоне, 1914 год
Линейный корабль «Курбэ» в Тулоне, 1914 год

На этом судьба линкоров типа "Курбэ" не заканчивается. Следите за продолжением истории на нашем канале.

Источники:

Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.: Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.– 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.; Броненосцы типов «Републик», «Демократи»,
«Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Лихарев, Д. Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX – начал ХХ вв./ Д.В.Лихарев.- СПб, 1997.- 240 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия / С.В.Патянин,
А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.