Красивый почерк, а точнее его отсутствие, часто становится причиной переживаний, ссор и даже плохих отметок. Наш блогер Оксана Левченко разбирается, почему раньше дети писали красивее (или нет?), и объясняет, почему нельзя требовать от детей писать быстро.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
«Знаете этот популярный миф: „Причина плохого почерка — современная шариковая ручка. Перышком раньше писали, совсем другой у детей был почерк!“ Действительно, при письме чернильными ручками у многих (но далеко не у всех) детей почерк был лучше. Но дело не в ручке, а в скорости письма: чернильная ручка ограничивала ритм и темп написания слов. Дети раньше просто писали медленнее, скорости от них никто и не требовал: невозможно писать безотрывно, ведь надо макать перо в чернила. Именно медленный темп позволял лучше формировать навык» — это цитата из книги М.Безрухик " «Обучение чтению».
То есть если детям, которые учатся писать, дать возможность осваивать этот навык также медленно, как раньше, результат будет прекрасным. Чернильная ручка нужна не ребенку, а взрослому, которому нужен результат любой ценой. Но если взрослый понимает, насколько напряжен ребенок, насколько сложен сам процесс письма для него, и не форсирует, а дает возможность писать в его собственном темпе, то сама по себе перьевая ручка не нужна.
Процесс письма пером намного сложнее. Те красивые фотографии тетрадей пятидесятых годов с идеальными буквами, которые вы наверняка видели в интернете, — случаи единичные. Большинство же ребят того времени с трудом могли соблюсти все требования учителей. Несмотря на длительные уроки чистописания, унифицировать почерк детей все равно не удавалось.
Вот что пишет М. Безруких, автор отличной книги «Обучение письму»: «Почти все мои одноклассники (и, я уверена, все сверстники) ненавидели письмо и уроки чистописания. Сейчас мы можем объективно оценивать плюсы и минусы различных методик, но в 1940–1950-е годы индивидуальные особенности ребенка не учитывались даже в чистописании. Все в школе было подчинено одной цели — „воспитанию социалистического отношения к труду“».
Воспитательные задачи чистописания были четко сформулированы в книге учителя начальных классов А. А. Герасимчук: «Красивое письмо получается только при полной собранности ученика, внимании, старании и точном выполнении каждого элемента буквы: тренировка же в подобных работах воспитывает такие черты характера, как старательность, аккуратность, точность, исполнительность, добросовестность и полную ответственность».
Какой же ценой достигались те красивые страницы на фотографиях в интернете? «Несложно представить себе все проблемы тех детей, которые, сколько бы ни старались, не соответствовали требованиям, а наказания за неисполнительность и недобросовестность следовали незамедлительно.
Наказывали, вывешивая на доску тетради с небрежным почерком самых безответственных детей, которые подводили весь класс
Я пошла в школу в 1952 году, и моя тетрадь тоже неоднократно «прикнопывалась» к доске. Нам ставили двойки за письменные работы, жаловались родителям, стыдили на всех родительских собраниях. Самую лучшую тетрадь, а в нашем классе она была единственной, показывали как пример для подражания на каждом уроке. Все остальные чувствовали свою неполноценность».
Одна «идеальная» тетрадь на класс, представляете? Но вернемся к темпу письма: на первом этапе обучения важно давать ребенку писать медленно. Теперь вопрос на миллион: что такое «медленно»? «Для шестилеток — это 4-6 знаков в минуту, для детей 7-7,5 лет скорость письма может быть на 2-3 знака больше. Это средние данные, а индивидуальные различия в скорости письма у первоклассников одного и того же возраста и детей разных возрастов, обучающихся в одном классе, могут существенно различаться», — говорит нам Безруких.
Так что когда вам говорят, что ребенок «не тянет», не поддавайтесь на провокации. Это не ваш ребенок медленно пишет, просто требования в школах сейчас слишком высоки. Защищайте детей!
Исследования Института возрастной физиологии РАО (ИВФ РАО), в которых изучалась не только организация движений, но и организация мышечной деятельности и деятельности мозга, показали, что письмо имеет определенную временную структуру действия, которую схематически можно представить себе так:
Так ребенок пишет букву «а». Тдв. — это время, которое нужно ребенку, чтобы написать элемент буквы. Тп. — это время паузы. Зачем нужна эта пауза? Это не просто время отдыха. Это время, когда ребенок осознает, что он уже сделал, оценивает и программирует следующий элемент. Это время весьма продолжительно — оно практически равно времени выполнения элемента.
А у детей, у которых не сформировано зрительное восприятие, зрительная память, зрительно-моторная координация, эта пауза существенно удлиняется. Это означает, что пауза важна даже больше, чем само действие.
То есть дети, внимание, всегда пишут отрывисто, по отдельным элементам! Когда изменяются механизмы контроля движений, сами движения координируются лучше, зрительно-двигательный образ буквы формируется окончательно, пауза между отдельными движениями сокращается. Это естественный процесс.
К 9-10 годам обычно резко сокращается время выполнения движения и столь же резко сокращается пауза. Письмо становится быстрым и устойчивым. Если посмотреть происходящие с мозгом изменения, можно увидеть, как меняется его активность:
- в 6-7 лет практически все зоны коры правого и левого полушария очень активны, оба полушария словно дублируют друг друга, практически вся кора головного мозга задействована в процессе (согласитесь, довольно энергоемкое действие);
- к 9-10 годам активность мозга дифференцируется, разные зоны коры правого и левого полушария по-разному включаются в процесс письма. Это и является свидетельством того, что моторная программа и произвольная регуляция движений к этому возрасту уже сформированы.
А теперь вспомним, кому из детей учитель в первом и втором классе говорит: «Пиши как получается»?
Обычно бывает наоборот: «Пиши быстрее!» Многолетние исследования показали, что инструкция «пиши быстрее» в течение всего первого года обучения не увеличивает скорость выполнения элементов, а лишь сокращает время паузы между отдельными движениями. То есть сокращает время, когда ребенок осознает, правильно ли выполнено движение, правильно ли написана буква или ее элемент, и программирует следующее движение.
Вы спросите: «А как же безотрывное письмо?» Безотрывное письмо не позволяет писать быстрее. Для него необходимо использовать так называемые обратные движения. И во многих случаях прописывать часть элементов по уже написанной линии. Это не укорачивает, а удлиняет линию письма и вовсе не сокращает время. Да и само по себе требование четкого совпадения линий — непосильная задача не только для первоклассника. Скорость же письма к 9-10 годам увеличивается не за счет его безотрывности, а за счет того, что навык формируется окончательно и требует меньшей осознанности.
Письмо — это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость деятельности. Если понаблюдать за тем, как пишут старшеклассники, даже те, кого учили писать безотрывно, несложно увидеть: кто-то пишет связно две буквы, кто-то — три, кто-то — каждую отдельно.
Безотрывное письмо наносит вред! Пока дети только учатся писать, именно безотрывное письмо создает сильное напряжение, а вместе с ускорением темпа приводит к тому, что во втором и третьем классе почерк у детей портится.
Если детей не форсировать, а дать им возможность отработать навык письма спокойно и последовательно, ухудшения почерка не будет. Безотрывное письмо не учитывает, что мышцы ребенка еще функционально не зрелы, кости и фаланги пальцев окончательно не сформированы, нервно-мышечная регуляция графических движений еще не совершенна. Оно нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнять биомеханически нецелесообразные движения (возвраты или точное проведение по уже написанному).
При безотрывном письме необходимо одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держать ручку и позу. Это вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища.
А еще искусственно создает гипоксию: «На первом этапе обучения дети пишут, „затаив дыхание“, как правило, на вдохе, и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. Экспериментальные исследования показали, что такие задержки дыхания, которые иногда достигают 20-30 секунд, вредно сказываются на состоянии ребенка: создается „рваный“ ритм дыхания, возникает гипоксия». Прибавьте к этому обычную духоту в классе младшей школы!
Чтобы ребенок писал красиво, в первую очередь надо учитывать его ритм, его особенности и ни в коем случае не форсировать процесс.